Правоохранительная деятельность таможенных органов

Термин "таможенные органы" используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы - государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. Таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с правонарушениями в таможенной сфере.

Служба в таможенных органах

Служба в таможенных органах России регламентируются помимо общего законодательства о государственной службе специальным нормативно правовым актом - Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009, с изм. от 17.12.2009) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.1997)., призванным отразить специфику этого звена государственного аппарата. Кроме того, определенную регламентацию этот вопрос получает и в Таможенном кодексе Российской Федерации.

В таможенных органах России могут работать только граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования (не ниже среднего) и состоянию здоровья выполнять свои служебные обязанности. Граждане, впервые принимаемые на должность в таможенные органы, принимают специальную присягу.

В таможенных органах работают сотрудники и работники. Сотрудники занимают ординарные штатные должности и имеют специальные звания. Работники - граждане, занимающие должности согласно штатному расписанию таможенного органа в целях технического обеспечения работы таможенных органов и не имеющие специального звания.

Служба в таможенных органах России - особый вид государственной службы. Она основана на принципах законности, равного доступа граждан к службе в таможенных органах, единства основных требований, предъявляемых к таможенной службе, профессионализма и компетенции, ответственности, внепартийности, кадровой стабильности.

Служащим таможенных органов присваиваются специальные звания: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, действительный государственный советник. Для каждого из этих званий федеральным законодательством предусмотрены специальные сроки выслуги.

Сотрудники таможенных органов имеют право: знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности; получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; посещать организации независимо от форм собственности; продвигаться по службе; знакомиться со всеми материалами своего личного дела; повышать квалификацию и проходить переподготовку; участвовать в профессиональных союзах; получать пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия.

Сотрудник таможенных органов обязан обеспечить соблюдение Конституции, исполнение федерального законодательства; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; выполнять приказы и распоряжения руководства таможенных органов; своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов; соблюдать правила внутреннего распорядка и субординации, обращения со служебной информацией; выполнять должностные инструкции; поддерживать уровень квалификации, необходимый для выполнения служебных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения. Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

В ходе исполнения служебных обязанностей служащие таможенных органов обязаны придерживаться действующего законодательства, а также подчиняться требованиями служебной дисциплины.

Служащие таможенных органов располагают всеми гарантиями и льготами государственных служащих. Они имеют право на денежное довольствие, состоящее из оклада по занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание, а также стоимости продовольственного пайка, если он не выдается в натуральном виде. Служащие таможенных органов имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск в 30 календарных дней.

Нормативно предусмотрены следующие виды поощрений сотрудников таможенных органов: объявление благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой ФТС России; награждение нагрудными знаками "Почетный таможенник России", "Отличник таможенной службы"; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; награждение именным оружием; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае совершения должностного проступка на служащего таможенных органов могут быть наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение.

Система таможенных органов России включает в себя (Ст. 402 Таможенного кодекса):

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Таможенные органы осуществляют следующие основные функции (Ст. 403 Таможенного кодекса):

1) таможенное оформление и таможенный контроль

2) взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по их принудительному взысканию;

 3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение внешнеторговой деятельности, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

7) осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств;

10) осуществляют информирование и консультирование организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Полномочия за таможенных органов (Ст. 408 Таможенного кодекса)

1) принимать меры, обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2) требовать документы, сведения, представление которых
предусмотрено;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, преступлений;

6) осуществлять неотложные уголовно следственные действия;

7) осуществлять производство и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений;

8) использовать необходимые средства для предотвращения преступлений и задержания лиц, совершивших таможенные преступления;

9)  задерживать и доставлять лиц, подозреваемых или совершающих преступления в области таможенного дела;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с таможенным контролем;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;

12) выносить предупреждения с требованиями устранить нарушения таможенного контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.

Структура таможенных органов

На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба - центральный орган, находящийся в ведение Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется в Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459(ред. от 20.02.2010) «О Федеральной таможенной службе».

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ.

Структура Федеральной таможенной службе включает в себя:

8 главных управлений:Главное организационно-инспекторское управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

Непосредственно Федеральной таможенной службе подчиняются таможни центрального подчинения.

Территориальными подразделениями Федеральной таможенной службе являются 7 Региональных таможенных управлений:

1. Центральное таможенное управление (включает в себя 28 местных таможен);

2. Северо-западное таможенное управление (включает в себя 23 таможни);

3. Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен);

4. Приволжское таможенное управление (включает в себя 16 таможен);

5. Уральское таможенное управление (включает в себя 10 таможен);

6. Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен);

7. Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен).

Региональные таможенные управления осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет Федеральная таможенная служба России.

В задачи Региональных таможенных управлений входят: организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о Региональных таможенных управлениях.

В задачи региональных таможен входит:
осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по
таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный
таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию
таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются
правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей
компетенции исполнение законодательства об уголовном и
административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют
через таможенные посты. Структура, штатная численность работников
таможни определяются региональные таможенные управления.

В отличие от федеральных и региональных таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит: непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней.

 

II. Решение задачи

Ч.1 ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств» гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» Кодекса об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ):

«1. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Ст. 23.8 «Таможенные органы» гл. 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» КоАП РФ:

1. Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

3) начальники таможен, их заместители;

4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Следовательно, гражданином Сорокиным был нарушен п.1 ст. 16.2 КоАП РФ, а именно имело место недекларирование товаров по установленной форме. Согласно ст. 23.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 КоАП РФ рассматривают таможенные органы.

На Шереметьево-2 действует Московская северная таможня, которая входит в Центральное таможенное управление.

В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 23.8 КоАП РФ проводить расследование и  рассматривать дело о данном административном правонарушении, совершенным гражданином Сорокиным, вправе – начальник Московской северной таможни либо его заместитель.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: