Особенности христианского вероучения и христианский тип личности

Как мы уже знаем, античный человек ощущал себя частью космического целого. Столкновение собственных мотивов, драму собственных страстей он списывал на борьбу обожествленных мировых сил.  А что сочетает в себе христианин? О каком практическом христианстве не хотелось бы умалчивать?

Нравственный пафос Евангелия состоит с том, чтобы дать человеку почувствовать свое истинное предназначение. Человек призван искать свой высший смысл, свою высшую правду не там где он есть только часть целого, а там, где он есть личность. А личность обретает свою подлинную опору, свое подлинное сокровище не в мирских власти и богатстве, а в сокровище  духа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Если человек не согласен поступиться собственной личностью, то он должен жить так, как будто он «не от мира». Иисус говорил о своих учениках: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:16). Человек не должен порабощаться живущим внутри него грехом, но «всегда с молитвой и прошением» обращаться к Вечному Богу для «прощения грехов», для преобразования себя самого.

Говоря о своеобразии человеческой личности, прослеживается ее уникальность, которая происходит от самой богоданной природы человека. Уникальность личности проявляется в ее инициативе, свободе и ответственности, наличие которых свидетельствует о его высоком духовном потенциале. В связи с этим важное значение в жизни человека имеет совесть – проявление естественного закона, вложенного Богом в сердце человека. «Голос совести очень часто отождествляется самим человеком с его внутренним «я», средоточением его личности. Однако все эти уникальные личностные качества не могут реализовываться без общения человека с другими людьми. Невозможно ощущать себя свободной, инициативной и творческой личностью, замкнувшись в самом себе»[4]

Духовное начало в человеческой личности по своей сути религиозно, и без Бога, Который есть Дух – оно немыслимо. Поэтому стремление человека к духовному развитию, совершенствованию приводит к Богу. И несмотря ни на какие препятствия, человеку необходимо вести духовный поиск, совершенствовать свой разум и дух. Иисус говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды?» (Мф. 6:25). И далее: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). При всей внешней парадоксальности этого поучения речь здесь идет вовсе не том, чтобы человек бросил есть, пить и одеваться. Речь идет о работе как поглощенности души внешним миром, о зацикленности на вопросах повседневной практической жизни. Ведь заботы бесконечны, они никогда не отойдут в сторону, а надо и находить время и для обращения к Духовной пище – Священному писанию. Забота всегда остается с человеком, но она не должна захватывать человеком целиком, - вот что имеет ввиду Иисус: «...Не заботьтесь о завтрашнем дне ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

Основание личной и общественной морали четко прослеживается в Законе Божьем - Десяти Заповедях, являющихся особенностью истинного, не притворного христианства.  Слова Иисуса своим ученикам ясно звучат и для современных христиан: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Закон никто не отменял, а наоборот, Христос на Кресте утвердил, запечатлел Своей кровью каждую йоту Закона. Поэтому каждая из Десяти Заповедей актуальна и в настоящее время. Истинный христианский тип личности воспринимает заповеди как нравственные нормы и не считает их исполнение тяжким бременем. В них определены две самые главные сферы отношений человека: отношение к Богу – Создателю и отношение к другим людям. Закон был дан Израилю, начертанный на каменных скрижалях после его освобождения из египетского рабства и принципы данного Закона существовали изначально и были известны человеку от сотворения мира. Первые четыре заповеди призывают людей признать исключительное право Всемогущего Бога быть для них единственным Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом они должны поклонятся Богу и почитать Его. В том числе человек призывается святить седьмой день, субботу, в знак признания того, что Господь является Создателем неба и земли, всего, что наполняет их и - человеческого рода. Другие шесть Заповедей определяют отношения человека к человеку. Истинный христианин способен пребывать в послушании этим великим принципам, совершенствуя характер, ощущая мир с Богом и ближними, и свидетельствуя о том, что спасение – это Божий дар.

Почему открываем для себя новый образ христианства, не тот, который позволяет человека якобы верить в Бога и совершать разрушающие его самого же грехи?! Потому как в этом нет счастливой составляющей для человека. А по-настоящему счастливым человек может стать, живя нравственными принципами, и, стремясь помочь каждому находящемуся рядом и нуждающемуся человеку, занимая активную социальную позицию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: