Системы и схемы водоснабжения

Системой водоснабжения называют комплекс взаимосвязан­ных инженерных сооружений и установок, предназначенных для забора и подъема воды из природных источников, улучшения ее качества, создания требуемого напора, хранения, транспортирова­ния и подачи потребителям.

Строительство систем водоснабжения продиктовано тем, что без воды невозможна жизнь людей и производство практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Системы водоснабжения должны обеспечивать потребителя водой заданного качества, в требуемом количестве и под необходимым напором.

Системы водоснабжения классифицируются:

По виду источника:

• с поверхностными источниками (реки, озера, водохранилища);

• с подземными источниками (грунтовые воды, ключи, артезианские воды);

со смешанными источниками (поверхностными и подземными).

По способу подъема (подачи) воды:

• самотечные или гравитационные;

• нагнетательные с механической подачей воды, с использованием насосов;

• комбинированные (самотечно-насосные).

По назначению:

• хозяйственно-питьевые, обслуживающие бытовые нужды
населения;

• производственные, удовлетворяющие технологические нужды промышленных предприятий;

• противопожарные, предназначенные для подачи воды во
время тушения пожаров;

• объединенные, для подачи воды всем перечисленным потребителям.

По видам обслуживаемых объектов:

• городские (поселковые);

• промышленные;

• сельскохозяйственные и др.

По территориальному охвату потребителей:

• местные или локальные, обеспечивающие водой отдельные
объекты;

• централизованные, предназначенные для подачи воды всем
потребителям, расположенным в данном городе;

• групповые или районные, служащие для снабжения водой
нескольких населенных пунктов.

По характеру, способу использования воды:

• прямоточные, в которых вода после однократного использования выпускается в канализацию;

• с повторным или каскадным использованием воды несколь­кими потребителями;

• оборотные с многократным использованием воды в замкнутом технологическом процессе.

По надежности, степени обеспеченности подачи воды: 1-я категория - допускает снижение подачи воды на хозяйст­венно-питьевые нужды на 30% расчетного расхода и на производ­ственные нужды до установленного аварийного резерва на время до трех суток и перерыв в подаче воды не более 10 минут;

2-я категория - допускает снижение подачи воды не более 30% до 10 суток, а перерыв не более 6 часов;

3-я категория - допускает снижение подачи воды не более 30% до 15 суток, а перерыв не более 24 часов.

В общем случае в систему водоснабжения входят сооружения и установки для забора, подъема, очистки и транспортирования во­ды, а также для создания постоянного напора и хранения запаса во­ды. Системы водоснабжения устраиваются по определенной схеме. Схемой системы водоснабжения называют конкретные решения расположения всех сооружений и устройств на плане города, увя­занные с местоположением объектов и рельефом местности. Фак­торами, определяющими вид схемы водоснабжения, являются:

• тип, мощность источника водоснабжения;

• качество воды в природном источнике;

• виды потребителей и требования, предъявляемые ими к воде;

• объем и режим водопотребления;

• рельеф местности и др.

В начальной стадии проектирования составляются несколько вариантов схем водоснабжения. После технико-экономического сравнения выбирают наиболее выгодный вариант. При этом необ­ходимо, чтобы выбранная система водоснабжения надежно снаб­жала всех потребителей водой надлежащего качества, в заданном количестве, с необходимым напором и при минимальных затратах на строительство и эксплуатацию всех инженерных сооружений.

Возможные схемы водоснабжения города бывают разные: место расположения водонапорной башни выбирается в зависимости от рельефа местности, величины требуемых напоров и протяженности сети. В свою очередь, от на­личия и места расположения водонапорной башни зависят режим работы, диаметр труб, стоимость сооружения и эксплуатации водопровода.

При использовании в качестве источника подземных вод схе­ма водоснабжения может претерпеть различные изме­нения. Как правило, особенностью таких систем является наличие большого числа трубчатых колодцев (скважин) или шахтных ко­лодцев, водосборных галерей и других сооружений. Она может включать в себя те же самые инженерные сооружения для подъема, перекачки, очистки, хранения и транспортирования воды потреби­телям, что и предыдущая. Представленная схема может быть зна­чительно упрощена, если качество воды в источнике соответствует требуемому. В этом случае очистные сооружения, резервуары, на­сосные станции II подъема могут отсутствовать.

В ряде случаев оказывается технически и экономически целе­сообразным разделение централизованной системы водоснабжения на две или несколько «высотных» зон.

Такие зонные водопроводы устанавливаются в случае значи­тельной разности геодезических отметок обслуживаемой террито­рии или при транспортировании воды на большие расстояния. В этом случае при параллельном водоснабжении нижняя и верхняя зоны питаются самостоятельными водоводами, а при последова­тельном - вода подается в резервуар, который для нижней зоны служит напорным устройством, а для верхней - источником водо­снабжения.

Схема водоснабжения выбирается в процессе технико-эко­номического сопоставления вариантов, сформированных исходя из санитарно-гигиенических, технологических, противопожарных и других требований. При этом рассматриваются варианты различ­ных решений по всем инженерным сооружениям и устройствам. Окончательное решение принимается исходя из стоимости соору­жения и эксплуатации той или иной схемы водоснабжения. Уменьшение затрат, как правило, приводит к перерасходу эксплуатацион­ных затрат, связанных с подачей воды потребителям. На сооруже­ние очистных сооружений требуется 5-25% от общей стоимости системы водоснабжения. Величина этих затрат тем больше, чем хуже качество исходной воды.

Точно так же изменяются и эксплуатационные затраты, свя­занные с очисткой воды. Сооружение водозаборов из поверхност­ных источников в 2-2,5 раза дешевле, чем для подземных вод. Ос­тальные затраты примерно одинаковы и не зависят от источника водоснабжения.

В результате деятельности человека возможно нарушение взаимосвязи между живым миром и окружающей средой. Особенно опасные последствия для жизни и здоровья людей имеют загрязне­ния, тем или иным способом попадающие в источники поверхност­ных или подземных вод. Поэтому для каждой системы водоснаб­жения необходимо предусматривать специальные зоны санитарной охраны, проект которых согласовывается с Государственной сани­тарной инспекцией и утверждается местной администрацией.

Основной задачей зоны санитарной охраны является выделе­ние территории, в пределах которой создается особый режим, ис­ключающий или ограничивающий возможность загрязнения водо­источника и водопроводных сооружений. В зависимости от степени санитарной ответственности элемента устройства системы водо­снабжения предусматривается либо строгий санитарный режим (первый пояс), либо ограниченный (второй пояс).

Первый пояс охватывает территорию в месте забора воды и расположения головных сооружений водопроводных станций (во­дозабор, насосные сооружения, очистные сооружения, резервуары). Границы этого пояса в месте забора воды из открытых водоисточ­ников рекомендуется устанавливать не менее чем на 200 м вверх и на 100 м вниз по течению реки, 100 м по ширине реки и 100 м вглубь прилегающего берега, а также 100-200 м вокруг насосных сооружений. Эти границы являются ориентировочными и могут быть расширены в случае необходимости, т. е. с учетом местных условий. Территория первого пояса ограждается от доступа посто­ронних лиц и окружается зелеными насаждениями и охраняется. В пределах этой территории запрещается применение ядохимикатов, органических и минеральных удобрений, выпуск стоков, выпас и водопой скота, ловля рыбы, стирка белья, проживание людей, строительство и т. д. Существующие здания в первом поясе долж­ны быть канализованы, а его территория должна быть спланирова­на таким образом, чтобы поверхностный сток беспрепятственно от­водился в ливневую канализацию.

Границы второго пояса зон санитарной охраны охватывают сам водоисточник, питающие его притоки и грунтовые воды, а так­же соответствующую территорию с населенными пунктами, зда­ниями и сооружениями. Обычно зону ограничений по ширине оп­ределяют границами водосборного бассейна для данного водоема. Размеры его устанавливаются с учетом топологических, геодезиче­ских и санитарных данных. Протяженность зон санитарной охраны рассчитывается исходя из условий обеспечения самоочищения во­доема. Так, бактериальное очищение воды в средней полосе Рос­сийской Федерации происходит в течение 3-5 суток. Следователь­но, при известной скорости движения воды можно определить про­тяженность зоны.

В границах второго пояса санитарной охраны осуществляются общеоздоровительные мероприятия по охране окружающей среды:

• вводятся ограничения на хозяйственную деятельность с це­лью защиты источника от загрязнения;

• запрещается вырубка и сплав леса;

• запрещается применение ядохимикатов;

• строительство, использование земельных участков для любых нужд допускается только с особого разрешения органов Государственной санитарной инспекции.

При повышенных санитарных требованиях предусматривается третий пояс санитарной охраны, так называемая зона наблюдения в границах всего бассейна верховьев реки и ее притоков, где органа­ми здравоохранения ведется учет инфекционных заболеваний, переносимых водой. Санитарная защита площадок водопроводных сооружений и водоводов устанавливается в виде границ шириной не менее 30 м от их стен.

Зона санитарной охраны водоводов предусматривается в виде полосы, ширина которой в обе стороны от крайних трубопроводов составляет:

• при отсутствии грунтовых вод и d <1000 мм -10 м, при
d> 1000 мм-20 м;

• в случае движения грунтовых вод - не менее 50 м.

По застроенной территории ширину полосы санитарной защи­ты допускается уменьшать до пределов, диктуемых местными ус­ловиями. Санитарными нормами запрещается прокладка водоводов по территориям промышленных предприятий, свалок, полей оро­шения, кладбищ, животноводческих ферм и скотомогильников.

 







Заключение

 

 

Инженерное обеспечение представляет собой совокупность систем водоснабжения, канализации, электро-, газо и теплоснабжения, призванных обеспечить функционирование и дальнейшее развитие города.

К подземным инженерным сетям относятся трубопроводы, кабели и коллекторы.

Электрическими станциями называют комплекс взаимосвя­занных инженерных сооружений, оборудования и коммуникаций, предназначенный для превращения природных энергоресурсов в электроэнергию. Процесс производства электроэнергии отличается однородностью и массовостью продукции. Однородность продук­ции открывает путь к типизации основных видов электростанций и серийности выпуска небольших типоразмеров унифицированного оборудования: котлоагрегатов, турбин, генераторов и трансформа­торов.

Концентрация энергопроизводства ведет к снижению единовре­менных затрат и ежегодных расходов на электростанциях. Массо­вость, огромные масштабы производства электроэнергии, делают особенно важным повышение эффективности использования пер­вичных энергоресурсов. При массовом производстве даже очень небольшие изменения экономичности дают существенную эконо­мию народнохозяйственных затрат.

Для электростанций является неизбежным переменный режим работы, так как процесс производства электроэнергии должен не­прерывно и точно следовать за процессом ее потребления. Эта осо­бенность условий работы электростанций существенно отличает их от предприятий других отраслей промышленности.

При проектировании систем энергоснабжения необходимо технико-экономическое сопоставление вариантов. Расчет технико-экономических показателей ТЭС выполняется в определенной после­довательности.

Стоимость единицы установленной мощности определяется на основании сметно-финансовых расчетов. Предварительно капи­тальные вложения могут быть определены по укрупненным показа­телям сметной стоимости строительства ТЭС. Эксплуатационные расходы определяются по соответствующим сметам затрат на про­изводство электро- и теплоэнергии.

Для удовлетворения потребностей города в теплоте создаются специальные системы теплоснабжения, представляющие собой ком­плекс инженерных сооружений, специального оборудования и ком­муникаций для генерирования, транспорта и потребления теплоты.

Системы теплоснабжения характеризуются мощностью или расчетной тепловой нагрузкой, дальностью (радиусом) передачи теплоты и числом потребителей. Тепловая нагрузка - это макси­мально-часовой суммарный расход теплоты на нужды отопления, вентиляции, технологии и горячего водоснабжения с учетом потерь в сетях и собственных нужд источника теплоты.

Тепловые пункты в системах теплоснабжения предназначены для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водо­снабжения и технологических установок потребителей к тепловым сетям. Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные для присоединения одного здания и центральные - для двух и более зданий.

Зависимость потребления теплоты от климатических условий требует постоянного и целенаправленного регулирования отпуска теплоты, что обеспечивает высокое качество и эффективность теп­лоснабжения потребителей.

Тепловые сети - это инженерные сооружения, которые вклю­чают в себя изолированные трубопроводы, опоры, компенсаторы, запорно-регулирующую арматуру, контрольно-измерительную ап­паратуру, каналы, камеры и павильоны, дюкеры, мачты и эстакады, насосные и дренажные станции.

Системой водоснабжения называют комплекс взаимосвязан­ных инженерных сооружений и установок, предназначенных для забора и подъема воды из природных источников, улучшения ее качества, создания требуемого напора, хранения, транспортирова­ния и подачи потребителям.

Строительство систем водоснабжения продиктовано тем, что без воды невозможна жизнь людей и производство практически всех видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Системы водоснабжения должны обеспечивать потребителя водой заданного качества, в требуемом количестве и под необходимым напором.

В результате деятельности человека возможно нарушение взаимосвязи между живым миром и окружающей средой. Особенно опасные последствия для жизни и здоровья людей имеют загрязне­ния, тем или иным способом попадающие в источники поверхност­ных или подземных вод. Поэтому для каждой системы водоснаб­жения необходимо предусматривать специальные зоны санитарной охраны, проект которых согласовывается с Государственной сани­тарной инспекцией и утверждается местной администрацией.

Основной задачей зоны санитарной охраны является выделе­ние территории, в пределах которой создается особый режим, ис­ключающий или ограничивающий возможность загрязнения водо­источника и водопроводных сооружений.

 

 

Список литературы

 

 

1. Конституция РФ. – М.,1993.

2. Жилищный кодекс РСФСР. – М.: Спарк, 1995.

3. Об основах Федеральной жилищной политики. Ведомости Съезда народных депутатов РФ. №3. 1993.

4. О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Указ Президента РФ №425 от 28.04.97.

5. Энергосбережение в России. Постановление Правительства РФ от 24.04.98 № 80.

6. Борковская В.Г. Ценообразование в жилищном хозяйстве. // Жилищно-коммунальное хозяйство. №6. 2000.

7. Корсакова К.М. Особенности формирования отдельных показателей бухгалтерской отчетности организаций.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.

8. Маликова И.П. Бухгалтерский учет начислений на суммы льгот и субсидий.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2000.

9. Маликова И.П. Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков при работе с регулирующим тарифом.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.

10. Назаренко М.Н. Совершенствовать финансово-экономическую систему ЖКХ.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2001.

11.  Предприятия ЖКХ: для руководителей. Бухгалтеров и контролирующих органов предприятий ЖКХ. - М: Современная экономика и право, 2000.

12. Станкевич Н.О. Бюджетные ассигнования на покрытие убытков.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2000.

13. Таги-Заде Ф.Г. О задачах новой тарифной политики в коммунальном хозяйстве.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12. 2000.

14. Таги-Заде Ф.Г. Налоговая система с саморегулирующим механизмом.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №3. 2000.

15. Федин П.И. Совершенствование системы финансирования ЖКХ.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №11. 2001.

16. Худякова Г.А.. Молотков А.И. Реальный путь снижения издержек.// Жилищно-коммунальное хозяйство. №10. 2001.

17. Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в ЖКХ: комментарии, практические рекомендации, нормативные документы. – М.: Книжный мир, 1998.

18. Чупин В.Д. Шлафман В.В. Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг. // Жилищно-коммунальное хозяйство. №3. 2000.

 




double arrow
Сейчас читают про: