Анализ и оценка динамики развития отмеченных отраслей в Республике Беларусь. Перспективы развития

связь отрасль экономика планирование

Республика Беларусь обладает значительными потенциальными преимуществами для построения инновационной экономики и достижения лидерства в сфере информационных и наукоемких технологий:

– высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

– значительный научно-технический потенциал;

– многоотраслевой промышленный комплекс;

– выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

– развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

– комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

– многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Информационный и инновационный потенциал Республики Беларусь в настоящее время оценивается следующими данными.

1. Значительный научный потенциал:

– исследования и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных производственных предприятий. Наибольшая доля ИР приходится на естественные (математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал медицинских и сельскохозяйственных наук. При этом, приоритетными направлениями в науке являются лазерные и нанотехнологии, робототехника в производстве, телекоммуникации, цифровые системы передач, науки о жизни;

– при НАН РБ функционируют 42 НИИ, а также существует БФФИ, Белинфонд.

2. Значительный интеллектуальный потенциал:

– по количеству студентов на 10 тыс. населения (324 чел.) Беларусь превосходит некоторые экономически развитые европейские страны;

– каждый год вузы Беларуси выпускают более 2,5 тысяч программистов;

– Беларусь удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ по индексу уровня образования как одного из составных элементов индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) – 0,95 (Россия – 0,93, Украина – 0,93, Казахстан – 0,92, Узбекистан – 0,91).

3. Динамично развивающееся число пользователей Интернет и компьютеров:

– в Беларуси насчитывается 3 млн. ПК, ежемесячно более 1 млн. человек выходят в Интернет;

– на предприятиях 88% руководителей используют Интернет в повседневной деятельности. Бухгалтерский учет автоматизирован на 70% предприятий, документооборот – на 40%, системами автоматизации работы с клиентами располагают свыше 30% предприятий (данные Института приватизации и менеджмента);

– в республике имеется более 2000 сайтов, из которых 1200 информируют о товарах и услугах, при этом отмечается постоянный и устойчивый рост количества Интернет-сайтов предприятий.

4. Динамично развивающийся рынок ИКТ:

– сегодня на белорусском рынке ИКТ работают около 600 компаний, предприятий и учреждений.

5. Приоритетные направления в науке:приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года определены ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции – новых материалов, источников энергии, информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.

6. Функционирующий Парк высоких технологий: парк был создан в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005. В настоящее время количество резидентов Парка насчитывает около 20 зарубежных и частных компаний, которые занимаются разработкой программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Согласно программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 у Парка в регионах страны будет создано около 10 научно-технологических парков. Количество научно-производственных центров в различных отраслях экономики планируется увеличить с 56 до 70. В Беларуси будут созданы три венчурные организаций. Отделения республиканского инновационного фонда откроются в каждой области Беларуси.

7. Потенциал коммуникационной отрасли:Отрасль "Связь" обладает современной цифровой инфраструктурой международной и междугородной электросвязи (на телефонных сетях эксплуатируется свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, из более чем 3 млн. номеров, 44% – электронные и квазиэлектронные, лидирующее положение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей – 31,3).

8. Формируется система трансфера технологий для реализации следующих целей: содействиеокупаемости и продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынки и привлечение инвестиций в сферу наукоемких технологий.

Ведущее место в ней занимает Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), входящий в ассоциацию "Академтехнопарк". Отделения и филиалы РЦТТ созданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси. РЦТТ заключены более 90 клиентских договоров, подписаны 22 соглашения с организациями из России, США, Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи и других стран. На портале РЦТТ размещены более 900 инновационных проектов белорусских разработчиков и более 80 запросов белорусских и зарубежных фирм. При поддержке РЦТТ на ряде белорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции. Кроме того, реализуются проекты по созданию ряда совместных белорусско-российских и белорусско-китайских предприятий в высокотехнологичных областях, а также по подготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемких технологий белорусских разработчиков.

В Беларуси существуют значительные потенциальные возможности для построения информационного общества и развития ИТ-индустрии, которые одновременно являются необходимым условием дальнейшего устойчивого развития страны. Однако в стране реализуется стратегия выборочного участия государства при построении информационного общества.

Стратегией развития большинства стран мира становиться переход к информационному обществу, характерными чертами которого являются:

– формирование инновационной, основанной на знаниях, экономики;

– информатизация органов государственного и местного управления с целью повышения качества принимаемых управленческих решений и эффективности оказания услуг населению и бизнесу;

– развитие человеческого капитала, повышение образовательного уровня населения;

– информатизация социально-культурной сферы с целью обеспечения возможностей дистанционного медицинского обслуживания и образования, работы на дому, удовлетворения потребностей населения в общении, культурной, развлекательной и справочной информации.

Технологической основой информационного общества является современная информационно-коммуникационная инфраструктура. Развивающиеся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) фундаментально изменили природу глобальных взаимоотношений и возможностей для экономического и социального развития. Переход к устойчивому развитию во многом зависит от расширяющейся интеграции ИКТ в общество и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В этой связи стратегически важно для Республики Беларусь быть готовой к информационно связанному миру.

Реализация первоочередных стратегических задач в сфере информатизации и развития ИКТ предусматрено Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».

Реализация Программы создаст необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование информационного общества.

Основной целью дальнейшего развития процессов информатизации и сектора ИКТ является формирование в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

– создание общегосударственной автоматизированной информационной системы, формирование единого национального информационного ресурса и инфраструктуры, обеспечивающих автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лиц на свободное получение открытой информации из этой системы;

– развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам;

– развитие ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии). Разработка передовых информационных технологий в рамках соответствующих государственных научно-технических программ, создание по единым принципам автоматизированных информационных систем в различных секторах экономики и государственном управлении, а также разработка механизмов по стимулированию выхода этих разработок на мировые рынки;

– совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание правовых основ для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни страны;

– создание условий для совершенствования деятельности государственных органов и органов местного управления и повышения эффективности их работы по управлению социально-экономическими процессами за счет создания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих уровнях;

– развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики. Активизация внедрения и распространения информационно-телекоммуникационных технологий для обеспечения ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг, оптимизации товаротранспортных потоков, ориентированных на внутренние и внешние рынки. Информационная поддержка технического перевооружения объектов промышленного производства, создания высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования;

– развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. Формирование профессиональных образовательных программ, создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числе и системы дистанционного обучения;

– содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения информационно-телекоммуникационных технологий. Создание условий для пропаганды достижений культуры как в стране, так и за рубежом путем формирования информационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек, ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном секторе Интернет, создание электронной энциклопедии белорусской культуры, а также машинного фонда белорусского языка. Разработка типовых решений по созданию электронных газет, национального сервера новостей в Интернет для оперативного доведения до СМИ информации о жизни страны, создание предпосылок для формирования национальной аудио– и видеопродукции для распространения посредством электронных СМИ и Интернет;

– совершенствование системы информационной безопасности страны. Создание новых средств защиты информации, а также разработка нормативно-методических материалов и типовых комплексных решений, направленных на обеспечение информационной безопасности в соответствии с Концепцией национальной безопасности.

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) на первом этапе (до 2010 г.) должны быть сформированы системы мониторинга действующих в Беларуси государственных программ в различных отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и социальных проблем. Наряду с этим будут подготовлены нормативно-методические материалы по совершенствованию организации работ в области информатизации. Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированных информационно-вычислительных систем и совершенствованию информационной инфраструктуры. Начнут реализовываться проекты по электронному документообороту и созданию информационно-аналитических центров в государственных органах и подключению их к глобальным вычислительным сетям и Интернет.

Должны быть реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями государственных органов, создана основа единой информационной инфраструктуры для государственных органов, формирования единого национального информационного ресурса. Продолжатся разработки по созданию комплексной системы электронной торговли. Предусматривается создать современную материально-техническую базу для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов и пользователей в сфере ИКТ.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо завершить создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой должен быть сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный процесс) на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это, с одной стороны, обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов, а с другой – обеспечит реализацию прав граждан и юридических лиц Беларуси на свободное получение открытой информации из этой системы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: