3.1 Психологический аспект смены
Смена в лагере должна состоять из трёх этапов.
1. Организационный этап, включающий в себя реализацию запросов детей, привыкание людей друг к другу, к режиму. Длится оргпериод 3-4 дня. За это время вожатые должны успеть познакомить детей друг с другом с помощью различных игр (Летит по небу шар, Мобила, Снежный ком, Слоники). Именно в этот период происходит адаптация ребят к новому для них миру, новым людям. Дети сразу получают много разных эмоций и надо сделать всё, чтобы эти эмоции были положительными.
Не следует также забывать о об определении детей, нуждающихся в психологической коррекции, выявлении личностных особенностей детей. Определение их индивидуальных особенностей, выработка индивидуального подхода и скорейшее сплочение в коллектив. Разработка программ индивидуальных воздействий.
2. Основной этап – 11 дней. «Начинка смены». Стабилизация лагерной жизни, вхождение ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Следует также проводить психокоррекционную работу с детьми, имеющими психические отклонения: различного рода девиации, гиперактивность, импульсивность. Все важные мероприятия проводятся именно в этот период, они должны иметь яркое начало и феерический конец.
3. Заключительный этап 7 дней. Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.
Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.
Заключение
В заключение хочу сказать, что отправка ребёнка в лагерь, особенно в первый раз, это важное испытание как для родителей, так и для детей. Ко всему нужно подготовиться, всё предусмотреть. Проблема адаптации в детском лагере является особенно острой, потому что здоровье детей ухудшилось из-за сидячего образа жизни, окружающая среда всё чаще отрицательно оказывается на психическом состоянии детей и вожатый будет именно тем человеком, который сможет помочь ребёнку поверить в свои силы и свои таланты.
Список литературы
Е.И. Рогов Программа работы психолога в пионерском лагере
А.А. Данилков Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива
А.А. Анцупов Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Владос М.2004
И.С. Кон Ребёнок и общество – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336с.