IV. Продуктивность памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти

Как показывают исследования, продуктивность памяти зависит от времени суток. Ниже приведены некоторые данные. Поскольку на психическую деятельность человека большое влияние оказывают его привычки, общественные традиции, состояние здоровья, сон, моральные взгляды и индивидуальные наклонности, то эти данные следует рассматривать только как отражающие общие тенденции, которые в каждом конкретном случае могут проявляться существенно по-разному. Продуктивность запоминания оказывается значительной, если информация, которую нужно использовать на следующее утро, запоминается перед сном. В течение дня продуктивность памяти меняется: между 8 и 12 часами она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь начинает медленно возрастать. Если человек не утомлен, то в вечерние часы она снова достигает высокого уровня. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, полезно выяснить, какие временные условия наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это при проведении тренировки. Остановимся также на связи памяти с возрастом. По этому вопросу существуют две противоположные точки зрения. Одни исследователи считают, что продуктивность памяти определяется исключительно биологическими факторами. Естественный биологический "износ" организма приводит к тому, что с возрастом память ухудшается. По мнению других, доминирующими являются не биологические, а социальные факторы, и в ряде случаев память пожилых людей (60-65 лет) оказывается даже лучше, чем у молодых (20-25 лет). Последнее мнение опирается на результаты исследований, в которых обнаружилось, что, хотя механическое запечатление с возрастом действительно ухудшается, продуктивность памяти по отношению к специальным видам деятельности у пожилых людей выше, чем у молодых.

Обе точки зрения верны лишь частично. Нельзя отрицать, что с возрастом биологический субстрат памяти постепенно разрушается, особенно сильно страдает при этом интеллект. Вещество человеческого мозга со своими 10 млрд. нейронов в основном достигает полного развития к двадцати годам. Известно, что нейроны отличаются от других клеток организма человека, в частности, тем, что гибель нейронов не сопровождается их репродукцией. В течение жизни вещество мозга непрерывно, день за днем теряет тысячи нейронов. Известно, далее, что синтез РНК, который, как было показано в гл. 3, играет важную роль в процессах памяти, по мере старения организма также замедляется. Все это говорит о том, что биологический износ проявляется в направлении снижения продуктивности памяти.

Однако почему же ученые старшего возраста нередко лучше запоминают материал в своей специальной области, чем молодые? Это объясняется тем, что специальные знания первых отличаются более высокой организацией, что позволяет им легче, быстрее и точнее запоминать и воспроизводить новые сведения. Кроме того, они располагают большим опытом относительно того, как рационально воспринимать, запечатлевать и припоминать эти новые сведения. Поэтому продуктивность памяти у пожилых ученых - в специальных научных областях - часто оказывается выше, чем у молодых. Было бы, однако, совершенно неправильно обобщать этот частный случай и делать из него вывод о возрастных особенностях памяти вообще. В обычных условиях стихийного использования возможностей памяти ее продуктивность у молодежи оказывается, как правило, значительно выше, чем у пожилых. Как свидетельствует эксперимент, 60-летние испытуемые при чтении неспециальной литературы запоминают примерно на 40% меньше, чем 20-летние. Было бы поэтому антинаучно и психологически совершенно неправильно преуменьшать или тем более отрицать естественное возрастное снижение интеллектуальной продуктивности. Такая точка зрения может привести к безответственному завышению требований к умственной деятельности пожилых людей и препятствовать усилиям, направленным на изменение условий жизни и труда людей в соответствии с возрастом. Но именно непрерывная коррекция ритма жизни и труда является необходимой предпосылкой сохранения в пожилом возрасте творческого потенциала личности на высоком уровне.

Вместе с тем и утверждение, что только биологические факторы определяют продуктивность памяти, ошибочно, поскольку оно игнорирует влияние социальных факторов, прежде всего таких, как общественная жизнь, образование, жизненные условия, духовная атмосфера и т. п. При социализме созданы благоприятные условия для продления творческой активности человека в сфере общественного производства и других видах социальной деятельности. В условиях научно-технической революции требования к памяти, в первую очередь к памяти лиц, занимающих руководящие посты, - возраст лиц этого круга составляет в общем 35-65 лет, - непрерывно повышаются. Поэтому использование научных методов улучшения памяти становится жизненной необходимостью не только для молодежи, но и для других возрастных групп населения. Дальнейшее совершенствование этих методов и интенсивное овладение ими будут способствовать удовлетворению как растущих требований к умственной деятельности членов общества, так и их разносторонних духовных запросов до глубокой старости. Однако память является чрезвычайно сложной психической функцией и простых рецептов ее улучшения не существует. Реальный путь- научно обоснованная тренировка памяти.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Для достижения высокой продуктивности памяти ее необходимо систематически тренировать. Но тренировка памяти - это отнюдь не механическое зазубривание, это усвоение научно обоснованных приемов управления процессами памяти, требующее выполнения специальной системы тренировочных заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: