Учет результатов инвентаризации

В результате проведения инвентаризации может быть выявлено расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета – излишек или недостача.

Для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (товаров, тары), по которым выявлены отклонения от данных учета, применяется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19) (приложение №13).

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственным лицам.

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в следующем порядке:

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применятся лишь в случаях выявления фактических недостатков. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, но нормы естественной убыли должны применятся только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

- недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризацией обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией форма № ИНВ-26.

Выявленный в результате инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (пп. «а» п. 3 ст. 12 Закона «129-ФЗ, пп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), а недостачи сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (пп. «б» п.3 ст. 12 Закона № 129–ФЗ, пп. «б» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

В бухгалтерском учете суммы, выявленных на предприятии недостач хищений материальных ценностей и денежных средств, а также потери от порчи ценностей отражаются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Причем недостачи отражаются на счете 94 независимо от того, подлежат они списанию на издержки производства (обращения) или отнесению на виновных лиц.

В то же время необходимо иметь в виду, что на счете 94 не отражаются: потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. Эти потери относятся на счет 99 «Прибыль и убытки» как убытки отчетного года и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (п. 2 ст. 265 ч II Налогового Кодекса РФ).

В том случае, когда решением следственных или судебных органов подтверждено, что виновные лица отсутствуют недостачи списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Если же в результате проведения инвентаризации обнаружена недостача, виновные лица которой не установлены и предприятие не принимает мер к розыску виновных лиц или рассмотрению дела в судебном порядке, то такая недостача подлежит списанию за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

В случаях обнаружения излишков и недостач в результате пересортицы предприятие может допустить взаимный зачет таких ценностей, если они обнаружены за один проверяемый период у одного и того же проверяемого лица по материальным ценностям одного и того же наименования. Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц.

Суммы НДС, относящиеся к списываемому в результате недостачи имуществу, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 13 Письма Минфина России от 12.11.96 № 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами.

Если недостача материальных ресурсов обнаружена до момента их оплаты поставщикам, то сумма НДС, приходящаяся на эти ценности, подлежит списанию в дебет счета 94. При этом в бухгалтерском учете делается проводка: Дебет 94 Кредит 19.



Задачи

Задача №1: В октябре в сельхозкооперативе «Победа» были следующие операции по кассе:

1. По ордеру 121 от 1 октября получено в кассу от рабочего Сидорова А.Н. за реализованное молоко в количестве 40 л пол цене 4,00 руб за литр.

2. По ордеру 85 от 2 октября выдано под отчет зоотехнику Петрову З.Н. на командировочные расходы – 2000руб.

3. По ордеру 122 от 3 октября оприходованы в кассу сельхозкооператива деньги, полученные с расчетного счета в Сбербанке по чеку № 623743 через кассира Лебедеву Н.К. для выплаты заработной платы в сумме 52600 руб.

4. По ордеру 123 от 3 октября поступило в кассу выручка от работы бани – 450 руб.

5. Остаток наличных денег в кассе на 1 октября составил 1650 Руб.

 

№ документа

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов

Дт Кт

Остаток в кассе на 1 октября

1650    
  Отчет кассира за 1-3 октября:      
121 Получено в кассу от рабочего Сидорова А.Н. за реализованное молоко в количестве 40 л по цене 4,00 руб за литр.   160 50 62
85 Выдано под отчет зоотехнику Петрову З.Н. на командировочные расходы   2000 71 50
122 Оприходованы в кассу сельхозкооператива деньги, полученные с расчетного счета в Сбербанке по чеку № 623743 через кассира Лебедеву Н.К. для выплаты заработной платы в сумме     52600 50 51
123 Поступило в кассу выручка от работы бани 450 50 90
  Отчет кассира за 4-6 октября:      
124 Получен остаток неиспользованных подотчетных сумм от Белова К.Н. 160 50 71
86 Согласно платежным ведомостям № 14, 15, 16 выдана заработная плата рабочим и служащим 52500 70 50
125 Поступила квартплата от Андреева З.К. 129 50 76
  Отчет кассира за 7-31 октября:      
88 По объявлению на взнос наличными сдана на расчетный счет депонированная заработная плата 100 51 50
126 Внесена в кассу сумма в возмещении материального ущерба от зав. складом Рац В.К. 350 50 94
127 Поступила в кассу выручка от столовой 1480 50 90
89 Оплачены через кассу расходы по приобретению канцелярских принадлежностей для конторы сельхозкооператива   70 10 50
90 Выдано из кассы под отчет агроному Богданову К.Н. 1600 71 50
128 Получено по денежному чеку со счета в банке для выплаты заработной платы строительным рабочим 7100 50 51
91  Выдано из кассы на основании платежной ведомости № 21 заработная плата рабочим строительства   7100 70 50
92 Выдано из кассы ранее депонированная заработная плата Иванову Г.К.   100 76 50
93 За счет фондов потребления выдана премия 250 76 50
129 Поступил в кассу остаток неиспользованных сумм от подотчетных лиц   980 50 71
130 Поступила в кассу выручка от продавца палатки Андреевой Н.К.   8100 50 90
94 Громовой К.Л. выплачены алименты 56 76 50
131 Поступили в кассу родительские взносы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях   3500 50 90
95 Из кассы сельхозкооператива по объявлению на взнос наличными сдана выручка на расчетный счет   8100 51 50
96 По объявлению на взнос наличными сданы в банк на расчетный счет родительские взносы   3500 51 50
132 Поступило в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы за I половину октября по денежному чеку № 623744   21000 50 51
97 Выдана из кассы на основании платежных ведомостей № 34,35 заработная плата работникам за I половину октября   21000 70 50
98 Выдано ветврачу Самсонову К.Н. в подотчет на хозяйственные расходы   150 71 50

 


Унифицированная форма № КО-2

Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88

 

Код
 

Форма по ОКУД

0310002

Сельхозкооператив «Победа»

по ОКПО

 

организация

   

структурное подразделение

         

 

 РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР

Номер документа Дата составления
 85 02.10.2004

 

Дебет

 

Сумма,

руб.коп

Код целевого назначения

 

  код структурного подразделения корреспондирующий счет, субсчет код аналитического учета   Кредит  
  71       50 2000-00    

 

Выдать Петрову З.Н. _________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Основание:__коммандировочные расходы___________________________________________________________

Сумма _________Две тысячи____________________________________________________________

______________ руб. ____00____ коп.

Приложение

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Руководитель организации директор Попова Попова Е.В.

должность подпись           расшифровка подписи

Главный бухгалтер Шуничева Шуничева М.Н.

подпись расшифровка подписи

Получил

 ________Две тысячи _________________________________________

сумма прописью

_____________ руб. _00_коп.

“ 02 ”октября 2004 г. Подпись ____ Сидоров _____

По _____паспорту 1902 133225____________________________________________________________

наименование, номер, дата и место выдачи документа,

_______________________________________________________________________________________________________________________________

удостоверяющего личность получателя

Выдал кассир Жарова Жарова Н.Н.

п одпись                     расшифровка подписи

 

Унифицированная форма № КО-I

 Утверждена постановлением Госкомстата

 России от 18.08.98 г. № 88

 

Л и н и я о т р е з а

 

 

Сельхозкооператив «Победа»

 

 

организация

 

 

Код

 

 

Форма по ОКУД

0310001

КВИТАНЦИЯ

 

Сельхозкоператив «Победа» ___по ОКПО

 

 

 

организация

 

к приходному кассовому ордеру №

122  

структурное подразделение

от “03” октября 2004 г.

 

 

Номер документа

Дата составления

 

 

Принято от

По чеку из банка

 

ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР

122

3.10.2004

 

 

 

Основание:

Заработная плата

 

 

Кредит

Сумма, руб. коп.

Код целевого назначения

 

 

 

 

 

 

Дебет

 

код структурного подразделения

корреспондирующий счет, субсчет

код аналитического учета

 

 

 

 

 50

51

   

 

 

52600-00

 

 

Сумма 52600 руб.__00___ коп.

цифрами

Пятьдесят две тысячи шестьсот

Принято от

 

По чеку из банка

 

 

 

 

 

 

Основание:

 

Заработная плата

прописью

 

 

________________________________руб.___00__ коп.

 
Сумма

 

Пятьдесят две тысячи шестьсот

В том числе

 

 

прописью

_________________________________________________________руб. ________00________ коп.

“ 03 ” ____октября_________2004 г.

 

 

В том числе

 

 

 

Приложение

 

 М.П. (штампа)

 

 

Главный бухгалтер Шуничева Шуничева М.Н.

подпись расшифровка подписи

Получил кассир Жарова Жарова Н.Н.

подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер Шуничева Шуничева М.Н.

подпись расшифровка подписи

Кассир Жарова Жарова Н.Н.

подпись расшифровка подписи

 
                                                   

 

 Унифицированная форма № КО-I

Утверждена постановлением Госкомстата

 России от 18.08.98 г. № 88

 

Л и н и я о т р е з а

 

 

Сельхозкооператив «Победа»

 

организация

 

Код

 

Форма по ОКУД

0310001

КВИТАНЦИЯ

__Сельхозкооператив «Победа»____по ОКПО

 

 

организация

 

к приходному кассовому ордеру №

123

структурное подразделение

от “03” октября 2004 г.

 

Номер документа

Дата составления

 

Принято от

Кассира бани Крупновой Л.Л.

ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР

123

 3.10.2004

 

 

Основание:

 

 

Кредит

Сумма, руб. коп.

Код целевого назначения

 

 

Дебет

 

код структурного подразделения

корреспондирующий счет, субсчет

код аналитического учета

 

 

 

 

 50

90

   

 

 

 

   

Сумма _______450_________руб.___00__ коп.

цифрами

Четыреста пятьдесят

Принято от

Кассира бани \Крупновой Л.Л.

Основание:

 

прописью

 

________________________________руб.__00__ коп.

Сумма

Четыреста пятьдесят

В том числе

 

прописью

_________________________________________________________руб. ________00________ коп.

“ 03 ” октября 2004 г.

 

В том числе

 

 

Приложение

 

 М.П. (штампа)

 

Главный бухгалтер Шуничева Шуничева М.Н.

подпись расшифровка подписи

Получил кассир Жарова Жарова Н.Н.

подпись расшифровка подписи

Главный бухгалтер Шуничева Шуничева М.Н.

подпись расшифровка подписи

Кассир Жарова Жарова Н.Н.

подпись расшифровка подписи

                                       

 

Задача №4: В АО «Мир» по состоянию на 1 октября 2004 года по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» числится сальдо задолженности:

  Кредит Дебет
1. Муромский тракторный завод 2. Петровский ветснаб 3. Андреевская нефтебаза 4. ПМК-75 5. Алексеевская база РТП ИТОГО 2400 - - - - 2400 - 950 4200 6215 3500 14865

 

За октябрь в АО «Мир» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

Содержание хозяйственной операции Сумма Дт Кт
1. по счет-фактуре № 620от 15.10.2004 и приемному акту № 015 от Муромского тракторного завода получили трактор М-13 - наценка 5% - НДС (18%) 2. по счет-фактуре № 116 от 25.10.2004 и приемному акту № 20 Московского оптового магазина №5 получены МБП на склад Тополовой И.П. - наценка 8% - НДС (18%) 3. По счет-фактуре № 281 от 26.10.2004 и приемному акту №18 от Софринского кирпичного завода получен кирпич на склад Душина А.Н. - наценка 10% - НДС (18%) 4. По счет-фактуре № 250 от 27ю10.2004 и приемному акту от Петровского ветснаба получены медикаменты на склад Тополовой И.П. - НДС (18%) 5. по счет-фактуре№ 2100 от 15.10.2004 от Андреевской нефтебазы получены нефтепродукты на склад Соколовой И.С. - наценка 5% - НДС (18%) 6. По приемному акту № 31 приняты выполненные ПМК-75 строительно-монтажные работы по строительству цеха переработки молока - НДС (18%) 7. по счет-фактуре № 650 от 28.10.2004 и приемному акту № 17 от Алексеевской базы РТП получено на склад Коноваловой А.С.: ü Сеялки овощные - наценка 10% -НДС (18%) ИТОГО ü Запасные части к тракторам - наценка 10% - НДС (18%) ИТОГО 8. по счете-фактуре № 1231 от 29.10.2004 и приемному акту № 21 госплемзавода «Константиново» три племенные коровы - НДС (18%)     63000 3150 11970 78120 480 38,4 93,3 611,7   11000 1100 2178 14278 550 99 649 13700 685 2589,3 16974,3 56000 10080 66080 11800 1180 2336,4 15316,4 6900 690 1366,2 8956,2 56000 10080 66080     08 08 19   10 10 19   10 10 19   10 19   10 10 19   08 19   08 08 19   10 10 19 01   19     60 60 60   60 60 60   60 60 60   60 60   60 60 60   60 60 60 60 60   60 60 60   60   60

 

1. открыть журнал ордер № 6-АПК, т.е. записать начальное сальдо на 1 октября по аналитическим счетам;

2. по приведенным хозяйственным операциям отделить корреспонденцию счетов и произвести записи в журнале-ордере № 6-АПК

3. в журнале-ордере №6-АПК подсчитать обороты и вывести сальдо на 1 ноября.

 

Муромский тракторный завод

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
  2400   1)78120   80520

 

Петровский ветснаб

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
950     4)649 301  

 

Андреевская нефтебаза

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
4200     5)16974,3   12774,3

 

ПМК-75

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
6215     6)66080   59865

 

Алексеевская база РТП

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
3500     7)24272,6   20772,6

 

Госплемзавод «Константиново»

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
      8)66080   66080

 

Московский оптовый магазин №5

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
      2)611,7   611,7

 

Софринский кирпичный завод

Сальдо на 1 октября 2004г

Обороты за октябрь 2004г

Сальдо на 1 ноября 2004г

Дт Кт Дт Кт Дт Кт
      3)14278   14278

 

Задача № 21: В сельхозкооперативе «Победа» ремонтная бригада рабочих произвела капитальный ремонт овощехранилища. Затраты на работу:

- начислена заработная плата – 5600 руб.(Дт20.1-Кт70);

- начислено органам социального страхования (31,1) – 1741,6 руб. (Дт20.1-Кт69.1);

- в резерв отпускных (5,6%) – 313,6 руб. (Дт20.1-Кт 96);

- строительные материалы – 8850 руб. (Дт20.1-Кт10.8);

- услуги автотранспорта – 380 руб. (Дт 20.1-Кт23);

- услуги гужевого транспорта – 75 руб. (Дт20.1-Кт23);

- списана часть общехозяйственных расходов – 81 руб. (Дт20.1- Кт 26).

Требуется составить необходимую корреспонденцию счетов, связанную с затратами на капитальный ремонт, и списать законченный ремонт за счет соответствующего источника.

 

Задача № 28: В сельхозкооперативе «Победа» выбракована из основного стада на мясо корова. Начислена заработная плата рабочим по забою коровы – 60 руб. (Дт 20.3 – Кт 70), начислено на социальное страхование- 15,7 руб. (Дт 20.3 – Кт 69), начислено в резерв на оплату отпусков (5,6%) – 3,36 руб. (Дт 20.3 – Кт 96). Продукция, полученная от забоя оприходована и сдана на склад 2710 руб.(Дт 10 – Кт 20.3):

- мясо – 2300

- субпродукты – 230

- шкура – 180.

Балансовая стоимость коровы – 2640 руб. (Дт 20.3- Кт 01)

Требуется:

1. составить всю необходимую корреспонденцию счетов, связанных с выбраковкой и забоем животных, оприходованием продукции, полученной от забоя.

2. определить и списать финансовый результат от выбраковки коровы.


сч. 20.3

Обороты

Дт Кт
2640 60 15,7 3,36 2710
2719,06  

 

Дт 90 – Кт 01




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: