Глава 2. Значение учетной политики в финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМК – и КО»

 

2.1 Краткая характеристика ООО «СМК – и КО»

 

Общество зарегистрировано в 04.12.2006года. Участниками Общества являются физические лица, размер Уставного капитала составляет десять тысяч рублей и состоит из двух равных долей.

Общество создано с целью получения прибыли.

Основным видом деятельности организации является оптовая торговля.

Вид товара – водозапорная энергетическая арматура.

Основных средств на балансе организации не имеется. Организация арендует складские помещения.

Управляющим органом организации является генеральный директор, назначенный на основании Устава приказом.

Организация состоит из одного подразделения, штат организации включает: генерального директора, бухгалтера, менеджеров по продажам – закупкам.

В штате организации состоят семь человек.

Обязанности менеджеров состоят в закупке и продаже товара, ведении переговоров с поставщиками и покупателями, определении качества товара.

Организация является налогоплательщиком по обычной системе налогообложения.

2.2 Анализ учетной политики ООО «СМК – и КО» для целей бухгалтерского и налогового учета

 

Следует напомнить, что учетная политика организации для целей бухгалтерского учета представляет собой принятую совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т.е. таких процессов как первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008). При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Исходя из этого, основным назначением учетной политики для целей бухгалтерского учета является документальное подтверждение способов ведения бухгалтерского учета, применяемых организацией. При этом необходимо отразить все соответствующие особенности ведения учета, присущие торговой организации. Это вызвано тем, что в нормативных актах по бухгалтерскому учету, как правило, установлены различные методы учета активов и обязательств, разрешенных к применению организацией для ведения своей деятельности.

Кроме того, как уже было сказано, организации должны также составить учетную политику для целей налогового учета. При этом для вновь созданных организаций учетная политика для целей налогового учета формируется не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации (п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, организации торговли наряду с другими коммерческими организациями должны составить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, формируемую главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемую приказом (распоряжением) лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с Законом №129-ФЗ (п. 4 ст. 6) и ПБУ 1/08 (п. 6) принятая организацией учетная политика, в том числе и для торговой организации, применяется последовательно из года в год. Однако в ряде случаев возможно изменение учетной политики. Учетная политика торговой организации может быть изменена в следующих случаях:

1) в случае изменения законодательства или нормативных актов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

2) в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, а также в случае существенного изменения условий деятельности организации.

Следует отметить, что такие изменения должны вводиться в действие с начала финансового года с целью обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета.

Учетная политика торговой организации, так же как и учетная политика других коммерческих организаций, должна включать в себя определенные элементы. В соответствии с Законом №129-ФЗ (п. 3 ст. 6) и ПБУ 1/08 (п. 5) в учетной политике торговой организации обязательно должны быть отражены такие элементы, как:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий в себя синтетические и аналитические счета;

2) формы первичных учетных документов, в случае если законодательством не предусмотрены типовые формы по таким документам, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила и график документооборота, а также порядок обработки учетной информации;

6) порядок контроля за ведением учета хозяйственных операций;

7) прочие решения и способы отражения учетной информации, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Как уже было отмечено, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета необходимо отразить способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, активов и обязательств.

Так, при формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета в части нематериальных активов необходимо отразить методы их оценки, начисления амортизации по ним, а также порядок проведения инвентаризации нематериальных активов.

Требования к формированию учетной информации по учету нематериальных активов закреплены Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

Следует отметить, что торговые организации, как правило, используют линейный метод начисления амортизации, согласно которому начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, определяемой на основании срока полезного использования данного объекта.

Кроме того, организация имеет право самостоятельно установить способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений. В соответствии с п. 21 ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления могут быть отражены в бухгалтерском учете одним из следующих способов:

1) путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете;

2) путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

Кроме того, в учетной политике необходимо раскрыть способы учета основных средств и в том числе методы начисления амортизации по ним.

Основные требования к организации бухгалтерского учета основных средств закреплены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н. В соответствии с указанным Положением для принятия объекта в состав основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) объект предназначен для использования в процессе осуществления деятельности (для торговых организаций - при приобретении и реализации товаров), для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Однако следует отметить, что некоторые активы также могут быть учтены в составе материальных запасов, если их стоимость не превышает 20 000 руб. Так, например, компьютер общей стоимостью более 20 000 руб. может быть отражен в учете как единый комплекс в составе основных средств. Однако тот же самый компьютер может отражаться в учете по стоимости каждой его составной части в составе материальных запасов, если их стоимость менее 20 000 руб. В соответствии с тем же п. 6 ПБУ 6/01 при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются или могут использоваться как самостоятельные объекты, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Следует отметить, что в случае применения второго способа учета актива его стоимость быстрее списывается на расходы организации, т.к. стоимость таких активов списывается в состав расходов единовременно, а не путем начисления амортизационных отчислений.

В 2007г. ООО «СМК – и КО» приобрела персональный компьютер. Согласно счету на оплату компьютера стоимость его составных частей составила:

1) системный блок - 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.);

2) монитор - 4130 руб. (в том числе НДС - 630 руб.);

3) клавиатура - 295 руб. (в том числе НДС - 45 руб.);

4) мышь - 177 руб. (в том числе НДС - 27 руб.).

Исходя из этого, общая стоимость компьютера составила 28 202 руб. (в том числе НДС - 4302 руб.).

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета компьютер учитывается как отдельный инвентарный объект, т.к. используется только как единый комплекс. Таким образом, на счетах бухгалтерского учета необходимо отражаются следующие записи:

Д 08-4 К 60 — 23 900 руб.

Д 19-1 К 60 – 4 302 руб.

Д 60 К 51 – 28 202 руб.

При приобретении компьютера были произведены расходы на доставку, оплаченные наличными через кассу подотчетным лицом, которые составили 295 руб. (в том числе НДС - 45 руб.). Исходя из этого, на счетах бухгалтерского учета отражаются:

Д 71 К 50 – 295 руб.

Д 08-4 К71 – 250 руб.

Д 19-1 К 71 – 45 руб.

После ввода компьютера в эксплуатацию в бухгалтерском учете производят следующие записи:

Д 01 К 08-4 – 24 150 руб. (23 900 руб. + 250 руб.)

Д 68 К 19-1 – 4 347 руб. (4 302 руб. + 45 руб.).

Как уже было сказано, активы стоимостью менее 20 000 руб. списываются на затраты единовременно. Такой способ учета позволяет избежать ведения обособленного бухгалтерского и налогового учета таких объектов, а, кроме того, освобождает от обязанности уплаты налога на имущество по этим объектам, т.е. снижает налоговые расходы.

Также в 2007г. ООО «СМК – и КО» приобрело принтер стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

Исходя из этого, на счетах бухгалтерского учета отражается:

Д 08-4 К 60 – 5 000 руб. (5 900 руб. - 900 руб.);

Д 19-1 К 60 – 900 руб.;

Д 60 К 51 – 5 900 руб.;

Д 01 К 08-4 – 5 000 руб.;

Д 68 К 19-1 – 900 руб..

Исходя из того, что стоимость принтера не превышает 20 000 руб., поэтому ее необходимо включить в состав расходов организации:

Д 44 К 01 – 5 000 руб.

Таким образом, амортизация по указанному активу не начисляется.

В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 18) начисление амортизации основных средств производится организацией по ее выбору исходя из принятых методов. При этом для группы однородных объектов основных средств применяется единый метод начисления амортизации. Как уже было сказано, по объектам основных средств стоимостью менее 20 000 руб. амортизация не начисляется. Кроме того, амортизация не начисляется по используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации объектам основных средств, которые законсервированы и не используются в процессе основной деятельности организации, для управленческих нужд либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Также амортизация не начисляется по объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.) (п. 17 ПБУ 6/01).

При этом необходимо отметить, что в целях налогового учета амортизация не начисляется по объектам, стоимость которых не превышает 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Исходя из этого, учет основных средств и начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет различным.

В целях бухгалтерского учета организация может выбрать один из следующих методов:

1) линейный метод;

2) метод уменьшаемого остатка;

3) метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) метод списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в целях налогового учета организации могут выбрать один из двух способов начисления амортизации:

1) линейный способ;

2) нелинейный способ.

Торговые организации, как правило, используют линейный метод начисления амортизации. Согласно данному способу годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации (п. 19 ПБУ 6/01). При этом норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Срок полезного использования основных средств, в свою очередь, определяется исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта или нормативно-правовых и других ограничений использования данного объекта (срок аренды и пр.). Кроме того, срок полезного использования объекта основных средств может быть определен согласно Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1. Способ определения сроков полезного использования объектов основных средств также должен быть закреплен учетной политикой организации.

В 2007г. ООО «СМК – и КО» приобрело торговое оборудование, стоимостью 45 000 руб. (без НДС) и сроком полезного использования 5 лет.

В соответствии с учетной политикой амортизация начисляется линейным методом.

Исходя из этого, оборудование должно амортизироваться ежегодно в размере 1/5 его стоимости.

Таким образом, годовая норма амортизации составит 20% (100% / 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 9000 руб. (45 000 руб. x 20%).

Исходя из этого, сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 750 руб. (9000 руб. / 12 мес.):

Д 44 К 02 – 750 руб.

Данная запись должна оформляется ежемесячно в течение всего срока использования объекта.

Торговые организации, как, впрочем, и другие организации в соответствии с принятой учетной политикой, но не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) могут переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом необходимо помнить о том, что в случае принятия решения о переоценке основных средств в последующем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01).

При формировании учетной политики в части основных средств также необходимо отразить, предусмотрено ли создание резерва на ремонт основных средств в целях равномерного включения предстоящих расходов в расходы на продажу отчетного периода. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н, в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в расходы на продажу отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в расходы на продажу включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.

Таким образом, торговой организации в своей учетной политике необходимо отразить порядок формирования резерва на ремонт основных средств в случае его образования.

В целях налогообложения резерв на ремонт основных средств также предусмотрен законодательством (ст. ст. 260 и 324 Налогового кодекса РФ). Согласно налоговому законодательству для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств организации имеют право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств (ст. 260 Налогового кодекса РФ). В соответствии с принятым порядком формирования резерва на ремонт основных средств в целях налогообложения организация в аналитическом учете должна сформировать сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.

В случае, если торговая организация создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов торговой организации.

При формировании учетной политики для организаций торговли также следует учесть порядок учета спецодежды.

Следует помнить о том, что организации имеют право учитывать спецодежду не только на счете 10 «Материалы» в составе материалов, но и на счете 01 «Основные средства». В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, организация может организовать учет специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 (п. 9). При этом согласно Письму Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159 подобный порядок учета может быть применен и для специальной одежды.

В случае если торговая организация приняла решение учитывать спецодежду, срок эксплуатации которой в соответствии с нормами выдачи не превышает 12 месяцев, в составе материалов на счете 10, то в учетной политике необходимо отразить способ списания ее стоимости при передаче ее в эксплуатацию. Это может быть один из следующих способов:

1) единовременное списание стоимости спецодежды, срок эксплуатации которой не превышает 12 месяцев на счет учета затрат (44 «Расходы на продажу») при ее передаче (отпуске) сотрудникам организации;

2) применение забалансового счета «Специальная одежда, переданная в эксплуатацию», на который списывается стоимость спецодежды в момент ее передачи в эксплуатацию.

При этом стоимость спецодежды, срок эксплуатации которой превышает 12 месяцев, погашается путем начисления амортизации линейным способом, исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (п. 26 Методических указаний).

Любая организация а тем более торговая, в процессе осуществления своей деятельности пользуется кредитами и различными займами. Порядок их учета также должен быть раскрыт в учетной политике. Бухгалтерский учет кредитов и займов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным Приказом Минфина от 02.08.2001 №60н.

В соответствии с указанным Положением в учетной политике должна быть раскрыта вся информация, необходимая для обеспечения полного и достоверного отражения информации о кредитах и займах в учете и отчетности (п. 32 ПБУ 15/01).

В соответствии с этим в учетной политике должна быть раскрыта информация о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную.

Кроме того, в учетной политике подлежит отражению информация о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам. В соответствии с п. 19 ПБУ 15/01 дополнительные затраты, производимые заемщиком в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств, могут включать расходы связанные с оказанием заемщику юридических и консультационных услуг; осуществлением копировально-множительных работ; оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством); проведением экспертиз; потреблением услуг связи; а также другими затратами, непосредственно связанными с получением займов и кредитов и размещением заемных обязательств. При этом включение заемщиком дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, производится в том отчетном периоде, в котором были произведены указанные расходы. Дополнительные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав прочих расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств (п. 20 ПБУ 15/01).

Также в учетной политике раскрывается информация о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам.

В учетной политике раскрывается информация о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств. Согласно п. 26 ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам, связанные с приобретением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования заемных средств в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. При этом указанные вложения заемных средств могут осуществляться только в случае непосредственного уменьшения затрат, связанных с финансированием инвестиционного актива, например снижения цен на строительные материалы и оборудование, задержкой выполнения отдельных видов (этапов) работ субподрядными организациями, другими аналогичными причинами. Уменьшение затрат по займам на величину дохода должно быть подтверждено соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода. При этом организацией должно быть обеспечено подтверждение такого расчета.

При формировании учетной политики торговая организация должна установить порядок учета расходов будущих периодов. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (п. 65), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом торговой организацией (равномерно, пропорционально объему продаж и др.) в течение периода, к которому они относятся. Для отражения информации о расходах будущих периодов используется счет 97 "Расходы будущих периодов".

В целях равномерного включения предстоящих расходов в состав издержек обращения отчетного периода торговая организация может создавать резервы предстоящих расходов. При этом виды создаваемых резервов и порядок их создания должен быть закреплен в учетной политике. В целях бухгалтерского учета организации могут создавать следующие резервы (п. п. 70, 72 Положения по ведению бухгалтерского учета):

1) резерв по сомнительным долгам;

2) резерв на предстоящую оплату отпусков работникам;

3) резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

4) резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

5) резерв на ремонт основных средств;

6) резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

В учетной политике должен быть раскрыт порядок формирования каждого из создаваемых резервов.

Так, резерв по сомнительным долгам является оценочным резервом, который дает возможность уточнения оценки тех или иных забалансовых статей. К оценочным резервам относятся также резервы под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение финансовых вложений. Указанные активы отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом созданных по ним резервов.

Для организаций торговли наличие дебиторской задолженности практически неизбежно, т.к. не всегда все товары оплачиваются покупателями вовремя, кроме того, возрастает доля коммерческих кредитов. А при наличии задолженности есть вероятность ее невозвратности. В связи с этим решение о формировании резерва по сомнительным долгам для организаций торговли весьма актуально.

Прежде всего, следует отметить, что под сомнительным долгом признается задолженность, не погашенная в установленные договором сроки. При этом в разряд сомнительных долгов задолженность переводится на следующий день по истечении сроков оплаты, установленных договором, и не обеспеченная какими-либо гарантиями. Списать в убыток непогашенную задолженность можно только по истечения срока исковой давности, установленного Гражданским кодексом РФ (ст. 196), который составляет три года.

Учет формирования и использования резервов по сомнительным долгам ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому дебитору, задолженность которого признана сомнительной и по которой создан резерв. В регистрах и на счетах бухгалтерского учета операции по формированию и использованию резервов отражаются следующими записями:

Дебет счета 91-1 «Прочие доходы» Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» - на сумму резерва, создаваемого в каждом отчетном периоде, и рассчитанную на основании расчета бухгалтера в соответствии с результатами проведенной инвентаризации задолженности;

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму списываемой безнадежной задолженности;

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счета 91-1 «Прочие доходы» - на сумму неиспользованного резерва, в случае если дебитор перечислил сумму долга до истечения сроков исковой давности.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в расходы на продажу, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

При формировании резерва сумма отчислений в него отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом учета расходов на продажу (счет 44).

Фактические расходы, на которые ранее был образован резерв, относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции, в частности, со счетами:

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

44 «Расходы на продажу» - на стоимость ремонта основных средств, произведенного работниками организациями, и др.

Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.

Кроме учетной политики для целей бухгалтерского учета также необходимо сформировать учетную политику для целей налогообложения.

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

При этом налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным налоговым законодательством порядком.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями законодательства, то организация имеет право самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

В случаях применения различных методов формирования показателей в бухгалтерском и налоговом учетах организации должны применять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

В соответствии с данным Положением в бухгалтерском учете осуществляется формирование и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ (бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Кроме того, в соответствии с этим Положением осуществляется отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 Налогового кодекса РФ).

Данные налогового учета представляют собой данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

При формировании учетной политики в части налога на добавленную стоимость торговые организации должны закрепить порядок исчисления и уплаты НДС, а также порядок формирования налоговой базы по НДС. Торговые организации могут осуществлять как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции (п. 2 ст. 146, ст. 149 Налогового кодекса РФ), а также вести деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход. При этом организация должна организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, применяемым при осуществлении как облагаемой, так и не облагаемой деятельности или операций (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, если иное не предусмотрено законодательством, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

При этом суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях (п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ):

1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено законодательством.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо раскрыть порядок формирования резерва на ремонт основных средств и отчислений в него.

В соответствии с п. 1 ст. 324 Налогового кодекса РФ аналитический учет сумм расходов на ремонт основных средств должен быть организован с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяются исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. При этом совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (п. 2 ст. 324 Налогового кодекса РФ).

При формировании учетной политики для целей налогообложения также необходимо отразить порядок учета, оценки и списания товаров.

Налоговый учет товаров аналогичен бухгалтерскому учету с учетом требований налогового законодательства.

Для организаций торговли в учетной политике также необходимо отразить порядок определения расходов по торговым операциям. В соответствии со ст. 320 Налогового кодекса РФ организации-налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с учетом особенностей налогового законодательства.

В сумму издержек обращения включаются расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ, согласно которому при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения реализованных товаров, определенную в соответствии с принятой учетной политикой для целей налогообложения.

Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. При этом к прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Налогового кодекса РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, и определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности (ст. 316 Налогового кодекса РФ).

При этом сумма выручки от реализации определяется в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ с учетом положений ст. 251 Налогового кодекса РФ на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.

В случае если цена реализуемого товара выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации.

В случае если цена реализуемого товара выражена в условных единицах, то сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на дату реализации. При этом возникшие суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (расходов) в зависимости от возникшей разницы.

Если при реализации расчеты производятся на условиях предоставления товарного кредита, то сумма выручки определяется также на дату реализации и включает в себя сумму процентов, начисленных за период от момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары.

Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных доходов.

Как видно из всего вышеизложенного, требования налогового и бухгалтерского законодательства могут существенно различаться. Способы и методы учета, закрепленные в учетной политике для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета, могут быть различными. С целью сближения налогового и бухгалтерского учета организациям целесообразно применять одинаковые методы и способы учета и для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета.

В случае применения различных методов и способов учета в бухгалтерском и налоговом учете организация в бухгалтерском учете должна применять требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль2 (ПБУ 18/02), утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н.

Данное Положение регламентирует формирование и порядок учета постоянных и временных разниц, постоянных налоговых обязательств, возникающих в бухгалтерском учете в результате применения различных методов и способов учета в бухгалтерском и налоговом учете, а также расчеты по налогу на прибыль и корректировку бухгалтерской прибыли.


2.3 Учет операций купли-продажи в ООО «СМК – и КО»

 

Товар учитывается в соответствии с сопроводительными документами от поставщика – счет- фактура и накладная. Учет товара ведется на счете 41 (товары). Номенклатурный перечень включает около 250 наименований товара.

 

Журнал операций по покупке товара

Название операции ДТ КТ
1 Поступление товара от поставщика 41.1 60.1
2 Выделен НДС 18% 19.3 60.1
3 Зачтен НДС 18% 68.2 19.3
4 Оплата поставщику за товар с расчетного счета 60.1 51.1

 

Покупка товара производится по договорам поставки товара (Приложение № 3). Расчеты с поставщиками ведутся на счете 60 (Расчеты с поставщиками). При покупке товара в бухгалтерию поступают документы: счет-фактура и накладная (Приложение №4), на основании которых производится приемка товара и постановка его на баланс.

Продажа товара производится по договорам поставки (Приложение №3). Расчеты с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками). При продаже организация выписывает документы: счет-фактура и накладная для покупателя.

Организация не имеет собственного производства. Иногда организация пользуется услугами по ремонту некондиционного товара с привлечением сторонней организации, которая имеет лицензию на ремонт и наладку арматуры. Расходы по ремонту относятся как расходы на продажу и учитываются на счете 44 (Расходы на продажу).

На основании полученных или выписанных документов формируются книга покупок и книга продаж, для исчисления НДС.

Водозапорная арматура используется в теплосетях, теплотрассах, на ТЭЦ, ГРЭС и т.п. Данное применение обуславливает и сбыт. Закупки товара покупателями носят сезонный характер, который связан с ремонтом и обновлением устаревающего оборудования. Основной объем продаж приходится на весну, лето и осень. В зимний период поставки значительно сокращаются. Поставки товара и его закупка ведутся по всей территории России. Для отгрузки привлекаются сторонние транспортные компании. Услуги за доставку учитываются на счете 44 (Расходы на продажу) и включаются в расходы организации.

Особое значение для предприятий торговли является учет товаров, порядок организации которого также должен быть закреплен в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Учет товаров регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н. В соответствии с п. 2 указанного Положения товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенных для продажи.

Таким образом, в учетной политике необходимо отразить порядок учета материальных ценностей, учтенных на счете 10 «Материалы», и товаров, учтенных на счете 41 «Товары».

В соответствии с п. п. 5 и 6 материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Следует отметить, что в соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации имеют право затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом торговым организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

Исходя из этого, принятый способ формирования первоначальной стоимости необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Как уже было сказано, в соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 и п. 16 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов торговые организации по своему выбору могут учитывать товары на счете 41 «Товары» по покупной стоимости или по продажной цене.

Списание стоимости товаров при их выбытии (за исключением товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01 и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения ценностей (способ ФИФО);

4) по себестоимости последних по времени приобретения ценностей (способ ЛИФО).

Следует отметить, что по каждой группе материальных ценностей и товаров в течение отчетного года применяется один способ оценки (п. 18 ПБУ 5/01).

Торговые организации, как правило, применяют метод оценки товаров по стоимости каждой единицы (организации с относительно небольшим ассортиментом товаров и ценностей) и метод оценки по средней стоимости.

В соответствии с п. 74 Методических указаний по бухгалтерскому учету материальных ценностей при списании товаров (ценностей) по себестоимости каждой единицы товаров организации могут применять два варианта исчисления себестоимости единицы товара:

1) включая все расходы, связанные с приобретением товара;

2) включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Таким образом, в учетной политике необходимо отразить порядок формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Суммы резерва под снижение стоимости товаров (материальных ценностей) формируются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» с отнесением сумм создаваемого резерва на прочие расходы организации:

Д 91 К 14.

В случае дальнейшего снижения рыночной цены на товары на счетах бухгалтерского учета оформляется такая же проводка.

В конце отчетного года остаток товаров в бухгалтерском балансе отражается как разность сальдо счетов 41 «Товары» и 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

По мере выбытия товаров, по которым был сформирован резерв, сумма резерва списывается в дебет счета 14 в корреспонденции со счетом учета доходов:

Дебет счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Такая же запись оформляется в случае повышения рыночной цены товаров, по которым был создан резерв.

Аналитический учет по счету 14 рекомендуется вести по видам товаров.

Порядок учета уценки товаров также зависит от величины снижения рыночной цены на товары. В случае если новая цена товара больше или равна стоимости приобретения, то сумма уценки определяется как разность новой цены и стоимости приобретения. При этом в бухгалтерском учете сумма уценки отражается по дебету счета 42 «Торговая наценка» и в корреспонденции со счетом 41 «Товары»:

Дебет счета 42 «Торговая наценка» Кредит счета 41 «Товары».

В случае если новая рыночная цена меньше стоимости приобретения, то необходимо списать сумму торговой наценки по данному товару, определяемой как разница между учетной ценой и стоимостью приобретения, и разницу между стоимостью приобретения и новой текущей ценой переоцениваемого товара. При этом на счетах бухгалтерского учета оформляются следующие записи:

Дебет счета 42 «Торговая наценка» Кредит счета 41 «Товары» - на сумму торговой наценки по данному товару;

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 41 «Товары» - на разницу между стоимостью приобретения и новой ценой переоцениваемых товаров.

Следует отметить, что данная запись противоречит требованиям п. 12 ПБУ 5/01, в соответствии с которым фактическая себестоимость товаров, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Однако если товары учитываются по продажным ценам, то сальдо счета 41 «Товары» должно соответствовать стоимости остатка товаров по продажным ценам. Данное требование может быть выполнено только при наличии указанной записи на счетах учета. Законным основанием таких действий является п. 4 ст. 13 Закона №129-ФЗ, в соответствии с которым организации имеют право не применять правила бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. При этом факт данного не применения должен быть отражен в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности, а приведенный порядок отражения в учете суммы уценки товаров должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В случае проведения дооценки товаров, учитываемых по продажным ценам, в бухгалтерском учете необходимо отразить следующую запись:

Дебет счета 41 «Товары» Кредит счета 42 «Торговая наценка» - на сумму дооценки товара.

Ежегодно проводится инвентаризация. Данная организация является малым предприятием. Процедура проведения инвентаризации значительно упрощена и сведена к пересчету товара на соответствие данным бухгалтерского учета. За две года деятельности организации не было выявлено расхождений в количестве товара на складе и данных бухгалтерского учета.


Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМК – и КО»

 

3.1 Анализ финансового состояния ООО «СМК – и КО»

 

Одно из приоритетных направлений в оценке финансового состояния — анализ имущественного положения организации и выявление возможностей приумножения капитала, способности обеспечивать неуклонный рост прибыли и расплачиваться своевременно по своим обязательствам (долгам).

В состав (активов) предприятия включаются:

— основные средства по остаточной стоимости;

— нематериальные активы по остаточной стоимости;

— материалы;

— животные на выращивании и откорме;

— малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

— готовая продукция, товары, товары отгруженные;

— выполненные этапы по незавершенным работам;

— расходы будущих периодов и др.

Цель анализа состава, динамики и структуры активов организации состоит в оценке тенденций изменения структуры и разработке организационно-экономических механизмов повышения качества их использования. Информационной базой анализа является ф. №1 «Бухгалтерский баланс». Для анализа имущества и капитала используются методы: динамический; структурный; структурно-динамический; коэффициентный; факторный.

Итак, анализ финансового состояния начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования, изменения ее на конец периода в сравнении с началом данного баланса (табл. 1).


Таблица 1. Динамика состава и структуры бухгалтерского баланса ООО «СМК – и КО», тыс. руб.

Актив На начало года На конец периода Изме-нение Пассив На начало года На конец периода Изме- нение
Раздел 1 Внеоборотные активы   93   604   +511 Раздел 3 Капитал и резервы   1696   2956   +1250
То же, % к итогу 2,13 10,48 +8,35 То же, % к итогу 38,93 51,28 +12,35
Раздел 2 Оборотные активы   4264   5160   +896 Раздел 4 Долгосрочные обязательства   –   500   +500
То же, % к итогу 97,87 89,52 -8,35 То же, % к итогу 8,68 +8,68
        Раздел 5 Краткосрочные обязательства   2661   2308   -353
        То же, % к итогу 61,07 40,04 -21,03
Валюта баланса – всего 4357 5764 +1407 Валюта баланса – всего 4357 5764 +1407
То же, % к итогу 100,0 100,0 То же, % к итогу 100,0 100,0

 

Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т.е. активов, против начала года увеличился на 1470 тыс. руб., составит к концу года 132,29% , что является главным показателем благополучного финансового положения организации. Наглядно структура активов баланса показана на рис. 1.

 

Рис. 1. Структура активов баланса


К концу периода внеоборотные активы в общей стоимости активов стали занимать 10,48%, т.е. увеличились по сравнению с началом года на 511 тыс. руб., или 8,35 пункта, а оборотные активы соответственно сократились на 896 тыс. руб., или на 8,35%. Резкое снижение оборотных активов, несомненно, негативно скажется на производственно-финансовой деятельности и впоследствии — на финансовой устойчивости организации.

Источники формирования имущества также существо увеличились, в том числе: за счет собственного капитала – на 1250 тыс. руб., а за счет заемного капитал на 500 тыс. руб., или на 8,68 пунктов.

 

Рис. 2. Структура пассивов баланса

 

После общей оценки динамики состава и структуры активов и пассивов баланса необходимо подробно исследовать состав отдельных элементов имущества и источники формирования, выявить изменения к концу периода недвижимости и оборотных активов, источников собственных и заемных средств (долгосрочных и краткосрочных обязательств). Расчеты производятся в аналитической таблице 2.


Таблица 2. Динамика состава и структуры основного и оборотного капитала (активов) ООО «СМК – и КО»

Показатель актива баланса

Остатки по балансу, тыс. руб.

Структура, %

на начало года на конец периода изме- нение на начало года на конец периода изме- нение
1. Внеоборотные активы – всего, в том числе: 1.1. Основные средства 93   93 604   604 +511   +511 100,0   100,0 100,0   100,0 –   –
2. Оборотные активы – всего, в том числе: 2.1. Запасы 2.2. НДС по приобретенным ценностям 2.3. Дебиторская задолженность 2.4. Денежные средства 4264   2328 – 1862 74 5160   2991 – 1844 325 +896   +663 – -18 +251 100,0   54,6 – 43,67 1,73 100,0   57,97 – 35,74 6,29 –   +3,37 – -7,93 +4,96
Итого активов: 4357 5764 +1407 100,0 100,0

 

Как свидетельствуют данные таблицы, к концу периода (впрочем, как на начало года) внеоборотные активы состоят только из основных средств. В оборотных активах преобладают к концу года запасы (57,97%); на дебиторскую задолженность приходится 35,74%; а денежные средства – 6,29%. Удельный вес денежных средств в активах возрос более чем в 3,5 раза, таким образом ООО «СМК – и КО» имеет на конец периода свободные денежные средства (+1407 тыс. руб.) и в любое время по своему усмотрению может пустить их в оборот либо для пополнения материальных оборотных активов, либо на инвестиции (долгосрочные или краткосрочные), чтобы получить новые доходы на вложенные средства.


Рис. 3. Структура оборотных активов.

 

Сложившаяся ситуация вызывает необходимость проведения более углубленного анализа состава и динамики запасов и дебиторской задолженности (табл. 3).

 

Таблица 3. Состав и динамика запасов и дебиторской задолженности ООО «СМК – и КО»

Показатель

На начало года

На конец периода

Откло-

нение

Сумма % к итогу Сумма % к итогу
1. Запасы – всего, в том числе: 1.1 Сырье и материалы 1.2. Затраты в НЗП 1.3. Готовая продукция и товары для перепродажи 1.4. Расходы будущих периодов 2328   28 – 2299   1 100,0   1,20 – 98,75   0,05 2991   24 – 2965   2 100,0   0,80 – 99,13   0,07 –   -0,4 – +0,38   +0,02
2. НДС по приобретенным ценностям
3. Дебиторская задолженность, в том числе: 3.1. Прочие дебиторы 1862   1862 100,0   100,0 1844   1844 100,0   100,0 –   –

 

Как показывают данные таблицы 3, в запасах на конец периода наибольшую долю (99,13%) занимает готовая продукция и товары для перепродажи, к тому же их объем по сравнению с началом года еще и возрос. Вместе с тем существенно запас сырья и материалов в запасах, а также возросли расходы будущих периодов. Но касательно ООО «СМК – и КО» это не предвещает ничего плохого, т.к. это небольшое предприятие и основная часть материально-производственные затраты учитываются на одном счете.

Тенденции изменения вложения капитала организации совпадают с направлениями вариации выручки от реализации продукции (см. рис. 4), что позволяет говорить о благоприятной динамике активов, не рассматривая их составляющие.

 

Рис. 4. Тенденции изменения актива организации и выручки от реализации продукции

 

Что касается оценки динамики составляющих элементов дебиторской задолженности, то можно отметить в целом ее снижение на 18 тыс. руб. (1844-1862). Особое внимание следует обратить на оценку состояния внутреннего контроля за погашением долгов прочими дебиторами в соответствии с установленными каждому сроками.


Таблица 4. Динамика состава и структуры собственного и заемного капитала ООО «СМК – и КО»

Показатель пассива баланса

На начало года

На конец периода

Изменение

Сумма % к итогу Сумма % к итогу Сумма % к итогу
1. Собственный капитал – всего, в том числе: 1.1 Уставный капитал 1.2. Добавочный капитал 1.3. Нераспределенная прибыль 1696   10 – 1686 38,93   0,23 – 38,70 2956   10 – 2946 51,28   0,17 – 51,11 +1260   0 – +1260 +12,35   -0,06 – +12,41
2. Заемный капитал 2.1. Долгосрочные обязательства 2.2. Краткосрочные обязательства 2.2.1. Займы и кредиты 2.2.2. Кредиторская задолженность 2661 –   2661   – 2661 61,07 –   61,07   – 61,07 2808 500   2308   – 2308 48,72 8,67   40,05   – 40,05 +147 +500   -353   – -353 -12,35 +8,67   -21,02   – -21,02  
3. Валюта баланса 4357 100,0 5764 100,0 +1407
4. Собственный капитал в валюте баланса, % 38,93 51,28
Заемный капитал в валюте баланса, % 61,07 48,72

 

В конце отчетного периода по сравнению с его началом произошли изменения в структуре источников формирования имущества ООО «СМК –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: