Как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления — расположение материала и соотношение его отдельных частей.
Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение.
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления — введение в тему. Вступлению отводится 5—10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т.д. В основной части излагается сама тема.
Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности.
Второй принцип композиции — усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал.
|
|
Третье требование к композиции — экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами:
1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления.
2. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения:
1) ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем;
2) концентрический — рассмотрение данного явления со всех сторон;
3) спиральный — переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4) хронологический — рассмотрение процесса или явления в становлении;
5) логический — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории;
6) дедуктивный — переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого;
7) индуктивный — переход от анализа фактов, явлений к обобщениям;
8) сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий;
9) анализ проблемы.
На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.
Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.
|
|
Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. «Конец — разрешение всей речи... конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего». Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.
Самые распространенные композиционные недочеты выступления:
1) нет вступления или оно слишком затянуто;
2) изложение не подчинено главной идее;
3) непоследовательно или неинтересно построено изложение;
4) используется всего один-два приема изложения;
5) несоразмерность материала выступления;
6) нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: «Заканчивая свое выступление...».
В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом. Завершить выступление помогает концовка — пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т.д. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин (первые фразы) связан с концовкой — это так называемая рамочная структура выступления.
Успешное выступление
Красноречие — это дар, позволяющий
нам овладеть умом и сердцем собеседника,
способность втолковать ему или
внушить ему все, что нам угодно...
Ж. Лабрюйер
(французский писатель XVII в.)
Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.
Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия. - Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.
Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт.
Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Непроизвольное, или неволевое, внимание возникает всякий раз, когда:
1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным;
2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
|
|
3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.
Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.
Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью. Если говорить о слушании, произвольное внимание зависит от сложности вопроса и физического состояния слушающих.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания.
Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример — ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).
«Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей.
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего Изложения. Поддержанию внимания аудитории
способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Главное — заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, подчеркивать связь оратора с аудиторией, быть мажорным, оптимистичным по духу.