Подготовка аудиторской проверки

 

Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это соз­дает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом.

Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяс­нить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиен­тов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономи­ческого развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действую­щие правила ведения учета и составления отчетности.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" аудиторская орга­низация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияю­щие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и про­чих операций, в том числе внереализационных [8, с. 141 - 149].

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятиемотносятся следующие:

-   определение цели проверки у данного клиента и возможного использо­вания ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст­ва, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомле­ния с учредительными и другими внутренними документами;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе­спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

- знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут­ренних аудиторов, материалами налоговых проверок:

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор­ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други­ми пользователями финансовой отчетности клиента;

- экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;

- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз­личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

- предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка собственной способности аудиторской организации к выпол­нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу­лирования и т. д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на­править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас­сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли­вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри­ятием до заключения договора.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен­том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст­вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Ес­ли же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг,который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого дого­вора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других до­говоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, которые определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг" [8, 106 - 113]. Это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответст­венность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нем перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать кли­енту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом докумен­тов для проверки. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов. Определенную финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или пол­ную предоплату стоимости услуг Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять ра­ботников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т. п.). В текст договора в соответст­вии с пожеланиями сторон по договору могут быть также включены:

- примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

- общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

- уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита;

- согласие руководства предприятия на использование результатов, по­лученных предшествующей аудиторской организацией;

- указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

- порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе ока­зания аудиторских услуг;

- условия дальнейшего развития договорных отношений между ауди­торской организацией и предприятием.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. Эти данные носят конфиденциальный характер, и ответственность за их разглашение аудиторами также может быть предусмотрена в договоре.

Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского рис­ка, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости аудиторских услугусловно можно разделить на следующие группы:

- аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фикси­руется в договоре до начала проверки. Как правило, ее определяют произвольно в зависимости от финансовых возможностей клиента (в размере 0,1 - 1,0% от объема реализации за проверяемый период). Нередко аудиторы предварительно знакомятся с особенностями дея­тельности клиента, оценивают аудиторский риск, примерную трудо­емкость работ, после чего они определяют общую стоимость работ, Недостатком аккордной оплаты относится невозможность обоснован­но оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредви­денные обстоятельства, которые могут повлиять на нее, а значит отра­зиться на финансовом положении аудиторской организации;

- повременная оплата, которая наиболее распространена на рынке ауди­торских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалифи­кации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ;

- сдельная оплата, котораяприменяется, как правило, при восстановле­нии бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности;

- оплата по результатам, которая предусматривает отказ аудиторской организации от заранее определенной суммы за предоставленную ус­лугу и установление оплаты в виде доли от сэкономленных для кли­ента финансовых ресурсов. Эта экономия возникает в результате вы­явления ошибок в ведении учета, оформлении документации, уплаты налогов и т. п.;

- комбинированная оплата, представляющая различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре оп­ределяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный про­цент от достигнутой экономии средств клиента при выявлении налого­вых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т. п.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (одно­кратное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае Достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг усло­вия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к дого­вору должны быть оформлены в письменном виде.

 

Планирование аудита

 

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки ау­диторской организации необходимо составить продуманный план пред­стоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

- установить объем проверяемой информации, время проведения про­верки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

- определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

- определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [8, с. 208 - 215] аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до за­ключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное пла­нирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной дея­тельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внут­ренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информа­цию на основе личных бесед с руководством и специалистами предпри­ятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налого­вых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования осуществляется общее зна­комство с системой внутреннего контроля.В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгал­терского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтер­ского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профес­сионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, приня­тых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтер­ского учета и достоверности отчетности [8, с. 227 - 235]. Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о нена­дежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то пола­гаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля пред­приятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однород­ным группам хозяйственных операций.

Если на предприятии создана служба внутреннего аудита, то в про­цессе планирования аудиторской проверки следует также оценить работу этой службы. Для формирования такой оценки изучается:

- организационный статус: положение службы внутреннего аудита в сис­теме управления предприятия, ее возможности и способность соблю­дать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обя­занностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, наклады­ваемых руководством и (или) собственниками предприятия на внут­ренний аудит;

- компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт ра­боты) внутренних аудиторов, политика найма, обучения и повышения их квалификации, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

- профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работыслужбы внутреннего аудита, наличие и со­держание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабо­чих программ и рабочей документации;

- функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;

- уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполне-нию руководством и (или) собственниками предприятия рекоменда­ции внутреннего аудита. В том случае, если аудиторская организация характеризует деятель­ность службы внутреннего аудита как достаточно эффективную, то ре­зультаты ее работы могут использоваться при проведении проверки. Это позволит сократить объем аудиторских процедур, но только после допол­нительного ознакомления внешних аудиторов с рабочей документацией внутреннего аудита.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные ау­диторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют ауди­торских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учиты­вать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалифи­кационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе "Состав аудиторской группы и распределение обязан­ностей внутри группы" (см. табл. 2.2.).

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе "Дополнительная информация о клиенте''. В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливает­ся приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позво­ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются зна­чимые для аудита области, намечается объем и последовательность вы­полнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Таблица 2.2.

Рабочий документ (ДР) "Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы"

 

Аудиторская организация

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

ООО "Экспресс-Аудит"

ООО "Bосход"

с 02.02.2001 по 12.02.2001

240

Кузнецов А.А.

Кузнецов А.А., Петров И.В.

 

 

Ф.И.О., должность

 

Код ауди­тора

 

Раздел, закрепленный за аудитором

 

Форма отчет- но­сти

 

Период выпол­нения

 

Трудоемкость, в % от общего объема работы

 

общего плана прог- рам­мы
1   Кузнецов А.А., рук.   09   2   2.2-2.3   ДР7   1-2.02   7  
2   Петров И. В., аудитор   12   4   4.1-4.4   ДР9   5-8.02   9  
  И т. д.            

Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отно­шенияхпредставляет такую степень точности ее показателей, при кото­рой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правиль­ные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенно­сти: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С коли­чественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельно­сти и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.

Уровень существенности- это предельное значение ошибки бухгалтер­ской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользова­тель с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как осно­ва для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных иссле­дований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Суще­ственность и аудиторский риск" [8, с. 194 - 207] перед началом провер­ки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошиб­ки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Определение существенности зависит от опыта и квалификации ауди­торов и определяется ими самостоятельно для каждого клиента с учетом объема и специфики его деятельности (размер предприятия, величина ва­ловой прибыли, стоимость активов, величина капитала, сумма текущих обязательств и др.). Уровень существенности устанавливается как для каж­дого из этих показателей, так и для отчетности в целом. Однако не все ошибки можно оценить количественно. Например, следует учитывать та­кие обстоятельства, как нежелание клиента раскрывать определенного ро­да информацию (незаконный характер отдельных операций, нарушение условий контракта и др.).

Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают про­блему определения существенности. Некоторые прибегают к точным ко­личественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и ин­туицию, считая, что отклонение показателя до 5%будет незначительным, а свыше этой величины - существенным. При этом во внимание прини­маются различные факторы:

- абсолютная величина ошибки. Для различных условий она может быть признана или допустимой, или неприемлемой;

- относительная величина ошибки - это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая при­быль, сумма активов, сумма текущих активов и др.;

- содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам лик­видных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной "доступности" для нарушений;

- конкретные цели использования аудиторского заключения;

- неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности;

- кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок. Например, нельзя оценивать как не­существенную каждую из пяти ошибок в сумме 2000 руб., увеличи­вающих валовую прибыль, для которой существенной является ошиб­ка в сумме    10 000 руб.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским.

Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация мо­жет полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоя­нием клиента, характером операций клиента, компетентностью админист­рации и учетного персонала и др.

Аудиторский риск - риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.

Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудиторов при проверке отчетности. Его величина всегда находится в пределах от нуля до единицы. Если аудиторы определяют меньший уровень аудиторского риска, то, следовательно, они должны быть уверены в том, что в отчет­ности нет существенных ошибок. Нулевой риск означает полную уверен­ность аудиторской организации в достоверности показателей бухгалтер­ской отчетности. Однако аудиторы не должны гарантировать полного отсутствия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности клиента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: