3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
ОАО «Планета» занимается производством следующих видов продукции: интегральные микросхемы (ИМС); светоизлучающие диоды (СИД); полупроводниковые приборы (ППП).
Для того, чтобы провести анализ реализации продукции ОАО «Планета», необходимо рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции. Используем для этого таблицу 2.
Таблица 2 - Динамика производства продукции ОАО «Планета»
Вид продукции | 2001г | 2002 г. | 2003 г. | ∆2002/2001 | ∆2003/2001 | ||
+, - | % | +, - | % | ||||
ИМС, тыс. шт. | 24696 | 17596 | 16447 | -7100 | 71,3 | -8249 | 66,6 |
ППП, тыс. шт. | 13315 | 10029 | 6387 | -3286 | 75,3 | -6928 | 47,9 |
СИД, тыс. шт. | 5760 | 9822 | 10566 | +4062 | 170,5 | +4806 | 184, 0 |
В общем объеме производимой продукции ОАО «Планета» наибольший удельный вес занимают ИМС. С 2001 г. по 2003 г. на предприятии произошло значительное снижение производства ИМС и ППП и увеличился выпуск СИД, что связано с повышением спроса и возможностью большего объема реализации этой продукции.
В основном, ОАО «Планета» занимается массовыми выпусками продукции невысокого качества по ценам, которые доступны её потребителям. Чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, предприятию необходимо повышать удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпускаемой продукции, её удельный вес составляет всего лишь 23 %.
|
|
ОАО «Планета» имеет высокий удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализации продукции (48 %), т.к. основные её потребители находятся за пределами РФ
Таблица 3 - Основные потребители ОАО «Планета»
Фирма | Объемы поставок, тыс. $ | Удельный вес, % | ||
2002 г. | 2003 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Semtech, Турция | 136 | 540 | 23,7 | 31, 0 |
Nelosa, Швейцария | 57 | 100 | 9,9 | 5,7 |
Lic Fung, Гонконг | 79 | - | 13,7 | - |
Trillion Chip, Тайвань | 37 | - | 6,4 | - |
Esarena, Индия | 16 | 200 | 2,8 | 11,5 |
RF Elektronik, Турция | - | 250 | - | 14,4 |
Inter, Турция | - | 200 | - | 11,5 |
Рубеж, Саратов | 40 | 80 | 6,9 | 4,6 |
Авар, Псков | 70 | 120 | 12,2 | 6,9 |
Полидекс, Москва | 140 | 150 | 24,4 | 8,7 |
Основным потребителем ОАО «Планета» является фирма «Semtech», Турция. Удельный вес поставок этой фирме в 2002 году составил 23,7 %, а в 2003 году – целых 31 %. В 2003 году большой объем продукции был поставлен фирме «Elektronik» (14,4 %), «Esarena» (11,5 %), «Inter» (11,5 %). Среди российских потребителей постоянные деловые отношения у ОАО «Планета» сложились с московским предприятием «Полидекс», саратовской фирмой «Рубеж», псковским предприятием «Авар». Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия. Анализ начнём с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста (таблица 4).
|
|
Таблица 4 - Динамика реализации продукции ОАО «Планета»
Год | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | |
базисные | цепные | ||
2001 | 46083 | 100,0 | 100,0 |
2002 | 42008 | 91,2 | 91,2 |
2003 | 54095 | 117,4 | 128,8 |
За три года объем реализации на ОАО «Планета» увеличился на 17,4 %. Значительно возрос объем реализации в 2003 г. по сравнению с 2001 г. Темп роста составил 128,8 %, темп прироста реализации продукции составил 8,38 %.
Повышение объема реализации в 2003 году связано с тем, что произошло значительное увеличение объема производства продукции. Но в связи с тем, что ОАО «Планета» не заключило предварительных договоров на продажу произведенной продукции, предприятию пришлось снизить цены на продукцию и поэтому выручка от реализации продукции в 2003 году не превысила себестоимость этой продукции.