Под риском понимается опасность того, что цели, поставленные в проекте, могут быть недоступны полностью или частично.
Так как рассматриваемый проект охватывает несколько стадий, то и оценку риска целесообразно проводить по ним, то есть по подготовительной и стадии функционирования.
По характеру воздействия риски были разделены на простые и составные. Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой риск. Простые риски определяются полным перечнем пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее гот других.
Характер инвестиционного проекта как чего-то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков – использование мнений экспертов. Для оценки вероятности рисков использовались мнения трех экспертов: Генеральный директор создаваемого предприятия (1), Генеральный директор аудиторской фирмы (2), главный специалист инвестиционного отдела коммерческого банка (3).
|
|
Разработчиками проекта был составлен перечень первичных рисков по всем стадиям проекта. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставлялся перечень первичных рисков, и им предлагалось оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:
0 – риск рассматривается как несущественный;
25 – риск, скорее всего, не реализуется;
50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75 – риск, скорее всего, проявится;
100 – очень большая вероятность реализации риска.
Для получения оценки рисков объединенных стадий использовалась процедура взвешивания. Процедура определения веса, с которыми каждый простой риск входит в общий риск проекта, проводилась согласно следующим правилам:
-все простые риски могут быть ранжированы по степени важности (расставлены по приоритетам). Риски первого приоритета имеют больший вес, чем риски второго, и т.д.;
-все риски с одним и тем же приоритетом имеют равные веса;
сумма весов равна единице, веса являются числами положительными, в диапазоне от 1 до 0.
Определение приоритетов прямо связано с социально-экономической ситуацией в стране. Так как она существенным образом связана с неплатежами, то все риски, связанные с системой расчетов, имели первый приоритет. Второй приоритет был отдан социальным факторам, а техническим – третий.
Как показывает таблица, суммарный риск проекта составляет 44,58 балла и может быть охарактеризован как средний.
Наиболее высоким уровнем риска обладают подготовительная стадия и финансово-экономические факторы функционирования. Риск подготовительной стадии связан, прежде всего, с возможным валютным риском и непредвиденными затратами. Особую опасность представляют непредвиденные затраты, из-за которых может снизится общая рентабельность проекта.
|
|
Из результатов расчета финансово-экономических рисков следует, что риск составляет примерно 60 % от общего показателя риска проекта, причем, доминирующими причинами этого является возможное снижение спроса и непредвиденное снижение цен конкурентами, а также неплатежеспособность потребителей и рост цен на сырье. Уровень социальных рисков составляет 5,33 (11,9 %), причем их подавляющая часть обусловлена возможными трудностями с набором персонала и его квалификацией. Рассматриваемый проект не связан со значительными техническими рисками. Риск проекта, как правило, в первую очередь связан с небольшим числом особо опасных факторов.
Таблица 2.5.1: Оценка простых рисков
№ | Простые риски | Эксперты | Сред-няя | Прио-ритет Pi | Вес Wi | Оцен-ка Ii | ||||
1 | 2 | 3 | ||||||||
Подготовительная стадия | 11,92 | |||||||||
1 | Непредвиденные затраты | 50,00 | 50,00 | 75,00 | 58,33 | 1 | 0,09 | 5,25 | ||
2 | Валютный риск | 75,00 | 50,00 | 75,00 | 66,67 | 1 | 0,09 | 6,00 | ||
3 | Недостатки проектн. работ | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 3 | 0,01 | 0,33 | ||
4 | Несвоевременная поставка комплектующих | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 3 | 0,01 | 0,17 | ||
5 | Несвоевременная подготовка оборудования и рабочих | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 2 | 0,04 | 0,00 | ||
6 | Недобросовестность подрядчика | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 3 | 0,01 | 0,17 | ||
Функционирование | ||||||||||
Финансово-экономические | 26,83 | |||||||||
7 | Неустойчивость спроса | 50,00 | 75,00 | 50,00 | 58,33 | 1 | 0,09 | 5,25 | ||
8 | Появление альтернативного продукта | 50,00 | 75,00 | 50,00 | 58,33 | 3 | 0,01 | 0,58 | ||
9 | Снижение цен конкурентами | 75,00 | 100,00 | 75,00 | 83,33 | 1 | 0,09 | 7,5 | ||
10 | Рост налогов | 50,00 | 25,00 | 50,00 | 41,67 | 3 | 0,01 | 0,42 | ||
11 | Неплатежеспособность потребителей | 520,00 | 50,00 | 25,00 | 41,67 | 1 | 0,09 | 3,75 | ||
12 | Рост цен на сырье, материалы, перевозки | 75,00 | 50,00 | 75,00 | 66,67 | 1 | 0,09 | 6 | ||
13 | Зависимость от поставщиков | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 3 | 0,01 | 0,33 | ||
14 | Недостаток оборотных средств | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 1 | 0,09 | 3,00 | ||
Социальные | 5,33 | |||||||||
15 | Трудности с набором квалифицированной рабочей силы | 75,00 | 50,00 | 50,00 | 58,33 | 2 | 0,04 | 2,33 | ||
16 | Угроза забастовки | 25,00 | 0,00 | 0,00 | 8,33 | 2 | 0,04 | 0,33 | ||
17 | Отношение местных властей | 25,00 | 25,00 | 0,00 | 16,67 | 2 | 0,04 | 0,67 | ||
18 | Недостаточный уровень заработной платы | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 2 | 0,04 | 0,67 | ||
19 | Квалификация кадров | 25,00 | 50,00 | 25,00 | 33,33 | 2 | 0,04 | 1,33 | ||
Технические | 0,50 | |||||||||
20 | Нестабильность качества сырья и материалов | 25,00 | 0,00 | 25,00 | 16,67 | 3 | 0,01 | 0,17 | ||
21 | Новизна технологии | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 3 | 0,01 | 0,17 | ||
22 | Недостаточная надежность технологии | 0,00 | 25,00 | 25,00 | 16,67 | 3 | 0,01 | 0,17 | ||
23 | Отсутствие резерва мощности | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 3 | 0,01 | 0,00 | ||
Суммарный риск проекта | 0,97 | 44,52 | ||||||||
Вид риска | Уровень | |||||||||
Непредвиденные затраты | 5,25 | |||||||||
Валютный риск | 6,00 | |||||||||
Неустойчивость спроса | 5,25 | |||||||||
Снижение цен конкурентами | 7,5 | |||||||||
Рост цен на материалы | 6,00 | |||||||||
В качестве условий предотвращения рисков могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
Страхование имущества и ответственности работников, заключение договоров с фиксированными суммами, детальная проработка подготовительной стадии проекта с целью снижения риска непредвиденных затрат;
Заключение долгосрочных контрактов с поставщиками с четкими условиями и штрафными санкциями;
Использование механизмов страхования валютных рисков.
Заключение
В настоящее время индустрия гостеприимства переживает бурный подъем. За 2007 год объем инвестиций в гостиничный бизнес России составил 2 млрд долларов. По состоянию на середину 2008 год гостиничный бизнес насчитывал порядка 4000 гостиниц, включая санатории и пансионаты. Доходность бизнеса на данном рынке может достигать 20% и более в год. Гостиничный бизнес в России является на сегодняшний день одним из наиболее привлекательных и перспективных.
|
|
В данной курсовой работе нами был рассмотрен и изучен ряд аспектов менеджмента для индустрии гостеприимства на примере гостиничных предприятий. Таким образом, современная индустрия отдыха и туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Развитие гостиничного бизнеса в современном мире выступает неотъемлемым фактором расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека.
Тема курсовой работы раскрыта полностью: достаточно подробно дается описание функционирования и структуры гостиничных предприятий, доказывается эффективность и огромные перспективы в будущем по расширению рынка средств размещения, в том числе и на наглядном примере (бизнес-план предприятия).
Поставленная задача по изучению гостиничного предприятия как современного рынка услуг в целом рассмотрена полностью, но в ходе дальнейшего изучения могут возникнуть ряд вопросов, исследование которых может быть продолжено. Так, остаются открытыми для изучения проблемы современного законодательства в сфере туризма, в том числе в области сертификации и лицензирования; несоответствие качества материально-технической базы, обслуживания, ассортимента питания международным стандартам. Положительным фактором развития рынка гостиничных предприятий в будущем может также стать повышение реальных доходов населения РФ, стимулирующее развитие внутреннего рекреационного туризма, а также развитие коммуникаций и банковских услуг, позволяющих потенциальному клиенту самостоятельно планировать путешествие и размещение.
Список литературы
1. Авчиренко, Л.К. Управление персоналом организации [Текст] - Л.К. Авчиренко. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Балабанов, И.Т. Основы организации и мотивации [Текст] - И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1999.
|
|
3. Балашова, Е.А. Гостиничный бизнес [Текст] - Е.А. Балашова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вершина, 2005.
4. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства [Текст] - М.: Аспект Пресс,1995.
5. Володоманова, Н.Ю. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии [Текст] - Н.Ю. Володоманова, М.А. Морозов, А.Н. Умнов. – М.: ИПФ «Талер», 2001.
6. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства [Текст]: учеб. пособие. Е.А. Джанджугазова. – М. Издательский центр Академия, 2003.
7. Иванов, В.В. Исследование современных систем управления в гостиничном бизнесе [Текст] - В.В. Иванов, А.Б. Волов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
8. Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника [Текст]: учебник. М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
9. Нагимова, З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса [Текст] – З.А. Нагимова. - СПб.: Питер, 2004.
10. Новиков, Д.Т. Управление качеством услуг на предприятиях в индустрии гостеприимства [Текст] - Д.Т. Новиков, Ю.В. Бусалов, Т.В. Сорокина. – М.: Изд-во Рос. экон. Акад., 2002.
11. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] - В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 1999.
12. Розанова, В.А. Психология организации труда на современном предприятии [Текст] - В.А. Розанов. – М.: ЗАО «Бизнес-щкола Интел-Синтез, 2000.
13. Румянцева, З.П. Менеджмент организаций [Текст] - З.П. Румянцева – М.: ИНФРА-М, 1996.
14. Удальцова, М.В. Социология и психология управления [Текст] - М.В. Удальцова, Л.К. Авчиренко. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
15. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. – М.: 2001.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] - Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2000.
17. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] - В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 1995.
18. Дункан, Д. У. Основополагающие идеи менеджмента [Текст] - Д.У. Дункан. - М.: Дело,1995.
19. Мескон, М.Х., Основы менеджмента [Текст] - М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело ЛТД, 1994.
20. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] - О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высш. школа, 1994.
21. Основы управления персоналом [Текст] - Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
22. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд [Текст]: Н. Дмитроченко // Человек и труд, №1, 1997.
23. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки) [Текст] - С. Губанов // Экономист, №3, 1997.
24. Уткин, Э.А. Управление фирмой [Текст] – Э.А. Уткин - М.: "Акалис", 1996.
25. Мотивация труда и повышение эффективности работы [Текст] - Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 1997.
26. Управление персоналом [Текст] – Десслер Г. М., «БИНОМ», 1997 г.
27. Основы менеджмента [Текст] – А.А Радугин. М.: ЦЕНТР, 1998 г.
28. Менеджмент [Текст] – И.Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 1995 г
29. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1995.
30. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов [Текст]: учебное пособие. – М.: ООО «Книгодел», 2004.
31. Удальцова, М.В. Социология и психология управления [Текст] – М.В. Удальцова, Л.К. Авчиренко. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
32. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство [Текст]: учебник / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1999.
33. Экономика предприятия. [Текст]: учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук,
34. Экономика предприятия [Текст]: учебник / под ред. Проф. С.Ф. Покропыного – К.: Из-во «Хвиля-Прес», 1995.
35. Экономика предприятия: Учебник / под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко – Минск, 2001.
36. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. О.И. Волкова – М.:
ИНФРА-М, 1997.
37. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия. Краткий курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. Т.В. Яркина. – М., 2000.
38. Экономика предприятия [Текст]: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова. – М.: 1999.