Технико-экономическая характеристика УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»

 

Торговое частное унитарное предприятие «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» создано в 2002 году – Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации выдано Минским горисполкомом 11 марта 2002 года. Согласно данному Свидетельству организации присвоен учетный номер плательщика № 190330091. Сокращенное наименование предприятия – УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР».

Юридический адрес УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» – г.Минск, ул. Аннаева, д.49, кв. 506. Фактически организация арендует помещения офиса (25 кв.м) и склада (12 кв.м) по адресу: г. Минск, ул. Багратиона, 58.

Размер Уставного фонда УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» составляет 1,2 млн.р. На предприятии работает 3 человека – директор, являющаяся учредителем, главный бухгалтер и кладовщик.

Вид деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» – оптовая (в т.ч. мелкооптовая) торговля такими товарами, как электрические паяльники, предохранители автоматические, электронные балласты, припой. Небольшая товарная номенклатура говорит об узкой специализации предприятия. Регион деятельности – г. Минск и другие города Республики Беларусь, такие как Лида, Смолевичи, Брест, Новогрудок, Жлобин и т.д.

Основными конкурентами УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" являются ОАО «Электротехпром», ООО «БелРосПром», ООО «Бигпромтех» и др.

Анализ динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", представленный в таблице 2.1, говорит о снижении активности деятельности организации в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

 

Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» за 2004 – 2006гг.

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение от 2004г.

2006 год

Отклонение от 2005г.

в абс. выр. в % к 2004г. в абс. выр. в % к 2005г.
Оптовый товарооборот без НДС, млн.р. 134,0 101,4 - 32,6 75,67 257,5 + 156,1 253,94
Себестоимость реализованных товаров, млн.р. 121,8 89,6 - 32,2 73,56 238,9 + 149,3 266,63
Расходы на реализацию, млн.р. 10,2 10,1 - 0,1 99,02 12,3 + 2,2 121,78
Налоги и сборы из прибыли, млн.р. 0,6 0,5 - 0,1 83,33 1,7 + 1,2 340
Прибыль (убыток) к распределению, млн.р. 1,4 1,2 - 0,2 85,71 4,6 + 3,4 383,33
Ср. спис. численность работников, чел. 2 3 + 1 150 3 - 100
Производительность труда, млн.р. 67,0 33,8 - 33,2 50,45 85,8 + 52 253,85
Фонд оплаты труда, млн.р. 2,9 4,1 + 1,2 141,38 4,1 - 100

 

Источник: собственная разработка

Темп снижения товарооборота ниже темпа снижения себестоимости реализованных товаров (24,33 и 26,44 % соответственно), что говорит об эффективной ценовой политике предприятия. Вследствие снижения товарооборота в 2005 году организация получила на 0,2 млн.р. прибыли меньше. Причем, при снижении товарооборота на 24,33 %, расходы на реализацию уменьшились всего на 0,98 %, а сумма налогов – на 16,67 %. Снижение производительности труда обусловлено как снижением товарооборота, так и введением новой штатной единицы, в связи с чем увеличился ФОТ на 41,38 % (1,2 млн.р.).

В 2006 году наблюдается значительный рост большинства показателей по сравнению с 2005 годом:

– товарооборот вырос на 156,1 млн.р. (в 2,5 раза);

– себестоимость реализованных товаров увеличилась в 2,6 раза и составила 238,9 млн.р. к 89,6 млн.р. в 2005 году;

– на 2,2 млн.р. (на 21,78 %) возросла величина расходов на реализацию;

– прибыль к распределению выросла на 3,4 млн.р. (3,8 раза);

– в 3,4 раза увеличилась сумма налогов из прибыли и составила 1,7 млн.р. при сумме прибыли 6,3 млн.р.;

– производительность труда при прежней численности работников повысилась на 52 млн.р. (2,5 раза).

Приведенные данные, несмотря на более высокий темп роста себестоимости реализованных товаров по сравнению с товарооборотом, рост расходов на реализацию, суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, говорят о повышении эффективности деятельности по сравнению с 2005 годом. Данный вывод основан на более значительном увеличении прибыли, нежели расходов и налоговых отчислений. Кроме того, необходимо учитывать также то, что численный состав работников и ФОТ остались на прежнем уровне.

Произведем оценку финансового состояния исследуемого предприятия в динамике за 2004 – 2006 гг. (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Показатели оценки финансового состояния УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" (2004 – 2006гг.).

Показатели На конец 2004г. На конец 2005г. На конец 2006г. Норматив коэффициента
Коэффициент текущей ликвидности (К1) 1,37 2,79 2,28 > 1
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) 0,27 0,64 0,56 > 0,1
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) 0,73 0,36 0,44 < 0,85

 

Источник: собственная разработка

Значения коэффициентов, полученные в результате расчетов, находятся в пределах нормативов для данной отрасли. При анализе динамики коэффициентов выявлено значительное улучшение финансового состояния в 2005 году, однако данные за 2006 год говорят о неблагоприятной тенденции к ухудшению. Примечательно, что при этом отмечается значительный рост показателей финансовых результатов деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР". Это связано с увеличением удельного веса кредиторской задолженности в пассиве баланса по сравнению с 2005 годом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовое положение УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" устойчивое, однако выявленная тенденция к ухудшению требует принятия мер по стабилизации финансового состояния. Дальнейший анализ коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по каждому из ее направлений выявит причины сложившейся ситуации, что позволит разработать действенные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

 

2.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по закупкам товара

 

Ассортимент реализуемых УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" товаров состоит из четырех видов товаров: электропаяльники, электронные балласты, автоматические предохранители и припои. Данные виды товаров имеют разновидности в зависимости от размера, материала, конструкции и других характеристик. По сравнению с 2004 годом в 2005 году ассортимент был расширен. В частности, в 2004 году в торговый ассортимент УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не входили припои, что, по-моему, являлось упущением руководства, так как это дополняющий товар к электропаяльникам. Для покупателя удобнее и выгоднее приобрести оба вида товара у одного продавца. Также в ассортименте было увеличено число наименований электропаяльников, появились как ходовые модели, так и менее распространенные, но востребованные покупателями. В 2006 году ассортиментный перечень остался без изменений. Предлагаемый УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" товарный ассортимент представлен в таблице 2.3 за период с 2004 по 2006гг. Как видно из таблицы 2.3, торговый ассортимент УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" узкий – 4 вида товаров. Однако ассортимент электропаяльников достаточно глубок – 19 наименований, представлено также 7 видов припоя. Следует отметить, что для небольшой развивающейся фирмы это хорошо.

 

Таблица 2.3 – Ассортимент товаров, предлагаемых УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" в динамике за 2004 – 2006гг.

Вид товара Разновидность товара 2004 год 2005 год 2006 год

Электропаяльник

ЭПСН 6 Вт х 12 В - + +
ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) + + +
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф + + +
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д - + +
ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) + + +
ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) - + +
ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) + + +
ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д + + +
ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) + + +
ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д + + +
ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) + + +
ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д + + +
ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д + + +
ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) - + +
ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) + + +
200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) + + +
400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) + + +

Электронные балласты

EBT8-2236HB (IMC) 2х36 + + +
EBT8-2418HD (IMC) 4х18 + + +

Предохранители автоматические

Пробка-автомат ПАР-10А + + +
Пробка-автомат ПАР-16А + + +
Пробка-автомат ПАР-25А + + +

Припои

ПОС-40 d = 8 мм - + +
ПОС-40 в слитках - + +
ПОС-61 d = 1,5-3 мм - + +
ПОС-61 d = 8 мм - + +
ПОС-61 с канифолью - + +
Олово О1 - + +
Канифоль, 20 г   + +

 

Источник: собственная разработка

Расширение ассортимента в 2005 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Судя по значительному увеличению товарооборота в 2006 году, данная мера была оправдана и дала соответствующие финансовые результаты.

Торговый ассортимент УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На складе УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет руководству в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. При этом также учитывается небольшая площадь склада.

Такой метод определения потребности в закупаемых товарах при грамотной реализации создает предпосылки к эффективному управлению товарными запасами. Эффективность управления товарными запасами определяется, прежде всего, показателями оборачиваемости запасов (таблица 2.4).


Таблица 2.4 – Анализ оборачиваемости товарных запасов (ТЗ) УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" (2004 – 2006гг.)

Показатели 2005 год 2006 год Отклонение В % к 2005 г.
Товарооборот, млн.р. 101,4 257,5 + 156,1 253,94
Средние остатки ТЗ, млн.р. 2,75 2,15 - 0,60 78,18
Коэффициент оборачиваемости ТЗ 36,87 119,77 + 82,9 324,84
Оборачиваемость ТЗ в днях 9,76 3,01 - 6,75 30,84

 

Источник: собственная разработка

Анализ показывает увеличение скорости оборачиваемости товарных запасов почти в 3 раза, что, безусловно, повлияло на рост товарооборота в 2006 году. Однако нельзя судить об эффективности управления запасами только лишь по скорости оборачиваемости. Необходимо также проанализировать расходы, связанные с закупочной деятельностью, определить насколько они обоснованны и рентабельны.

В связи с тем, что УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" согласно договорам с поставщиками производит доставку товаров на свой склад самостоятельно, основная статья расходов при осуществлении закупок товаров – транспортные расходы. При этом прямые расходы по хранению сравнительно невелики, так как реализуемый товар не требует специфических условий хранения и методов перемещения, однако значительные затраты связаны с оплатой аренды склада. В таблице 2.5 представлен анализ расходов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по осуществлению закупок.


Таблица 2.5 – Анализ структуры, динамики и рентабельности расходов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" на закупку товаров (2004 – 2006гг.)

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение от 2004г.

2006 год

Отклонение от 2005г.

В абс. выр. В % к 2004г. В абс. выр. В % к 2005г.
Транспортные расходы, млн.р. 0,61 0,56 - 0,05 91,8 0,78 + 0,22 139,29
Расходы на хранение, в т.ч. аренда склада, млн.р. 1,8 1,6 - 0,2 88,89 2,6 + 1,0 162,5
Общая сумма расходов по закупке товаров, млн.р. 2,41 2,16 - 0,25 89,63 3,38 + 1,22 156,48
Рентабельность расходов по закупке товаров, % 58,09 55,56 - 2,53 95,64 136,09 + 80,53 244,94

 

Источник: собственная разработка

Снижение расходов на закупку товаров в 2005г. на 0,25 млн.р. (10,37 %) и их рост в 2006г. на 1,22 млн.р. (56,48 %) обусловлено в первую очередь динамикой оптового товарооборота в этот период.

Проведенный анализ говорит о достаточно эффективной деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по формированию ассортимента. Как показала практика, расширение ассортимента благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", что говорит о целесообразности расширения ассортимента в будущем. Более быстрый темп роста товарооборота, нежели расходов на закупку, и высокая рентабельность данной статьи расходов говорит об отсутствии необоснованных затрат, что положительно характеризует деятельность предприятия в этом направлении. Уменьшение средних остатков товарных запасов и ускорение их оборачиваемости в 2006 году указывает на повышение эффективности коммерческой деятельности по управлению товарными запасами на предприятии.

УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" осуществляет закупку товара для последующей оптовой продажи только у белорусских поставщиков. Закупка товаров у поставщиков осуществляется на основе договоров купли-продажи, которые заключаются в простой письменной форме и заверяются подписями и печатями сторон. Предметом данных договоров является купля-продажа товара, стороны – Продавец и Покупатель. Типовой договор купли-продажи с поставщиками УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" содержит следующие основные условия – момент перехода права собственности на товар к Покупателю, цель приобретения товара, ассортимент, количество, цена товара и порядок расчетов, качество товара и условия доставки, срок действия договора, а также реквизиты сторон. При определении ассортимента, количества и цены приобретаемого товара стороны в договорах ссылаются на протоколы согласования цен. Способ и сроки оплаты: в течение 30 дней с момента получения товара, однако возможна и предварительная оплата. Согласно договорам УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" с поставщиками доставка товара осуществляется за счет Покупателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора стороны руководствуются законодательством Республики Беларусь.

При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным – ТТН-1/ТН-2 (см. Приложение), где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно ТТН/ТН.

Организация работает с тремя основными поставщиками – УП «Сеталл», ОДО «Ставон» и ОДО «Белэлектротехприбор», а также другими организациями, доля которых в общем объеме закупок незначительна.

Для оценки эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по закупкам товара проведем анализ динамики объема закупок в целом и по каждому поставщику в частности в период с 2004г. по 2006г. (таблица 2.6). В 2005 году произошло снижение активности предприятия – объем закупок снизился на 32,2 млн.р. (26,43 %) по сравнению с 2004 годом. При этом наибольшее снижение отмечается по закупкам у ОДО «Ставон» (31,75 %), наименьшее – у УП «Сеталл» (15,43%).

 

Таблица 2.6 – Динамика объема закупок УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2005гг.

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение от 2004г.

2006 год

Отклонение от 2005г.

по сумме, млн.р. в % к 2004г. по сумме, млн.р. в % к 2005г.
1. ОДО «Ставон» 39,37 26,87 -12,5 68,25 78,63 51,76 292,63
2. УП «Сеталл» 30,46 25,76 -4,7 84,57 62,24 36,48 241,61
3. ОДО «Белэлектротехприбор» 45,72 33,63 -12,09 73,56 91,51 57,88 272,11
4. Прочие 6,25 3,34 -2,91 53,44 6,52 3,18 195,21
Итого: 121,8 89,6 -32,2 73,56 238,9 149,3 266,63

 

Источник: собственная разработка

Однако в 2006 году наблюдается значительное увеличение объема закупок. Так, общий объем закупок в 2006 году составил 238,9 млн.р., что превышает значение предыдущего года в 2,5 раза (на 149,3 млн.р.). Наибольшее увеличение – закупки у ОДО "Белэлектротехприбор" (на 172,11 %), наименьшее – у УП «Сеталл» (на 141,61 %).

Проведем анализ структуры закупок УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по поставщикам (таблица 2.7).


Таблица 2.7 – Структура закупок УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006 гг.

Поставщик

2004 год 2005 год Отклонение от 2004г. 2006 год Отклонение от 2005г.
уд. вес, % уд. вес, % по уд. весу, п.п. уд. вес, % по уд. весу, п.п.
1. ОДО «Ставон» 32,32 29,99 -2,33 32,91 2,92
2. УП «Сеталл» 25,01 28,75 3,74 26,05 -2,70
3. ОДО «Белэлектротехприбор» 37,54 37,53 0,00 38,30 0,77
4. Прочие 5,13 3,73 -1,40 2,73 -1,00
Общий объем закупок 100,00 100,00 Х 100,00 Х

 

Источник: собственная разработка

По данным таблицы 2.7 видно, что структура закупок достаточно стабильна. Так, в период 2004 – 2006гг. наибольший удельный вес в общем объеме закупок занимает ОДО «Белэлектротехприбор» (37,54 – 38,30 %). Это связано не столько с бóльшим объемом закупок, сколько с более высокой ценой электронных балластов, закупаемых у данного поставщика, по сравнению с ценами на другие товары, приобретаемые у других поставщиков (УП "Сеталл" – припой, электропаяльники; ОДО "Ставон" – предохранители, электропаяльники). Доля закупок у ОДО "Ставон" в 2005 году снизилась на 2,33 процентных пункта, у УП "Сеталл", напротив, повысилась – на 3,74 п.п.

В 2006 году произошло обратное – удельный вес ОДО «Ставон» вырос на 2,92 п.п. и составил 32,91 %; УП "Сеталл" – снизился на 2,70 п.п. и составил 26,05 % от общего объема закупок. Удельный вес закупок у прочих поставщиков остается незначительным (5,13 – 2,73 % в 2004 – 2006гг. соответственно), как правило, это разовые поставки, часть таких договоров заключалась в случае возникновения затруднений у основных поставщиков.

Основными критериями при выборе поставщиков являются качество товара, цена, способ оплаты и надежность партнера (соблюдение сроков поставки и ответственность при исполнении других договорных обязательств). У всех поставщиков УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" приобретает товар с отсрочкой платежа в тридцать дней, несмотря на то, что УП «Сеталл» предлагает скидки в размере 3 % при предоплате за товар. Только в частных случаях по просьбе поставщика может иметь место предоплата, что возможно при наличии денежных средств на расчетном счету предприятия и уверенности руководства в скорой реализации товара.

 В Республике Беларусь ОДО «Белэлектротехприбор» является единственным импортером электронных балластов определенного вида, поэтому УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" приобретает данный товар именно у этого поставщика, так как цена ниже и имеется возможность выставления максимальной торговой надбавки при работе с покупателями, приобретающими данный товар для собственного производства.

ОДО «Ставон» и УП «Сеталл» реализуют товар по сравнительно низким ценам, так как приобретают его у импортеров и изготовителей. Данные организации зарекомендовали как надежные партнеры, поставляющие товар качественный, в соответствующем количестве и в указанный срок.

 В связи с ростом объема закупок в 2006г. возросла кредиторская задолженность УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" на 56,9 млн.р. (более чем в 19 раз), так как предприятие имеет отсрочку платежей в 30 дней по условиям договоров с поставщиками. По данным бухгалтерской отчетности на конец 2006 года просроченной задолженности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не имеет.

Таким образом, отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", говорит о достаточно эффективном ведении предприятием договорной работы.


2.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по оптовой продаже товаров

Согласно ценовой политике, принятой в УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", на все товары к отпускной цене поставщика начисляется оптовая надбавка 5 %. При формировании цены на электронные балласты, приобретаемые у ОДО «Белэлектротехприбор», применяется надбавка 18 – 20 %. Предоставление скидок в УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не практикуется.

Анализ динамики цен закупки и реализации за 2004 – 2006 годы товарного ассортимента товаров, приобретаемых и реализуемых УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", представленный в таблицах 2.8 и 2.9, показывает, что наибольшее увеличение цены в 2006 году наблюдается на такие товары, как пробка-автомат ПАР-10А (3,85 %), ПАР-16А и ПАР-25А (3,48 и 3,45 % соответственно). Наименьшее – на канифоль (2,05 %), олово (2,37%) и электропаяльник ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф (2,37 %).

Среднее увеличение цен на товары, приобретаемые УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", составило 2,95 %. Снижения цен в 2006 году не произошло. Незначительная разбежка в росте цен позволяет предположить, что данное увеличение произошло вследствие общего роста цен по РБ.

В связи с тем, что оптовая надбавка, как и в 2004 – 2005гг., осталась в 2006г. фиксированная на все товары – 5%, динамика цен реализации совпадает с динамикой цен приобретения: среднее увеличение цен реализации составила 2,95 %.


Таблица 2.8 – Динамика цен закупки в 2004 – 2006гг.

Наименование товара

Цена закупки единицы товара, бел.руб.

2005 в % к 2004

2006 в % к 2005

2004 2005 2006

Электропаяльники

ЭПСН 6 Вт х 12 В - 4179 4305

-

103,02

ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) 5650 5734 5922

101,49

103,28

ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д 5650 5734 5922

101,49

103,28

ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф - 8106 8298

-

102,37

ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) 4662 4766 4905

102,23

102,92

ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) - 6198 6395

-

103,18

ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 6211 6336 6510

102,01

102,75

ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д 6211 6336 6510

102,01

102,75

ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д 5538 5655 5814

102,11

102,81

ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 6279 6395 6595

101,85

103,13

ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д 6279 6395 6595

101,85

103,13

ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д 5493 5701 5868

103,79

102,93

ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) 5731 5892 6080

102,81

103,19

ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д 5812 5987 6173

103,01

103,11

ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д 6020 6103 6300

101,38

103,23

ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) - 51681 53205

-

102,95

ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) 52255 52374 53992

100,23

103,09

200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) 126458 126676 130117

100,17

102,72

400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) 137901 138054 141852

100,11

102,75

Электронные балласты

EBT8-2236HB (IMC) 2х36 21035 21124 21780

100,42

103,11

EBT8-2418HD (IMC) 4х18 34898 35130 36158

100,66

102,93

Предохранители автоматические

Пробка-автомат ПАР-10А 3905 4052 4208

103,76

103,85

Пробка-автомат ПАР-16А 4935 5137 5316

104,09

103,48

Пробка-автомат ПАР-25А 8581 8762 9064

102,11

103,45

Припои

ПОС-40 d = 8 мм - 17032 17541

-

102,99

ПОС-40 в слитках - 17032 17541

-

102,99

ПОС-61 d = 1,5-3 мм - 26236 26990

-

102,87

ПОС-61 d = 8 мм - 26236 26990

-

102,87

ПОС-61 с канифолью - 26236 26990

-

102,87

Олово О1 - 33519 34313

-

102,37

Канифоль, 20 г - 390 398

-

102,05

 

Источник: собственная разработка

Таблица 2.9 – Динамика цен реализации УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" в 2004 – 2006гг.

Наименование товара

Цена реализации единицы товара, бел.руб.

2005 в % к 2004

2006 в % к 2005

2004 2005 2006

Электропаяльники

ЭПСН 6 Вт х 12 В - 4388 4520

-

103,01

ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*,. D жала =4 мм) 5932 6021 6218

101,5

103,27

ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д 5932 6021 6218

101,5

103,27

ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф - 8511 8713

-

102,37

ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) 4895 5004 5150

102,23

102,92

ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) - 6507,9 6715

-

103,18

ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 6522 6653 6836

102,01

102,75

ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д 6522 6653 6836

102,01

102,75

ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д 5815 5938 6105

102,12

102,81

ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) 6593 6715 6925

101,85

103,13

ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д 6593 6715 6925

101,85

103,13

ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д 5768 5986 6161

103,78

102,92

ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) 6018 6187 6384

102,81

103,18

ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д 6102,6 6286,4 6482

103,01

103,11

ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д 6321 6408 6615

101,38

103,23

ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) - 54265 55865

-

102,95

ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) 54868 54993 56692

100,23

103,09

200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) 132781 133010 136623

100,17

102,72

400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) 144796 144957 148945

100,11

102,75

Электронные балласты

EBT8-2236HB (IMC) 2х36 25387 25495 26136

100,43

102,51

EBT8-2418HD (IMC) 4х18 42118 42398 43390

100,66

102,34

Предохранители автоматические

Пробка-автомат ПАР-10А 4100 4255 4418

103,78

103,85

Пробка-автомат ПАР-16А 5182 5394 5582

104,09

103,48

Пробка-автомат ПАР-25А 9010 9200 9517

102,11

103,45

Припои

ПОС-40 d = 8 мм - 17884 18418

-

102,99

ПОС-40 в слитках - 17884 18418

-

102,99

ПОС-61 d = 1,5-3 мм - 27548 28340

-

102,87

ПОС-61 d = 8 мм - 27548 28340

-

102,87

ПОС-61 с канифолью - 27548 28340

-

102,87

Олово О1 - 35195 36029

-

102,37

Канифоль, 20 г - 410 418

-

102,05

 

Источник: собственная разработка

Эффективность ценовой политики предприятия определяется величиной и структурой валового дохода, а также таким показателем, как рентабельность.

Наилучшим образом эффективность ценовой политики торгового предприятия отражает уровень валового дохода в товарообороте. Динамику данного показателя представим в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 – Динамика уровня валового дохода в товарообороте УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006гг.

Показатели 2004 год 2005 год Отклонение от 2004г. 2006 год Отклонение от 2005г.
Товарооборот, млн.р. 134,0 101,4 - 32,6 257,5 + 156,1
Валовый доход, млн.р. 12,2 11,8 - 0,4 18,6 + 6,8
Уровень валового дохода в товарообороте, % 9,1 11,64 + 2,54 7,22 - 4,42

 

Источник: собственная разработка

Данные таблицы 2.10 указывают на недостатки в ценовой политике – при таком значительном росте товарооборота (156,1 млн.р.) и суммы валового дохода (6,8 млн.р.), уровень валового дохода снизился на 4,42 процентных пункта.

Однако дальнейший анализ, представленный в таблицах 2.11 и 2.12, позволяет считать деятельность УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" в этом направлении достаточно эффективной. Изучение структуры валового дохода показало, что, несмотря на снижение в 2006г. уровня валового дохода в товарообороте, можно смело говорить о повышении эффективности деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР". Основание этому рост удельного веса прибыли (24,73 %) и снижение доли затрат на реализацию (66,13 %) в валовом доходе предприятия, вызванные более высоким темпом роста прибыли по сравнению с темпом роста расходов на реализацию.

Таблица 2.11 – Динамика валового дохода и его составных элементов за 2004 – 2006гг.

Показатели 2004 год 2005 год В % к 2004 году 2006 год В % к 2005 году
Валовый доход, млн.р. 12,2 11,8 96,72 18,6 157,63
Расходы на реализацию, млн.р. 10,2 10,1 99,02 12,3 121,78
Прибыль отчетного периода, млн.р. 2,0 1,7 85,00 6,3 370,59
в т.ч. налоги, уплачиваемые из прибыли, млн.р. 0,6 0,5 83,33 1,7 340,00
прибыль к распределению, млн.р. 1,4 1,2 85,71 4,6 383,33

 

Источник: собственная разработка

 

Таблица 2.12 – Динамика структуры валового дохода УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006гг.

Показатели 2004, % 2005, % Отклонение от 2004, п.п. 2006, % Отклонение от 2005, п.п.
Валовый доход 100 100 Х 100 Х
Расходы на реализацию 83,61 85,59 + 1,98 66,13 - 19,46
Налоги, уплачиваемые из прибыли 4,92 4,24 - 0,68 9,14 + 4,9
Прибыль к распределению 11,47 10,17 - 1,3 24,73 + 14,56

 

Источник: собственная разработка

Таким образом, ценовая политика УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" достаточно эффективна. Однако, в связи с тем, что в период с 2004г. по 2006г. ценовая политика предприятия осталась прежней, а рост цен в этот период не превышает 3%, можно сделать вывод, что ценовой фактор не повлиял на рост товарооборота. Следовательно, организация не использовала возможности применения ценовых приемов для увеличения объема продаж и доли прибыли в цене, возможно, это привело к недополучению значительной суммы прибыли.

Для того чтобы выявить факторы, которые оказали влияние на рост товарооборота, проведем анализ его динамики и структуры.

Представим в таблице 2.13 динамику оптового товарооборота за 2004 – 2006 гг. в разрезе составляющих его элементов.

Таблица 2.13 – Динамика товарооборота УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006гг.

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонение от 2004г.

2006 год

Отклонение от 2005г.

в абс. выр. в % к 2004г. в абс. выр. в % к 2005г.
Оптовый товарооборот без НДС, млн.р. 134,0 101,4 - 32,6 75,67 257,5 + 156,1 253,94
в т.ч. себестоимость реализованных товаров, млн.р. 121,8 89,6 - 32,2 73,56 238,9 + 149,3 266,63
расходы на реализацию, млн.р. 10,2 10,1 - 0,1 99,02 12,3 + 2,2 121,78
прибыль (убыток) отчетного периода, млн.р. 2,0 1,7 - 0,3 85,00 6,3 + 4,6 370,59

 

Источник: собственная разработка

В 2005 году товарооборот УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" снизился на 24,33 %, себестоимость реализованных товаров – на 26,44 %. При этом темп снижения затрат значительно ниже – всего 0,98 %, что объясняется наличием постоянных затрат, величина которых не уменьшается пропорционально товарообороту. По итогам 2006 года можно говорить о повышении эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", несмотря на то, что темп роста себестоимости реализованных товаров превышает темп роста товарооборота на 12,69 %. Темп роста прибыли значительно превышает темп роста товарооборота. При этом расходы на реализацию выросли всего на 21,78 % при увеличении суммы прибыли на 270,59 %. Для того чтобы выяснить причину низкого темпа роста расходов на реализацию, проведем анализ по каждой статье затрат УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006гг. (таблица 2.14).

В 2006г. наибольшее увеличение произошло по статье «расходы на рекламу» – на 208,57 %, транспортных расходов – на 185 %. Платежи по аренде офиса и склада по сравнению с 2005г. возросли на 11,11 %. Сумма прочих расходов увеличилась на 16,13 %, в то время как сумма расходов по оплате труда осталась прежней. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшее увеличение расходов предприятия произошло по статьям, величина которых так или иначе связана с товарооборотом. Так дополнительные расходы на рекламные и стимулирующие продажи мероприятия способствовали росту товарооборота, что повлекло за собой рост переменных расходов, в данном случае транспортных. В 2005 году примерно 90 % всех затрат УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" составляли постоянные расходы, вследствие чего незначительное их увеличение позволило компенсировать высокие темпы роста транспортных расходов и затрат на рекламу.

 

Таблица 2.14 – Анализ динамики издержек обращения УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2004 – 2006 гг.

Статьи расходов 2004 год 2005 год В % к 2004г.

2006 год

В % к 2005г.
Транспортные расходы, млн.р. 0,61 0,4

65,57

1,14

285,00

Расходы на рекламу, млн.р. 0,41 0,35

85,37

1,08

308,57

Арендные платежи, млн.р. 5,8 5,04

86,90

5,6

111,11

ФОТ, млн.р. 2,9 4,1

141,38

4,1

100,00

Прочие расходы, млн.р. 0,48 0,21

43,75

0,38

180,95

ИТОГО: 10,2 10,1

99,02

12,3

121,78

             

 

Источник: собственная разработка

Анализируя структуру оптового товарооборота предприятия, необходимо также выяснить, увеличение объема продаж какого товара в большей степени повлияло на рост товарооборота.

Проведем анализ структуры оптового товарооборота УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" в разрезе ассортимента – по четырем группам товаров, реализуемых фирмой: электропаяльники, электронные балласты, автоматические предохранители и припои. Данный анализ поможет определить наиболее ходовые товары, а также выявить недостатки коммерческой деятельности по продаже конкретных видов товаров в 2006 году.

Анализ, представленный в таблице 2.15, показывает, что как в 2005, так и в 2006 году наибольший удельный вес в общем объеме реализации занимают электронные балласты (39,78 %; 38,63 % соответственно), наименьший – автоматические предохранители (14,56 %; 15,17 %).

 

Таблица 2.15 – Структура товарооборота УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по видам товара в 2005 – 2006гг.

Показатели

2005 год

2006 год

Изменение по

сумма, млн.р. уд. вес, % сумма, млн.р. уд. вес, % сумме, млн.р. уд. весу, п.п.
Оптовый товарооборот с НДС 120,20 100 304,50 100 + 184,30 Х
в т.ч. электропаяльники 31,73 26,40 80,14 26,32 + 48,41 - 0,08
электронные балласты 47,81 39,78 117,63 38,63 + 69,82 - 1,15
автоматические предохранители 17,50 14,56 46,19 15,17 + 28,69 + 0,61
припои 23,16 19,27 60,53 19,88 + 37,37 + 0,61

 

Источник: собственная разработка

В 2006 году наблюдается снижение долей электронных балластов и электропаяльников (1,15 и 0,08 п.п.), в то время как доли остальных товаров выросли в общем объеме товарооборота (0,61 п.п.). В абсолютном выражении имеет место увеличение объема продаж по всем видам реализуемых товаров, при этом наибольшее – объем продаж электронных балластов (на 69,82 млн.р.), наименьшее – автоматических предохранителей (28,69 млн.р.). Вследствие более высоких цен на электронные балласты по сравнению с ценами на другие товары, продажа товаров данной группы оказывает наибольшее влияние на величину товарооборота. Низкий удельный вес автоматических предохранителей объясняется как более низкими ценами, так и узким ассортиментом товаров данной группы.

УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" осуществляет оптовую продажу товаров покупателям как для последующей перепродажи, так и для собственного производства. Реализация производится на основе договоров купли-продажи предприятиям Республики Беларусь различных форм собственности и организации бизнеса. Характеристика основных условий договоров с покупателями:

- как правило, договора с покупателями заключаются сроком на один год, также могут быть договора на разовую поставку;

- ассортимент, количество и цена товара при каждой сделке отражается в счетах-фактурах-протоколах, по ним производится оплата;

- условия и порядок расчета: может быть как 100 % предоплата, так и оплата с отсрочкой платежа (максимальная – 30 дней), в зависимости от условий приобретения (условия договора с поставщиком УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР"), наличия денежных средств на расчетном счету УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", репутации покупателя, объема партии и суммы сделки. Как правило, при первых сделках – предоплата, при длительном сотрудничестве – отсрочка платежа.

- в случае невыполнения порядка расчетов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" оставляет за собой право выставить на инкассо платежное требование к Покупателю;

- доставка товара осуществляется только транспортом Покупателя.

Наиболее крупными покупателями УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" являются такие организации, как ООО «ОМА», ООО «Торговый сервис», ИП «Оргстекло», а также ИП Клюдко С.И. В 2006 году были налажены новые контакты, из них с пятью покупателями были заключены годовые договора, а также семь разовых сделок.

Анализ структуры товарооборота УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" по каждому покупателю за 2005 – 2006гг., представленный в таблице 2.16, выявил увеличение объема продаж по каждому из покупателей в 2006 году. Наибольшее увеличение отмечается по ООО «ОМА» (на 29,02 млн.р.) и ООО «Торговый сервис» (на 25,55 млн.р.), которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота (20,08 и 18,11 % соответственно). Снижение их доли по сравнению с 2005 годом обусловлено появлением новых покупателей. Анализ показывает, что из новых клиентов наиболее перспективным является ЧУП «ЮрБорМаркет» - сумма сделок в течение 2006 года составила 20,55 млн.р. (6,75 %).

 

Таблица 2.16 – Анализ объема продаж УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" покупателям за 2005 – 2006гг.

Покупатель

2005 год

2006 год

Изменение по

сумма, млн.р. уд. вес, % сумма, млн.р. уд. вес, % сумме, млн.р. уд. весу, %
1. ООО «ОМА», г. Минск, оптовая торговля 32,12 26,72 61,14 20,08 29,02 -6,64
2. ИП «Оргстекло», г. Смолевичи, собственное производство 21,85 18,18 45,74 15,02 23,89 -3,16
3. ООО «Торговый сервис», г.Минск, оптовая торговля 29,59 24,62 55,14 18,11 25,55 -6,51
4. ИП Клюдко С.И., оптовая / розничная торговля, г. Новогрудок 16,37 13,62 33,37 10,96 17,00 -2,66
5. ОДО «Вудворкпром», г. Минск, оптовая торговля 10,61 8,83 20,68 6,79 10,07 -2,04
6. ЧУП «ЮрБорМаркет», г. Минск, оптовая торговля 0 0 20,55 6,75 20,55 6,75
7. ОДО «Олтекс М», г. Брест, оптовая торговля 0 0 14,86 4,88 14,86 4,88
8. ОАО «БЕЛФА», г. Жлобин, собственное потребление 3,08 2,56 12,79 4,20 9,71 1,64
9. ООО "Диалса", г. Минск, оптовая торговля 0 0 12,09 3,97 12,09 3,97
10. ЧПУП "Премьерэлектрик", г. Дзержинск, собственное производство 0 0 9,17 3,01 9,17 3,01
11. ОДО "Крист", г. Минск, оптовая торговля 0 0 7,86 2,58 7,86 2,58
12. Прочие покупатели 6,58 5,47 11,11 3,65 4,53 -1,82
Итого: 120,2 100 304,5 100 184,3 Х

 

Источник: собственная разработка

По итогам работы с покупателями в 2005 – 2006гг. просроченной дебиторской задолженности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не имеет, все покупатели в точности соблюдают условия договоров.

УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" использует следующие виды рекламы своего товара:

- реклама в специализированных печатных изданиях;

- предложение товара посредством личных контактов;

- выпуск шариковых ручек с логотипом организации.

В 2006 году в рамках рекламной акции каждому покупателю были преподнесены поощрительные подарки: кружки и ежедневники с логотипом УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР". На данное мероприятие было затрачено 0,89 млн.р., общая сумма затрат на рекламу в 2006г. составила 1,08 млн.р. Проведем анализ динамики затрат на рекламу и их рентабельности за 2004 – 2006гг. (таблица 2.17).

 

Таблица 2.17 – Динамика и рентабельность затрат на рекламу за 2004 – 2006гг.

Наименование показателей

2004 год

2005 год

Отклонение от 2004г.

2006 год

Отклонение от 2005г.

в абс. выр. в % к 2004г. в абс. выр. в % к 2005г.
Расходы на рекламу, млн.р. 0,41 0,35 - 0,06 85,37 1,08 + 0,73 308,57
Удельный вес в общей сумме расходов на реализацию, % 4,02 3,47 - 0,55 86,32 8,78 + 5,31 253,03
Рентабельность расходов на рекламу, % 487,80 485,71 - 2,09 99,57 583,33 + 97,62 120,10

 

Источник: собственная разработка

Удельный вес расходов на рекламу в общей сумме затрат УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" небольшой (8.78 %), поэтому данная статья не оказывает значительного влияния. Рост ее удельного веса в 2006г. объясняется тем, что темп роста расходов на рекламу более высокий, нежели темпы роста других статей затрат. Рентабельность расходов на рекламу высокая на протяжении всего периода исследования, однако только в 2006 году отмечается значительный рост товарооборота, что несомненно, связано и с дополнительными затратами на рекламные мероприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" достаточно эффективна.

В связи с малочисленным штатом работников специализированной маркетинговой службы УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не имеет. В 2004 – 2005гг. специальных маркетинговых исследований не проводилось, количественный спрос на реализуемый ассортимент оценивался по заявкам покупателей. Так расширение ассортимента в 2005 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Также изучалась информация, представленная в специализированных печатных изданиях, которая отражает состояние спроса и предложения на рынке.

 

2.4 Анализ показателей экономической эффективности деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР"

 

Проведем факторный анализ влияния показателей эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" на общий экономический эффект, представив рентабельность активов в виде произведения рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости (таблица 2.18).

 

Таблица 2.18 – Факторный анализ рентабельности активов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2005 – 2006гг.

Показатели

2005г.

2006г.

Отклонение от 2005г.

в абс. выр. в %
Рентабельность активов, % 18,68 8,40 - 10,28 44,97
Рентабельность продаж, % 1,68 2,45 + 0,77 145,83
Коэффициент оборачиваемости 11,14 3,43 - 7,71 30,79

 

Источник: собственная разработка

По сравнению с 2005г. в 2006г. отмечается значительное снижение рентабельности активов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" – на 55,03 %. При факторном анализе влияния на рентабельность выявлено, что это обусловлено, прежде всего, значительным снижением оборачиваемости активов (на 69,21 %), так как рентабельность продаж, напротив, возросла на 0,77 процентных пункта и составила 2,45 %. Таким образом, на снижение рентабельности активов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" наибольшее влияние оказало снижение оборачиваемости активов. Анализ оборачиваемости по каждой статье оборотных активов позволит выявить причины данного явления. Расчета оборачиваемости оборотных активов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", представленный в таблице 2.19, говорит о значительном снижении деловой активности предприятия – оборотные активы совершают один оборот за 97,43 дня, что выше данного показателя за 2005г. на 65,65 дня, темп роста составил 306,58 %. При этом коэффициент оборачиваемости снизился до 3,43 (на 69,21 %).

 

Таблица 2.19 – Анализ оборачиваемости оборотных активов УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" за 2005 – 2006гг.

Показатели оборачиваемости

Оборачиваемость,

в днях

Изменение

2005 год 2006 год в днях в % к 2005г.
Производственные запасы (стр.211, 212, 214 ф.1) 0,36 0,14 -0,22 39,38
Незавершенное производство (издержки обращения) (стр.213 ф.1) - - - -
Итого в сфере производства (стр.211, 212, 213, 214 ф.1) 0,36 0,14 -0,22 39,38
Готовая продукция и товары (стр.230 ф.1) 9,76 3,01 -6,76 30,79
Товары отгруженные (стр.240 ф.1) 7,99 40,94

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow