Принципы деятельности милиции:
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правовая основа деятельности милиции:
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.[30]
Деятельность милиции и права граждан:
Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.[31]
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В решении возложенных на милицию общественной безопасности задач важная роль принадлежит службе охраны общественного порядка, осуществляющей административно-правовую защиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности групповых и межличностных отношений от преступных и иных противоправных посягательств. Служба охраны общественного порядка является отраслевой службой милиции общественной безопасности.
Вынесение вопросов общественного порядка на первое место соответствует положениям Конституции Российской Федерации и закону «О милиции». В обеспечении общественного порядка участвуют наиболее многочисленные силы органов внутренних дел: подразделение патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, службы милиции по охране, содержанию и конвоированию задержанных и заключенных под стражу, служба участковых инспекторов милиции и других.
Также административная деятельность милиции затрагивает вопросы предупреждения и пресечения конкретных видов правонарушений: мелкого хулиганства и иных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, безопасность и порядок управления; нарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, вопросы предупреждения пьянства, наркомании, проституции, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правонарушений в сфере экономики.[32]
Правовой основой деятельности органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы является закон РФ «О милиции», в котором предусмотрена обязанность милиции обеспечивать соблюдение правил приобретения, хранения, ношения и транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, открытия и функционирования объектов по перечням, определяемым законодательством. Эта деятельность определяется иными законами, а также указами, постановлениями, ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел России.[33]
На уровне Министерства внутренних дел России деятельностью милиции общественной безопасности руководят: Главное управление обеспечения общественного порядка, Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения, Паспортно-визовое управление.
Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласных методов, представляет собой совокупность организационных и практических мероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступление, и т.д.[34]
Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональных обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.
В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым инспекторам милиции, которые несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.[35]
Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел в процессе повседневной работы и при проведении целевых мероприятий. Мероприятия по обеспечению паспортно-регистрационного режима включаются в общий план работы органа.[36]
Контроль за соблюдением паспорно-регистрационных правил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако следует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения или более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.
В процессе административного надзора за соблюдением требований паспорно-регистрационной системы применяют отраслевой, территориальный виды контроля. Отраслевой контроль осуществляется путем последовательной проверки паспортно-регистрационного режима на предприятия, в учреждениях и организациях, которые относятся к какой-либо отрасли народного хозяйства и входят в систему конкретного министерства, ведомства. При территориальном контроле надзор за соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществляется в жилом секторе населенного пункта, района, микрорайона. Выборочный контроль предполагает проверку заявлений и сообщений граждан, а также адресов, по которым могут проживать лица, получившие отказ в регистрации либо регистрации у которых истек.[37]
Дифференцированный контроль позволяет получить полные и достоверные данные о состоянии паспортно-регистрационного режима, путем тщательного анализа этих сведений вскрыть причины и условия, способствующие нарушениям паспортно-регистрационных правил, и тем самым повысить эффективность и целенаправленность мероприятий по их устранению. Результаты контроля ложатся в основу информации о выявленных в ходе проверок наиболее характерных нарушениях, а также предложений по их искоренению, которые органы внутренних дел направляют в местные органы власти и управления, подразделения Федеральной миграционной службы, в министерства и ведомства.
Контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации осуществляет милиция во взаимодействии с Федеральной миграционной службой России, предприятиями, учреждениями, организациями, обслуживающими иностранных граждан. Практическая организация и осуществление контроля возлагаются в МВД – на ГУООП, в МВД республик в составе России, УВД (ГУВД), УВДТ – на одного из заместителей министров, заместителей начальников перечисленных органов внутренних дел, в горрайорганах внутренних дел – на начальников этих органов.[38]
Органы внутренних дел (милиция) контролируют, чтобы все находящиеся на обслуживаемой ими территории иностранные граждане и лица без гражданства выполняли свои обязанности, установленные законодательством о правовом положении иностранных граждан в России, соблюдали правила пребывания иностранных граждан в России, правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию России, а также действующие законы и иные нормативные акты. Органы внутренних дел (милиция) проверяют наличие у иностранных граждан разрешений на пребывание в данном пункте и паспортов.[39]
Основным нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного движения, являются Правила дорожного движения, контроль за соблюдением которых возложен на дорожно-патрульную службу. Основная задача данной службы – обеспечение дорожного движения, которое обеспечивается ее силами: специализированными полками, отдельными батальонами, отдельными ротами, отдельными взводами. В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты, взводы, в том числе моторизированные, или группы дорожного движения.
Для выполнения специальных мероприятий в районах чрезвычайного положения, организации и проведения межрегиональных операций, экскортирования и сопровождения автомобилей специального назначения МВД России могут быть образованы строевые подразделения особого назначения ГИБДД. Управление силами средствами рот, взводов, групп дорожно-патрульной службы осуществляют руководство ГО (РО) ВД и начальники ГИБДД.
Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений в период несения службы осуществляют дежурные части этих подразделений, а моторизованных взводов (групп) – дежурные части ГО (РО) ВД, которые:
- ведут сбор, обработку и оценку информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории;
- осуществляют прием и регистрацию в журнале учета дорожно-транспортных происшествий, сообщений и заявлений о таких событиях, а также прием и регистрацию в установленном порядке сообщений и заявлений о преступлениях и других правонарушениях;
- организуют выезд инспекторов-дежурных на места дорожно-транспортных происшествий для оформления и осуществления неотложных действий, реализации мер по ликвидации их последствий, а также организуют и проводят работу по розыску и задержанию угнанных, похищенных автомототранспортных средств, участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, регистрируют в установленном порядке сообщения о таких противоправных деяниях;
- организует в установленном порядке сопровождение патрульными автомобилями (мотоциклами) ГИБДД автомототранспортных средств, в том числе и на договорной основе;
- устанавливают личности доставленных в дежурную часть граждан, составляют материалы об административных правонарушениях в сфере дорожного движения и т.д.;
- организуют взаимодействие суточных нарядов строевого подразделения с нарядами других служб и подразделений органов внутренних дел, общественными формированиями по охране правопорядка;
- выдают инспекторскому составу и принимают от него вооружение, оперативно-технические и специальные средства, обеспечивают их сохранность в помещении дежурной части;
- осуществляют прием оформленных материалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, проводят их регистрацию, организуют хранений и выдачу задержанного автомототранспорта;
- обеспечивают выполнение внутреннего распорядка, осуществляют контроль за соблюдением пажарн6ой безопасности и санитарных правил в здании строевого подразделения;
- осуществляют информационно-справочную работу.[40]
Для осуществления контроля за дорожным движением организуются: пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.
Пешее патрулирование – применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно – регулировочных действий на небольших, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Стационарный пост ГИБДД – это место несения службы сотрудниками дорожно-патрульной службы, служебное помещение, оборудованное оперативно-техническими и специальными средствами.
Контрольные посты милиции – включаются в межрегиональную специальную заградительную систему. Они, как правило, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц совершивших преступление либо подозреваемых в их совершении.
Открытый контроль – осуществляется сотрудниками на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Ими в процессе несения службы используется такие тактические приемы:
- движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителя в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);
- движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости);
- остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участков дорожного движения и пресечения правонарушений);
- остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременно пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движении участков.
Скрытый контроль - на патрульных автомобилях с обычной окраской осуществляется, как правило в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае если сотрудник одет в гражданскую одежду, у него обязательно должен быть нагрудный знак.
Смешанный контроль – организуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные знаки, второй – обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешенном контроле и координация их совместных действий осуществляется с помощью радио связи.
Контроль при несении службы -заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдения за выполнением участниками движения Правил и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения.
Предостережение участков дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечении применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.
К распорядительно-регулировочным действиям относятся регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, связанных в том числе с дорожно-транспортными происшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.[41]
А также административная деятельность милиции выполняется на:
1. Железнодорожном транспорте:
- вокзалы;
- остановочные пункты;
- платформы;
- станции в пределах их границ со всеми объектами МПС, перегоны (только на железнодорожном полотне), подвижный состав, находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте;
- пешеходные и переходные мосты, подземные переходы, если они служат только для выхода и посадки пассажиров в поезда;
- железнодорожные подъездные пути МПС общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или знака «граница подъездного пути», кроме путей, сданных в аренду, и предприятий промышленного железнодорожного транспорта;
- грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения, при отсутствии ограждения – границей следует считать периметр складирования грузов и контейнеров;
- стационарные прирельсовые склады, сортировочные рамы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства МПС, находящиеся в границах станций.
2. На воздушном транспорте:
- аэродромы в их границах;
- аэровокзалы;
- воздушные суда.
3. На морском транспорте:
- морские порты и судоходная часть их акваторий;
- вокзалы;
- места хранения и переработки грузов на территории портов;
- гидротехнические сооружения и навигационные средства, расположенные в пределах судоходной части морских портов;
- суда и другие плавательные средства, находящиеся у причалов и на рейдах акватории морского порта.
4. На речном транспорте:
- речные порты;
- вокзалы и пристани;
- охраняемые территории шлюзов;
- причалы (за исключением причалов для плавсредств баз отдыха и лодочных станций);
- пункты отстоя и ремонта судов государственного концерна «Росречфлот»;
- главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых протоков (на главном форваторе);
- суда и другие плавсредства государственного концерна «Росречфлот», находящиеся на главном судовом ходу, в пунктах ремонта и отстоя, у пристаней и причалов порта;
- плавучие знаки судовой обстановки.[42]
Контроль ГИБДД за техническим состоянием транспортных средств осуществляется в следующих формах:
- государственные периодические технические осмотры автомобилей и прицепов к ним;
- проверка исправности транспортных средств в период между техническими осмотрами (оперативный контроль – проверка технического состояния автотранспорта при выходе на линию, возвращении в гараж, на линии в процессе эксплуатации);
- обследование автотранспортных предприятий с целью выяснения содержания транспортных средств участниками дорожного движения в исправном состоянии (полное или частичное);
- технический осмотр транспорта при постановке на учет;
- контроль за качеством ремонта и обслуживания транспортных средств на станциях технического обслуживания;
- проверка состояния транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.[43]
Основными формами контроля за подготовкой водительских кадров, осуществляемого регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД являются:
- регистрация учебных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров и контроль за ходом этой подготовки;
- прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств;
- выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий.[44]
Заключение
В дипломной работе мы попытались проанализировать действующее законодательство и существующие точки зрения, касающиеся административно-правового статуса милиции в Российской Федерации.
По итогам исследования, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:
Вывод Первый: Несмотря на то, что система органов милиции в настоящее время устоялась, бытует большое количество мнений и предложений по ее реконструированию, при этом некоторые из них заслуживают, на наш взгляд, внимания.
Вывод Второй: На протяжении всего существования милиция в Российской Федерации выполняла и выполняет различные функции, иногда не совсем ей свойственные, что приводит к распылению сил и ненадлежащему выполнению основных функций.
Вывод Третий: Административно-правовой статус милиции определен в Российской Федерации, но в практической деятельности постоянно возникают сложности с использованием действующего законодательства.
Вывод Четвертый: В процессе выполнения своих функций отдельными работниками милиции допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, что сказывается на отношении населения Российской Федерации к милиции в целом.
В связи с этим, на наш взгляд, существует необходимость в реформировании законодательства и его стабилизации, что исключает постоянные изменения в работе милиции, улучшает качество выполнения милицией ее функций.
Кроме этого в процессе дипломного исследования, предлагается следующие меры по укреплению административно-правового статуса милиции:
1. Необходимо изменить структуру милиции, исключив из нее органы предварительного следствия, оставить только дознание, что позволит милиции заниматься непосредственно охраной жизни, здоровья, интересов и прав граждан.
2. Исключить из функций милиции несвойственное ей, что позволит высвободить силы для выполнения основных функций.
3. В целях предотвращения нарушений работниками милиции, их функциональных обязанностей необходимо усилить контроль за их деятельностью и обеспечить достаточное правовое образование сотрудников милиции.
На наш взгляд, все изложенное позволит усовершенствовать деятельность милиции в Российской Федерации, стабилизировать ее административно-правовой статус, и упрочить положение милиции в глазах общественности российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






