Тема 3. Взаимодействие спроса и предложения

Тема урока: Спрос

1) Понятие «спрос»

Спрос – это готовность покупателей купить определенное количество товара по определенной цене в данном месте в данное время.

2) Кривая спроса

Кривая спроса – графическое отображение количества товаров, которые покупатели готовы купить в данный момент по разным ценам.

Пример.

 

Таблица 4 – Соотношение цены товара и спроса на него

Цена телефона, руб. 10 тыс. 9 тыс. 8 тыс. 7 тыс. 6 тыс. 5 тыс. 4 тыс.
Количество покупателей (равное числу телефонов, которые хотят купить) 1 2 5 7 10 13 16

 

Согласно построенной кривой спроса, чем ниже цена товара, тем больше такого товара хотят купить покупатели.

3) Закон спроса

При уменьшении цены на товар величина спроса растет, а при росте цены – уменьшается.

Или:

При прочих равных условиях при низких ценах спрос на товары больше, чем при высоких ценах.

 

Рисунок 4 – Кривая спроса

 

Факторы, объясняющие закон спроса:

- здравый смысл (ожидание снижения цен, выбор альтернативного товара и т.д.);

- принцип убывающей предельной полезности (каждая следующая единица блага приносит меньше удовлетворения потребителю, чем предыдущая; иными словами, потребитель съедает пятое пирожное с меньшим удовольствием, чем первое пирожное);

- эффект дохода (при снижении цены на ту же сумму можно купить больше товаров);

- эффект замещения (при выборе из двух товаров покупатель предпочтет товар, который стал дешевле относительно другого товара; например, если изначально джинсы и брюки стоили по 1000 руб., а после подорожания джинсы стал стоить 1500 руб., а брюки 1300 руб., то покупатель предпочтет брюки джинсам).

4) Величина спроса

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести при данной цене.

При цене Р1 величина спроса равна Q1.

При цене Р2 величина спроса равна Q2.

Если Р1>P2, то Q1<Q2.

Стрелка вдоль кривой указывает, что со снижением цены величина спроса растет (обратная зависимость величины спроса от цены).

Кривая спроса (D) показывает, каким может быть количество Q при любой цене Р.

Изменение величины спроса Q в зависимости от цены Р вдоль кривой спроса D объясняется действием ценовых факторов спроса.

Также спрос может изменяться под действием неценовых факторов. В этом случае происходит смещение кривой спроса D либо вверх и вправо (увеличение спроса), либо вниз и влево (сокращение спроса) (рис. 6).

 

 

5) Заменяющие и дополняющие товары и услуги

Заменяющие товары (услуги), или субституты – товары (услуги), представляющие собой близкие по функциям и ценности для потребителя альтернативы.

Например, субститутами являются зимние куртки и зимние пальто; варенье и джем.

Дополняющие товары (услуги), или комплементы – товары (услуги), использование которых взаимосвязано.

Например, комплементами являются автомобили и бензин; принтеры и картриджи.

6) Неценовые факторы спроса

На величину спроса влияют следующие неценовые факторы:

1) вкусы и предпочтения покупателей. Например, удачная реклама товара приводит к увеличению спроса;

2) изменение дохода покупателей. Например, рост доходов населения приводит к росту спроса на нормальный товар[1];

3) изменение цен на товары – субституты. Например, подорожание товаров-субститутов ведет к росту спроса на данный товар;

4) изменение цен на товары-комплементы. Например, если товары-комплементы стали дороже, то спрос на данный товар сократится;

5) количество покупателей на рынке. Например, снижение количества покупателей на рынке ведет к сокращению спроса.

Дополнительная информация

Из закона спроса существуют исключения. Одно из них названо парадоксом Гиффена. Этот парадокс заключается в том, что с ростом цены спрос на определенный товар не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Парадокс был обнаружен английским экономистом Робертом Гиффеном, который выявил рост спроса на картофель в условиях экономического кризиса и роста цен на него. Оказалось, что бедные семьи в условиях сокращения доходов и роста цен на все товары отказывались от покупки более дорогих продуктов (мяса, масла), и большую часть дохода тратили на картофель, цены на который также выросли. В результате закон спроса не действовал для картофеля и ряда других продуктов питания, которые продолжали покупать и даже в больших количествах, чем ранее. Такие товары получили название товаров Гиффена. В России товарами Гиффена считаются хлеб, чай, картофель и некоторые другие.

Для дорогих «статусных» товаров существует аналогичное исключение, названное эффектом Веблена в честь американского экономиста Торстейна Бунде Веблена. Данный эффект проявляется в том, что рост цен на ряд товаров, относящихся в большинстве своем к предметам роскоши, приводит к увеличению спроса на эти товары. Причина увеличения спроса на эти товары имеет психологическую основу, поскольку считается, что такие товары (дорогие украшения, одежда и обувь от модных дизайнеров, дорогие автомобили и яхты) отражают высокий социальный статус их владельцев, а следовательно, приобретение таких товаров подчёркивает высокую покупательную способность покупателей.

Очень похож на эффект Веблена эффект сноба, выражающийся в том, что потребитель, желая выделиться, приобретает товар, который не покупают другие потребители. Часто это неоправданно дорогой товар, приобретая который сноб стремится продемонстрировать своё богатство и принадлежность к высшим слоям общества, что во многих случаях не соответствует действительности.

7) Эластичность спроса

Эластичность – это способность экономической переменной реагировать на изменение другой переменной.

Коэффициент эластичности (Е – elasticity) – это процентное соотношение между изменением зависимой и независимой переменной.

Существуют следующие виды эластичности спроса:

1) эластичность спроса по цене (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением цены):

,

где Е – коэффициент эластичности спроса по цене;

Q – величина спроса;

Р – цена;

индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;

Если коэффициент эластичности спроса по цене равен (по модулю) 100 %, то говорят о единичной эластичности спроса по цене. Это означает, что изменение цены на 1 % вызывает противоположно направленное изменение величины спроса на 1 %.

Если коэффициент эластичности спроса превышает (по модулю) 100 %, то спрос на такой товар является эластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса более, чем на 1 %. Например, эластичным является спрос на предметы роскоши.

Если коэффициент эластичности спроса (по модулю) меньше 100 %, то спрос на такие товары считается неэластичным. В этом случае рост цены на 1 % вызовет сокращение спроса менее, чем на 1 %. Товарами с неэластичным спросом являются, например, предметы первой необходимости; некоторые медикаменты и т.д.

2) эластичность спроса по доходу (т.е. процентное соотношение между изменением величины спроса и изменением дохода покупателей):

где ЕDy – коэффициент эластичности спроса по доходу;

Q – величина спроса;

Y – доход (yield);

индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое спрос?

2. Что отражает кривая спроса?

3. Что такое величина спроса?

4. Сформулируйте закон спроса. Объясните его.

5. Что такое заменяющие и дополняющие товары? Приведите примеры.

6. Назовите неценовые факторы спроса и объясните их влияние.

7. Что такое эластичность? Коэффициент эластичности?

8. Какие виды эластичности спроса вам известны и что они характеризуют?

 

Задача 6.1.

О функции рыночного спроса известна следующая информация. Функция рыночного спроса линейна. При цене 5 р. величина спроса равна 25, при цене 7 р. величина спроса равна 15. Определите:

а) уравнение функции рыночного спроса;

б) величину спроса при цене 2 р. за единицу;

в) при каком значении цены потребители отказываются покупать данный товар..

 

Задача 6.2.

Определите эластичность спроса на смартфоны по цене и по доходу, если известно, что начальная цена составляла 10 тыс. руб.; конечная цена – 9 тыс. руб.; исходная величина спроса – 5 тыс. шт.; конечная величина спроса – 7 тыс. штук; начальная величина дохода покупателей 12 тыс. руб.; конечная величина доходов – 10 тыс. руб.

Объясните полученные результаты.

 

Тема урока: Предложение

 

1) Понятие «предложение»

Предложение – готовность продавцов продать определенное количество товаров по определенной цене в данном месте в данное время.

2) Кривая предложения

Кривая предложения – графическое отображение количества товара, которое продавцы готовы продать в данный момент по разным ценам.

 

Пример.

Таблица 5 – Соотношение цены товара и его предложения

Цена яблок, руб. 30 40 50 60 70 80
Количество яблок, которое хотят продать, кг 10 90 130 150 170 180

 

Рисунок 1 – Кривая предложения

 

Согласно построенной кривой предложения, чем выше цена товара, тем больше такого товара хотят продать продавцы.

3) Закон предложения

При увеличении цены на товар величина предложения растет, а при снижении цены – уменьшается.

Или:

При прочих равных условиях при более высоких ценах предложение товара больше, чем при низких ценах.

Факторы, объясняющие закон предложения:

- стимулирующее влияние цены для производителей (ожидаемый рост прибыли);

- увеличение числа производителей в отрасли, приносящей бо́льшую прибыль;

- расширение производства требует дополнительных затрат, следовательно, увеличение предложения сопряжено с ростом цен.

4) Величина предложения

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы продать при данной цене.

 

При цене Р1 величина предложения равна Q.

При цене Р2 величина предложения равна Q2.

Если Р1>P2, то Q1>Q2.

Стрелка вдоль кривой S показывает, что с ростом цены величина предложения растёт.

Кривая S показывает, какой может быть величина предложения Q при любой цене Р.

Изменение Q  в зависимости от цены Р (движение вдоль кривой S) отражает действие ценового фактора предложения.

Под действием неценовых факторов происходит смещение кривой S вниз и вправо (рост предложения) или вверх и влево (снижение предложения).

 

 

5) Неценовые факторы предложения

На величину предложения влияют следующие неценовые факторы:

1) цены на ресурсы, используемые для производства данного товара. Например, подорожание ресурсов ведет к сокращению предложения товаров, производимых с использованием этих ресурсов;

2) цены на альтернативные товары. Например, рост цен на товары, представляющие собой производственную альтернативу данному товару (такой альтернативой являются танки по отношению к комбайнам), ведет к сокращению предложения данного товара, поскольку производители переключаются на производство более дорогого альтернативного товара;

3) изменение предложения товаров-субститутов. Например, если предложение субститутов увеличилось, то предложение данного товара должно сократиться;

4) изменение предложения товаров-комплементов. Например, сокращение предложения товаров-комплементов ведет к сокращению предложения данного товара;

5) появление новых технологий. Например, внедрение в производство новых материалов ведет к росту предложения товаров, производимых с их использованием;

6) введение налогов[2] и субсидий[3]. Так, введение или рост налогов, взимаемых с производителей, влечет за собой уменьшение предложения. А введение субсидий производителям, наоборот, вызывает рост предложения;

7) ожидание производителей. Например, если ожидается рост цен на данный товар в будущем, то в настоящее время его предложение сокращается;

8) количество продавцов на рынке. Так, если на рынок товара выходят новые фирмы, то предложение такого товара растет.

6) Эластичность предложения

Эластичность предложения – это способность предложения реагировать на изменение какой-либо экономической переменной, чаще всего цены.

Коэффициент эластичности предложения по цене:

,

где ЕSр – коэффициент эластичности предложения по цене;

Q – величина спроса;

Р – цена;

индексы 1 и 2 – исходное и конечное значение переменных, соответственно;

Для коэффициента эластичности предложения по цене справедливо утверждение, что .

Если коэффициент эластичности предложения превышает 1, то предложение такого товара является эластичным. Обычно эластичным является предложение товаров в долгосрочном периоде, когда производитель успевает перестроить производство на выпуск большего объема товаров.

Если коэффициент эластичности предложения меньше 1, то предложение таких товаров считается неэластичным. Неэластичным является предложения большинства товаров в краткосрочном периоде, когда производитель не успевает увеличить объем выпуска продукции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое предложение?

2. Что отражает кривая предложения?

3. Что такое величина предложения?

4. Сформулируйте закон предложения. Объясните его.

5. Назовите неценовые факторы предложения и объясните их влияние.

6. Что такое эластичность предложения и что она характеризует?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: