Принципы государственной службы

 

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. В зависимости от форм собственности, на которой базируются органы или организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной; в органах местного самоуправления, в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах и тому подобное).

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.[5 стр. 65]

Принципы государственной службы – это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы. Принципы лежат в основе формирования и фу4нкционирования государственных органов. Государственная служба основана на следующих принципах.

1. Принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина перед интересами государства.

3. Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст.6 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Так в ст.39 Конституции определено: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».[4 стр. 12] Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из данного правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность.

5. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, благодаря чему создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

6. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований. Определяющих формирование и практическу4ю деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществления должностных полномочий.

7. Принцип гласности в осуществлении государственной службы предполагает открытость законодательства о государственной службе. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

8. Принцип ответственности государственных служащих за подготовляемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно сопровождается применением мер ответственности. Решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых актов управления.

9. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает: едиными, то есть одинаковыми, должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, к организации государственной службы, к поступлению на государственную службу, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним дисциплинарной ответственности, повышению квалификации и так далее. Положение государственного служащего не должно зависит от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.

10. Внепартийность государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и политических партий и обязаны руководствоваться законодательством.

11. Принцип социально-правовой защиты служащих означает прежде всего создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей. Служащим планируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и так далее. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и так далее.

И в заключении можно сказать, что принципы государственной службы указывают на основополагающие черты, важнейшее содержание и значение самой государственной службы. Они подразумевают под собой требования, которые: во-первых, являются обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; во-вторых, распространяются на все виды государственной службы; в-третьих, охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы, установление должности, подбор работников и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: