Тема урока: Спрос
1) Понятие «спрос»
Спрос – это готовность покупателей купить определенное количество товара по определенной цене в данном месте в данное время.
2) Кривая спроса
Кривая спроса – графическое отображение количества товаров, которые покупатели готовы купить в данный момент по разным ценам.
Пример.
Таблица 4 – Соотношение цены товара и спроса на него
Цена телефона, руб. | 10 тыс. | 9 тыс. | 8 тыс. | 7 тыс. | 6 тыс. | 5 тыс. | 4 тыс. |
Количество покупателей (равное числу телефонов, которые хотят купить) | 1 | 2 | 5 | 7 | 10 | 13 | 16 |
Согласно построенной кривой спроса, чем ниже цена товара, тем больше такого товара хотят купить покупатели.
3) Закон спроса
При уменьшении цены на товар величина спроса растет, а при росте цены – уменьшается.
Или:
При прочих равных условиях при низких ценах спрос на товары больше, чем при высоких ценах.
Рисунок 4 – Кривая спроса
Факторы, объясняющие закон спроса:
- здравый смысл (ожидание снижения цен, выбор альтернативного товара и т.д.);
|
|
- принцип убывающей предельной полезности (каждая следующая единица блага приносит меньше удовлетворения потребителю, чем предыдущая; иными словами, потребитель съедает пятое пирожное с меньшим удовольствием, чем первое пирожное);
- эффект дохода (при снижении цены на ту же сумму можно купить больше товаров);
- эффект замещения (при выборе из двух товаров покупатель предпочтет товар, который стал дешевле относительно другого товара; например, если изначально джинсы и брюки стоили по 1000 руб., а после подорожания джинсы стал стоить 1500 руб., а брюки 1300 руб., то покупатель предпочтет брюки джинсам).
4) Величина спроса
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести при данной цене.
При цене Р1 величина спроса равна Q1.
При цене Р2 величина спроса равна Q2.
Если Р1>P2, то Q1<Q2.
Стрелка вдоль кривой указывает, что со снижением цены величина спроса растет (обратная зависимость величины спроса от цены).
Кривая спроса (D) показывает, каким может быть количество Q при любой цене Р.
Изменение величины спроса Q в зависимости от цены Р вдоль кривой спроса D объясняется действием ценовых факторов спроса.
Также спрос может изменяться под действием неценовых факторов. В этом случае происходит смещение кривой спроса D либо вверх и вправо (увеличение спроса), либо вниз и влево (сокращение спроса) (рис. 6).
5) Заменяющие и дополняющие товары и услуги
Заменяющие товары (услуги), или субституты – товары (услуги), представляющие собой близкие по функциям и ценности для потребителя альтернативы.
Например, субститутами являются зимние куртки и зимние пальто; варенье и джем.
|
|
Дополняющие товары (услуги), или комплементы – товары (услуги), использование которых взаимосвязано.
Например, комплементами являются автомобили и бензин; принтеры и картриджи.
6) Неценовые факторы спроса
На величину спроса влияют следующие неценовые факторы:
1) вкусы и предпочтения покупателей. Например, удачная реклама товара приводит к увеличению спроса;
2) изменение дохода покупателей. Например, рост доходов населения приводит к росту спроса на нормальный товар[1];
3) изменение цен на товары – субституты. Например, подорожание товаров-субститутов ведет к росту спроса на данный товар;
4) изменение цен на товары-комплементы. Например, если товары-комплементы стали дороже, то спрос на данный товар сократится;
5) количество покупателей на рынке. Например, снижение количества покупателей на рынке ведет к сокращению спроса.
Дополнительная информация
Из закона спроса существуют исключения. Одно из них названо парадоксом Гиффена. Этот парадокс заключается в том, что с ростом цены спрос на определенный товар не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Парадокс был обнаружен английским экономистом Робертом Гиффеном, который выявил рост спроса на картофель в условиях экономического кризиса и роста цен на него. Оказалось, что бедные семьи в условиях сокращения доходов и роста цен на все товары отказывались от покупки более дорогих продуктов (мяса, масла), и большую часть дохода тратили на картофель, цены на который также выросли. В результате закон спроса не действовал для картофеля и ряда других продуктов питания, которые продолжали покупать и даже в больших количествах, чем ранее. Такие товары получили название товаров Гиффена. В России товарами Гиффена считаются хлеб, чай, картофель и некоторые другие.
Для дорогих «статусных» товаров существует аналогичное исключение, названное эффектом Веблена в честь американского экономиста Торстейна Бунде Веблена. Данный эффект проявляется в том, что рост цен на ряд товаров, относящихся в большинстве своем к предметам роскоши, приводит к увеличению спроса на эти товары. Причина увеличения спроса на эти товары имеет психологическую основу, поскольку считается, что такие товары (дорогие украшения, одежда и обувь от модных дизайнеров, дорогие автомобили и яхты) отражают высокий социальный статус их владельцев, а следовательно, приобретение таких товаров подчёркивает высокую покупательную способность покупателей.
Очень похож на эффект Веблена эффект сноба, выражающийся в том, что потребитель, желая выделиться, приобретает товар, который не покупают другие потребители. Часто это неоправданно дорогой товар, приобретая который сноб стремится продемонстрировать своё богатство и принадлежность к высшим слоям общества, что во многих случаях не соответствует действительности.
7) Эластичность спроса
Эластичность – это способность экономической переменной реагировать на изменение другой переменной.
Коэффициент эластичности (Е – elasticity) – это процентное соотношение между изменением зависимой и независимой переменной.
Существуют следующие виды эластичности спроса:
1) эластичность спроса по цене (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением цены):
,
где ЕDр – коэффициент эластичности спроса по цене;
Q – величина спроса;
Р – цена;
индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;
Если коэффициент эластичности спроса по цене равен (по модулю) 100 %, то говорят о единичной эластичности спроса по цене. Это означает, что изменение цены на 1 % вызывает противоположно направленное изменение величины спроса на 1 %.
Если коэффициент эластичности спроса превышает (по модулю) 100 %, то спрос на такой товар является эластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса более, чем на 1 %. Например, эластичным является спрос на предметы роскоши.
|
|
Если коэффициент эластичности спроса (по модулю) меньше 100 %, то спрос на такие товары считается неэластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса менее, чем на 1 %. Товарами с неэластичным спросом являются, например, предметы первой необходимости; некоторые медикаменты и т.д.
2) эластичность спроса по доходу (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением дохода покупателей):
где ЕDy – коэффициент эластичности спроса по доходу;
Q – величина спроса;
Y – доход (yield);
индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое спрос?
2. Что отражает кривая спроса?
3. Что такое величина спроса?
4. Сформулируйте закон спроса. Объясните его.
5. Что такое заменяющие и дополняющие товары? Приведите примеры.
6. Назовите неценовые факторы спроса и объясните их влияние.
7. Что такое эластичность? Коэффициент эластичности?
8. Какие виды эластичности спроса вам известны и что они характеризуют?
Задача 6.1.
О функции рыночного спроса известна следующая информация. Функция рыночного спроса линейна. При цене 5 р. величина спроса равна 25, при цене 7 р. величина спроса равна 15. Определите:
а) уравнение функции рыночного спроса;
б) величину спроса при цене 2 р. за единицу;
в) при каком значении цены потребители отказываются покупать данный товар..
Задача 6.2.
Определите эластичность спроса на смартфоны по цене и по доходу, если известно, что начальная цена составляла 10 тыс. руб.; конечная цена – 9 тыс. руб.; исходная величина спроса – 5 тыс. шт.; конечная величина спроса – 7 тыс. штук; начальная величина дохода покупателей 12 тыс. руб.; конечная величина доходов – 10 тыс. руб.
Объясните полученные результаты.
Тема урока: Предложение
1) Понятие «предложение»
|
|
Предложение – готовность продавцов продать определенное количество товаров по определенной цене в данном месте в данное время.
2) Кривая предложения
Кривая предложения – графическое отображение количества товара, которое продавцы готовы продать в данный момент по разным ценам.
Пример.
Таблица 5 – Соотношение цены товара и его предложения
Цена яблок, руб. | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Количество яблок, которое хотят продать, кг | 10 | 90 | 130 | 150 | 170 | 180 |
Рисунок 1 – Кривая предложения
Согласно построенной кривой предложения, чем выше цена товара, тем больше такого товара хотят продать продавцы.
3) Закон предложения
При увеличении цены на товар величина предложения растет, а при снижении цены – уменьшается.
Или:
При прочих равных условиях при более высоких ценах предложение товара больше, чем при низких ценах.
Факторы, объясняющие закон предложения:
- стимулирующее влияние цены для производителей (ожидаемый рост прибыли);
- увеличение числа производителей в отрасли, приносящей бо́льшую прибыль;
- расширение производства требует дополнительных затрат, следовательно, увеличение предложения сопряжено с ростом цен.
4) Величина предложения
Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы продать при данной цене.
При цене Р1 величина предложения равна Q.
При цене Р2 величина предложения равна Q2.
Если Р1>P2, то Q1>Q2.
Стрелка вдоль кривой S показывает, что с ростом цены величина предложения растёт.
Кривая S показывает, какой может быть величина предложения Q при любой цене Р.
Изменение Q в зависимости от цены Р (движение вдоль кривой S) отражает действие ценового фактора предложения.
Под действием неценовых факторов происходит смещение кривой S вниз и вправо (рост предложения) или вверх и влево (снижение предложения).
5) Неценовые факторы предложения
На величину предложения влияют следующие неценовые факторы:
1) цены на ресурсы, используемые для производства данного товара. Например, подорожание ресурсов ведет к сокращению предложения товаров, производимых с использованием этих ресурсов;
2) цены на альтернативные товары. Например, рост цен на товары, представляющие собой производственную альтернативу данному товару (такой альтернативой являются танки по отношению к комбайнам), ведет к сокращению предложения данного товара, поскольку производители переключаются на производство более дорогого альтернативного товара;
3) изменение предложения товаров-субститутов. Например, если предложение субститутов увеличилось, то предложение данного товара должно сократиться;
4) изменение предложения товаров-комплементов. Например, сокращение предложения товаров-комплементов ведет к сокращению предложения данного товара;
5) появление новых технологий. Например, внедрение в производство новых материалов ведет к росту предложения товаров, производимых с их использованием;
6) введение налогов[2] и субсидий[3]. Так, введение или рост налогов, взимаемых с производителей, влечет за собой уменьшение предложения. А введение субсидий производителям, наоборот, вызывает рост предложения;
7) ожидание производителей. Например, если ожидается рост цен на данный товар в будущем, то в настоящее время его предложение сокращается;
8) количество продавцов на рынке. Так, если на рынок товара выходят новые фирмы, то предложение такого товара растет.
6) Эластичность предложения
Эластичность предложения – это способность предложения реагировать на изменение какой-либо экономической переменной, чаще всего цены.
Коэффициент эластичности предложения по цене:
,
где ЕSр – коэффициент эластичности предложения по цене;
Q – величина спроса;
Р – цена;
индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;
Для коэффициента эластичности предложения по цене справедливо утверждение, что .
Если коэффициент эластичности предложения превышает 1, то предложение такого товара является эластичным. Обычно эластичным является предложение товаров в долгосрочном периоде, когда производитель успевает перестроить производство на выпуск большего объема товаров.
Если коэффициент эластичности предложения меньше 1, то предложение таких товаров считается неэластичным. Неэластичным является предложения большинства товаров в краткосрочном периоде, когда производитель не успевает увеличить объем выпуска продукции.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое предложение?
2. Что отражает кривая предложения?
3. Что такое величина предложения?
4. Сформулируйте закон предложения. Объясните его.
5. Назовите неценовые факторы предложения и объясните их влияние.
6. Что такое эластичность предложения и что она характеризует?