Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа и направления ее совершенствования

I. Теоретический вопрос

 

В соответствии с законом РФ о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ(утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н) предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по следующим адресам (пользователям финансовой информации):

· Совету директоров, высшему управленческому персоналу, менеджерам, руководителям и специалистам подразделений.

Представители администрации являются одним их основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от выполняемых ими функции и уровня должности, занимаемое представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимость и рентабельности отдельных изделий и т.п.

· Сторонним пользователям бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом, являющиеся сегодняшними и потенциальными инвесторами, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы.

Они пользуются в основном информацией, содержащей в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

· Сторонним пользователям бухгалтерской отчетности с косвенным финансовым интересом такие как налоговые органы, Казначейство, Контрольно-ревизионное управление (КРУ), министерство Финансов РФ, аудиторские фирмы, территориальные органы статистики, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и Казначейство, в отличии от других сторонних пользователей, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация представляется ревизорам КРУ Министерства финансов России и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющих по договору аудиторскую проверку.

Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Остальные сторонние пользователи информации используют данные бухгалтерской отчетности, как правило, для оценки финансового состояния. В органы статистики представляется статистическая отчетность, при составление которой используются данные бухгалтерского учета.

Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и другие фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в средствах массовой информации.

В состав годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы:

o форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Для баланса характерно наличии информации о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода», что дает возможность анализа, сопоставление показателей, определяя их рост или снижение. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности.

o форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

o форма № 3 «Отчет о движении капитала»;

o форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

o форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

o форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

o «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

o специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организации системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик;

o итоговая часть аудиторского заключения, удостоверяющая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движения денежных средств (формы №№ 3, 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснит5ельную записку.

Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы №№ 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.

Отчетность - это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской отчетности – это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб предприятия, потому что при составлении отчетности подводятся итоги и оцениваются все аспекты деятельности предприятия. Отчетность составляется на основании всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического, оперативно-технического. Она может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений.

Например, данные, представленные в балансе предприятия (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах (форма № 2), и наоборот.

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, является следствием определенных требований, представляемых к ее составлению:

полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

тождество данных аналитического учета оборота и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету.

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма № 1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающие в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, баков и др.).

Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.

В активе баланса включаются статьи в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из двух разделов. Так в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются нематериальные активы, основные сооружения, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы.

Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.п.; наличие у предприятия свободных денежных средств, величину дебиторской задолженности и прочих активов.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.

Так в разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.

В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которое в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками хозяйства и третьими лицами (кредиторами, банками и др.).

Обязательства перед собственниками (собственный капитал) состоят, в свою очередь, из двух частей:

1) из капитала, получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения хозяйства и впоследствии в виде дополнительных взносов извне;

2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, формируя часть полученной прибыли в виде накоплений.

Внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги) подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов и др. на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства – это источник формирования активов предприятия, а с юридической – это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

· оценка доходности (рентабельности) капитала;

· оценка степени деловой активности предприятия;

· оценка рыночной устойчивости;

· оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма № 5), которое состоит из следующих разделов:

1. Движение заемных средств (долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок.

2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная и краткосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).

3. Амортизируемое имущество: нематериальные активы, основные средства.

4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

5. Финансовые вложения (долгосрочные и краткосрочные, паи и акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги, представленные займы и др.).

6. Затраты, произведенные организацией (по элементам).

7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Данные формы № 5 вместе с балансом и показателями формы № 2 («Отчет о прибылях и убытках») используются для оценки финансового состояния предприятия.

Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.

В форме № 2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей.

Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализ представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации.

Значимая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений должна соответствовать высоким требованиям к ее качеству при формировании этой информации.

Основные требования к информации:

1. Значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности, подготовки текущих оперативных и финансовых планов.

2. Полнота, которая характеризует завершенность круга информационных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансово-хозяйственной деятельности организации.

3. Достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяемых.

4. Своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования.

5. Понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствия определенным стандартам предъявления и доступностью понимания(а соответственно и адекватного ее толкования» теми категориями пользователей, для которых она предназначается.

6. Ревалентность, или избирательность, определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

7. Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного анализ предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п.

8. Эффективность, которая применительно к формировании информационной системе означает, что затраты по привлечению определенных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате  их использования при подготовке к реализации соответствующих управленческих решений.

 

 



Практическая часть

 

ООО «Горизонт» было зарегистрировано 3 года назад с уставным капиталом в размере 500000 рублей, которое в 2006 году выпускает два вида продукции: изделие «А» и изделие «Б», идущие для комплектования современных телефонных станций (код по ОКОНХ14760). Некоторые данные по финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия за 2006г. представлены в таблицах 1 и 2, перечень используемых журналов-ордеров в таблице 3, формы учетных регистров в таблице 4. 

Выписка из приказа об учетной политике ООО «Горизонт» на 2006г.

- фактическая себестоимость поступивших материалов учитывается на счете 10 «Материалы» с учетом ТЗР;

- общепроизводственные расходы распределяются между видами готовой продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции;

- общехозяйственные и коммерческие расходы ежемесячно списываются на продажу продукции;

- готовая продукция приходуется по фактической себестоимости, без применения счета 40 «Выпуска готовой продукции»;

- выручка от продажи готовой продукции для целей налогообложения признается по методу «Начисления».

 


Таблица 1 – Состояние активов и обязательств ООО «Горизонт» на 01.01.2006г. и обороты за январь – ноябрь 2006г. по счетам синтетического учета (выписка из главной книги).

 

Наименование счета

Шифр счета

Остаток на 01.01.06 руб.

Обороты за январь – ноябрь 2006 руб.

Остаток на 01.12.06 руб.

Д – т К – т Д – т К – т Д – т К – т
1 2 3 4 5 6 7 8
Основные средства 01 1788310   477496 238485 2027321  
Амортизация основных средств 02   1015035 237500 432050   1209585
Нематериальные активы 04 42500   30000   72500  
Амортизация нематериальных активов 05   5000   7500   12500
Строительство объектов основных средств 08.3     350500 350500    
Приобретение объектов основных средств 08.4     127000 127000    
Приобретение нематериальных активов 08.5     30000 30000    
Материалы 10 471250   2185620 1922620 734250  
НДС по приобретенным основным средствам 19.1     95500 95500    
НДС по приобретенным нематериальным активам 19.2     6000 6000    
НДС по приобретенным материально- производственным запасам 19.3 69340   233117 182500 119957  
Основное производство в т.ч. изделие «А», изделие «Б»   20   37860 15346 22514     3285355 2365456 919899   3306670 2380802 925868   16545 - 16545  
Общепроизводственные расходы 25     1249498 1249498    
Общехозяйственные расходы 26     265039 265039    
Готовая продукция 43 75350   6864532 6606545 333337  
Расходы на продажу 44     90700 90700    
Касса 50 2575   1655095 1654020 3650  
Расчетный счет 51 280150   5457295 5443271 294174  

 

Продолжение таблицы 1

         
1 2 3 4 5 6 7 8
Расчет                                   с поставщиками и подрядчиками 60.1   226450 1704000 1899102   421552
Расчеты по авансам выданным 60.2     671232 671232    
Расчеты с покупателями и заказчиками 62.1 138500   4575400 4549915 163985  
Расчеты по авансам полученным 62.2     1411939 1530289   118350
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 66   185000 490170 645105   339935
Расчеты по налогам и сборам 68   39900 1118551 1156294   77643
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69   22100 598050 601800   25850
Расчеты с персоналом по оплате труда 70   84950 1637013 1658800   106737
Расчеты с подотчетными лицами 71 3100   65800 66750 2150  
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73     64000   64000  
Расчеты с разными кредиторами и дебиторами 76 15000 8900 227222 232685 15000 14363
Уставный капитал 80   500000       500000
Резервный капитал 82   75000       75000
Добавочный капитал 83   415512       415512
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84   346088 213586 97862   230364
Продажи, в том числе выручка 90 90.1       4575400   4575400
Себестоимость продаж 90.2     3035607   3035607  
НДС 90.3     762567   762567  
Общехозяйственные расходы 90.5     251964   251964  
Коммерческие расходы 90.6     90700   90700  
Прочие доходы и расходы в т.ч. прочие доходы 91 91.1         125380     125380

 

Окончание таблицы 1

       
1 2 3 4 5 6 7 8
Прочие расходы 91.2     98676   98676  
Сальдо прочих доходов и расходов 91.9     26704   26704  
Прибыли и убытки 99     161788 461266   299478
Итого:   2923935 2923935 40279778 40279778 8547649 8547649

 

Таблица 2 – Журнал регистрации хозяйственных операций ООО «Горизонт» за декабрь 2006г.

 

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Первичный документ

Сумма руб.

Корреспонденция счетов

Д - т К - т
1 2 3 4 5 6
1 Поступили материалы от ООО «Импульс» НДС (по ставке18%) Итого к выплате:   Приходный ордер №52, счет-фактура № 34 от 03.12.06   120000 21600 141600     10 19.3     60.1 60.1  
2 Оприходованы комплектующие от ОАО «Энергия» НДС (по ставке18%) Итого к выплате: Приходный ордер №53, счет-фактура от 04.12.06   16000 2880 18880   10 19.3     60.1 60.1  
3 Акцептован счет автокомбината за перевозку комплектующих НДС 18 % Итого к выплате: Счет-фактура №56 от 05.12.06   5000 900 5900   10.тзр 19.3     60.1 60.1  
4 Отпущены в производство блоки: - на изделие «А» - на изделие «Б» Итого: Требование №18 от 06.12.06     20000 50000 70000     20.А 20.Б     10 10
5 Акцептован и получен счет от «Горэнегро» за электроэнергию, в т.ч. НДС 18% Израсходованную в т.ч. на: а) производство продукции «А» 20% продукции «Б» 40% б) в цехе 25% в) в офисе предприятия Всего к оплате: Счет фактура № 112 от 04.12.06     1220   1356   2712 1695 1017 8000     19.3   20.А   20.Б 25 26       60.1   60.1   60.1 60.1 60.1  
6 Оплачен счет ОАО «Энергия» Платежное поручение № 54 от 07.12.06   8765   60.1   51
7 Предъявлен НДС к зачету по ОАО «Энергия» Расчет бухгалтерии 1337 68 19.3

 

Продолжение таблицы 2

   
1 2 3 4 5 6
8 Отпущены в производство комплектующие - изделие «А» - изделие «Б» Итого:   Требование №20 от 10.12.06     4800 7200 12000     20.А 20.Б     10 10  
9 Списаны ТЗР по израсходованным материалам - изделие «А» - изделие «Б» Итого:   Справка бухгалтерии от10.12.06     2000 1000 3000     20.А 20.Б       10.тзр 10.тзр
10 Начислена заработная плата - работникам за производство изделия «А» изделия «Б» - рабочим цеха -персоналу заводоуправления Итого:   Разработочная таблица от 11.12.06     50000 25000 8000 30000 113000     20.А 20.Б 25 26     70 70 70 70
11 Начислено пособие по временной нетрудоспособности Листки о временной нетрудоспособности от 13.12.06       6050     69     70
12 Начислен ЕСН и страховые взносы от несчастных случаев на заработную плату - изделие «А» - изделие «Б» - рабочих цеха - персонала заводоуправления Итого:   Расчетные ведомости от 13.12.06     13550 6775 2168 8130 30623   20.А 20.Б 25 26   69 69 69 69
13 Произведены удержания из заработной платы персонала предприятия: - налог на доходы физических лиц - по исполнительным листам Итого:   Расчетная ведомость от 14.12.06   8515   1300 9815   70   70   68   76  
14 Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы и текущие расходы Выписка банка от 15.12.06   150000   50   51

Продолжение таблицы 2

   
1 2 3 4 5 6
15 Выдано из кассы: а) заработная плата за ноябрь б) аванс за первую половину декабря в) подотчетным лицам на командировочные расходы в т.ч. Иванову 5000 Петрову 7000 Сидорову 5200 г) пособие по временной нетрудоспособности Итого:   Платежные ведомости, расходные кассовые ордера от 15.12.06   60358 51592   17200     6050   135200   70 70   71     70   50 50   50     50
16 Депонирована заработная плата Расчетно-платежная ведомость от 18.12.06     14800   70   76
17 Сдана в банк депонированная заработная плата Выписка банка от 18.12.06     14800   51   50
18 Приобретен станок от ООО «Альфа» Отпускная цена с учетом доставки НДС Итого: Счет фактура № 80 от 18.12.06     20000 3600 23600   08.4 19.1   60.1 60.1
19 Станок введен в эксплуатацию Акт приемки-передач основных средств № 53 от 18.12.06     20000     01     08.4
20 Вследствие физического износа ликвидируется производственное оборудование: а) износ на дату выбытия б) остаточная стоимость в) оприходованы на склад прочие материалы г) расходы по демонтажу оборудования: - начислена заработная плата - произведены обязательные отчисления   Акт на списание основных средств № 8 от 18.12.06     25000 1000 6000   1907   1500 407     02 91.2 10   91.2 91.2     01 01 91.1   70 69
21 Оплачены счета поставщика за приобретенное имущество и произведенные работы ООО «Альфа» Выписка банка от 20.12.06     23600       60.1     51

 

Продолжение таблицы 2

 
1 2 3 4 5 6
22 Зачтен НДС из бюджета по основным средствам Справка расчет бухгалтерии, книга покупок от 20.12.06     3600     68     19.1
23 Начислена амортизация основных средств: а) производственного оборудования цеха: - в бух. учете - в налоговом учете б) здания и хозяйственного инвентаря: - в бух. учете - в налоговом учете в) зданий и инвентаря заводоуправления: - в бух. учете - в налоговом учете Расчет отложенных налоговых активов и обязательств   Разработочная таблица № 6 от 21.12.06     13975 12300     10200 9500     4163 3100 825     25   25   26   09     02   02   02   68
24 Оплачен с расчетного счета аванс ОАО «Лепсе» Выписка с расчетного счета от 22.12.06 45000 60.2 51
25 Списаны командировочные расходы а) в пределах норм б) сверх норм в) НДС г) отражены постоянные налоговые обязательства   Авансовый отчет Иванова Н.И. от 24.12.06     2000 1200 400 288     26 26 19.3 99пно     71 71 71 68
26 Зачтен из бюджета НДС по командировочным расходам Справка-расчет бухгалтерии от 24.12.06   400   68   19.3
27 Начислены банку проценты за кредит (в пределах учетной ставки)   Расчет бухгалтерии от24.12.06   15000   91.2   66
28 Распределены общепроизводственные расходы, согласно учетной политике: - по изделию «А» - по изделию «Б» Итого: Расчет бухгалтерии от 25.12.06     24025 12013 36038     20.А 20.Б     25 25

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6
29 Оприходована на склад готовая продукция по фактической себестоимости - изделие «А» - изделие «Б» Итого: Ведомость выпуска готовой продукции от 25.12.06   115731 104700 220431   43.А 43.Б   20.А 20.Б
30 Отгружена ООО «Градиент» покупателям готовая продукция - изделие «А» - изделие «Б» Итого: Накладная на отпуск от 26.12.06     132967 105011 237978     90.2 90.2     43.А 43.Б
31 Выставлена счет-фактура покупателю ООО «Градиент», в т.ч. - изделие «А» - изделие «Б» Итого: Ведомость движения готовой продукции от 26.12.06   207560 163817 371377   62.1 62.1   90.1 90.1
32 Начислен в бюджет НДС по отгруженной продукции Книга продаж, счета-фактуры от 26.12.06     56651       90.3     68
33 Получена выручка от ООО «Градиент» за проданную продукцию Выписка с расчетного счета от 27.12.06   371377   51   62.1
34 Поступил на расчетный счет штраф от ОАО «Импульс» за поставку некачественного материала Выписка с расчетного счета от 27.12.06   1000     51   91.1
35 Перечислено с расчетного счета: а) единый социальный налог за ноябрь 2006г. в т.ч. - пенсионный фонд - фонд социального страхования - федеральный фонд ОМС - территориальный фонд ОМС б) удержанные из заработной платы налоги за ноябрь 2006г. Итого:   Выписка с расчетного счета от 27.12.06   25580   20332 2904 145 2199 6100   31680   69   68   51   51
36 Списаны общехозяйственные расходы согласно учетной политике Расчет бухгалтерии от 28.12.06   46510   90.5   26
37 Определен финансовый результат от продажи продукции   Справка бухгалтерии от 28.12.06   30238   90.9   99
38 Начислен налог на имущества Расчет бухгалтерии от 28.12.06   4300   91.2   68

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6
39 Списание в конце месяца сальдо прочих расходов Справка бухгалтерии от 28.12.06   15207   99   91.9
40 Перечислено с расчетного счета: - НДС за ноябрь 2006г. - налог на прибыль (за ноябрь) - в погашение краткосрочной ссуды Итого: Выписка с расчетного счета от 29.12.06   37200 6000 145000   188200   68 68 66   51 51 51  
41 Произведена корректировка налога на прибыль за год Справка бухгалтерии от 29.12.06   -47477   99   68
42 Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» заключительной проводкой в конце года выявлена чистая нераспределенная прибыль Расчет бухгалтерии от 29.12.06     361698     99     84
43 Закрытие субсчетов по счету 90 «Продажи» в конце отчетного года: а) субсчета 90.1 «Выручка» б) субсчета 90.2 «Себестоимость» в) субсчета 90.3 «НДС» г) субсчета 90.5 «Общехозяйственные расходы» д) субсчета 90.6 «Коммерческие расходы» Расчет бухгалтерии от 29.12.06   4946777 3273585   819218 298474   90700   90.1 90.9   90.9 90.9   90.9   90.9 90.2   90.3 90.5   90.6
44 Закрытие субсчетов по счету 91 «Прочие доходы и расходы»: а) субсчета 91.1 «Прочие доходы» б) субсчета 91.2 «Прочие расходы» Расчет бухгалтерии от 29.12.06     132380   120883     91.1   91.9     91.9   91.2
  Всего по журналу:   12537469    

 

 


Таблица 3 – Перечень используемых ведомостей и журналов–ордеров

 

Номер регистра Наименование регистра; шифр счета
1 По кредиту счета 50
2 По кредиту счета 51
4 По кредиту счета 66
6 По кредиту счета 60 и таблица к журналу-ордеру № 6: «Аналитические данные по сету затрат на приобретение МПЗ
7 По кредиту счета 71 и таблица аналитических данных по этому счету
8 По кредиту счетов 60, 62, 68, 76
10 По кредиту счетов 02, 05, 10, 20, 25, 69, 70, 76
11 По кредиту счетов 62, 90 и аналитические данные по счету 90
12 По кредиту счета 84
13 По кредиту счетов 01, 04, 91 и аналитические данные по счету 91 (если есть)
15 По кредиту счета 99 и аналитические данные по этому счету
16 По кредиту счета 08 и аналитические данные по этому счету

 

Таблица 4 – Журнал-ордер № 1 за декабрь 2006г. по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов.

 

Дата кассового отчета   51   69   70   71   Итого:
15.12.06     118000 17200 135200
18.12.06 14800       14800
Итого: 14800   118000 17200 150000

 

 

Таблица 5 – Журнал- ордер № 2 за декабрь 2006г. по кредиту счета 51 «Расчетный счет» в дебет счетов

 

Дата выписки с расчетного счета 50 60 66 68 69 76 Итого:
07.12.06   8765         8765
15.12.06 150000           150000
20.12.06   23600         23600
22.12.06   45000         45000
27.12.06       6100 25580   31680
29.12.06     145000 43200     188200
Итого: 150000 77365 145000 49300 25580   447245

 

 

 Таблица 6 – Журнал-ордер № 4 за декабрь 2006г. по кредиту счета 66 «Краткосрочные кредиты банков».

Остаток на начало месяца 339935 рублей

Выписка банка

С кредита счета 66 в дебет счетов

Итого:

51 91
    15000 15000
Итого:   15000 15000

Остаток на конец месяца 209935 рублей

 

Таблица 7 – Журнал-ордер № 6 за декабрь 2006г. по счету 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

 

Наименование поставщика

Остаток на начало месяца

С д-та счета 60 в к-т счетов:

Итого оплачено

С к-т счета 60 в д-т счетов

Итого получено

Остаток на конец месяца

Д-т К-т 50 51 76 62 08 10 20 25 26 19
1. ЗАО «Прогресс»   400000                         400000
2. ООО «Премьера»   21552                         21552
3. ООО «Импульс»                 120000       21600 141600 141600
4. ОАО «Энергия»       8765     8765   16000       2880 18880 10115
5. Автокомбинат                 5000       900 5900 5900
6. «Горэнегро»                   4068 1695 1017 1220 8000 8000
7. ООО «Альфа»       23600     23600 20000         3600 23600  
Итого:   421552   32365     32365 20000 141000 4068 1695 1017 30200 197980 587167

 

 

       По счету 60.2 «Расчеты по авансам выданным»

 

Наименование поставщика

Остаток на начало месяца

С д-та счета 60 в к-т счетов:

Итого оплачено

С к-т счета 60 в д-т счетов

Итого получено

Остаток на конец месяца

Д-т К-т 50 51 76 62 08 10 20 25 26 19
1.ОАО «Лепсе»       45000     45000               45000
Итого:       45000     45000               45000

Таблица 8 – Журнал ордер № 7 за декабрь 2006г. по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

 

Авансовый отчет

ФИО подотчетного лица

Остаток на начало месяца

Выдано в подотчет (Д-т счета 71)

С кредита счета 71 в дебет счетов

Итого: по кредиту счета 71

Остаток на конец месяца

Д-т К-т 10 26 19 50 70 Д-т К-т
45 Иванов А.И. 2150   5000   3200 400     3600 3550  
  Петров В.И.     7000             7000  
  Сидоров Н.И.     5200             5200  
  Итого: 2150   17200   3200 400     3600 15750  

 

 

Таблица 9 – Журнал-ордер № 8 за декабрь 2006г. по кредиту счета 19; 68; 16; 76 и т.д.

 

Основание

С кредита счета 19; 16; 68; 76; и т.д. в дебет счета

Итого:

09 26 51 68 70 90 91 99
Расчет бухгалтерии: - НДС - Налог на прибыль - Налог на имущество - НДФЛ - ОНА - По исполни- тельным листам - Депонирована заработная плата - Штраф - ПНО     825       1000     5337   8515   1300   14800         56651   4300   -47477 288     61988 -47477   4300   8515 825 1300   14800     1000 288
Итого: 825   1000 5337 24615 56651 4300 -47189 45539

 

 

Таблица 10 – Журнал-ордер № 10 за декабрь 2006г. по кредиту счета 02; 05; 10; 20; 26 и т.д.

 

С кредита счетов

02

10

20

25

26

69

70

Итого:

В дебет счетов
1 2 3 4 5 6 7 8 9
20 «Основное производство»   85000   36038   20325 75000 216363
25 «Общепроизводственные расходы» 24175         2168 8000 34343
26 «Общехозяйст венные расходы» 4163         8130 30000 42293
43 «Готовая продукция»     220231         220231  

Окончание таблицы 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»             6050 6050
90 «Продажи»         46510     46510
91 «Прочие доходы и расходы»           407 1500 1907
Итого: 28338 85000 220231 36038 46510 31030 120550 567697

 

Таблица 11 – Журнал ордер № 11 за декабрь 2006г. по кредиту счета 43, 44, 90, 62

 

С кредита счета

43

44

62

90

Итого:

В дебет счета
90.2 «Себестоимость продаж» 237978       237978
51 «Расчетный счет»     371377   371377
62 «Расчеты с покупателями»       371377 371377
90.6 «Коммерческие расходы»          

 

Таблица 12 – Журнал ордер № 12 за декабрь 2006г. по кредиту счета 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль»

 

Содержание операции

С кредита счета 84 в дебет счетов

Итого:

99  
Выявлена нераспределенная прибыль 361698   361698
Итого: 361698   361698

 

Таблица 13 – Журнал-ордер №13 за декабрь 2006г. по кредиту счета 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 91 «Прочие доходы и расходы».

 

Основание

С кредита счета 01 в дебет счетов

С кредита счета 91 в дебет счетов

91 02 Итого: 02 10 51 Итого:
1. Производственное оборудование 2. Материалы 3. Штраф за поставку некачественного материала 1000 25000 26000   6000   1000   6000     1000
Итого: 1000   26000       7000

Таблица 14 – Журнал-ордер №16 за декабрь 2006г. по кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

 

Основание

С кредита счета 08 в дебет счетов

01 04
1.Производственное оборудование 2.Исключительное авторское право на программный продукт 20000  
Итого: 20000  

 

Таблица 15 – Выписка из ведомости № 17 «Учет нематериальных активов и начисление амортизации» за январь – декабрь 2006г.

 

Вид нематериальных активов

Остаток на начало года

Движение материальных активов

Остаток на конец отчетного периода

Д-т К-т
1. Исключительное авторское право на программное обеспечение 2. Патент компьютера 42500     30000     42500   30000
Итого: 42500 30000   725000

 

Таблица 16 – Выписка из раздела 8 формы № 5.

 

Наименование показателя За предыдущий год
1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисление на социальные нужды 4. Амортизация основных средств 5. Прочие затрата Итого по элементам затрат 6. Измерение остатков незавершенного производства     625000 1560000 600000 285000 155000 3225000 +8500

 

 

Таблица 17 – Выписка из раздела 2 журнала-ордера №10 (нарастающим итогом за 12 месяцев)

 

  Материальные затраты Расходы на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизация основных средств Прочие расходы Итого:
Затраты на производство по элементам без внутри заводского оборота с начала года 931935 1656435 630025 460388 112378 3791161

 

Таблица 18 – Аналитические данные к счету 90 «Продажи» (выписка из журнала ордера № 11 за январь – декабрь 2006г.)

 

Наименование показателя Сумма руб. (за январь – ноябрь) Сумма за декабрь Итого за год:
Оборот по кредиту: 1. Суммы, вырученные от продажи Обороты по кредиту: 2. Себестоимость 3. НДС 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы 6. Прибыль   4575400     3035607 762567 90700 251964 434562   371377     237978 56651   46510 30238   4946777     3273585 819218 90700 298474 464800

 

Таблица 19 – Аналитические данные по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» выписка из журнала-ордера №12 за январь – декабрь» 2006г.

 

Наименование статьи

Остаток на 01.01.06

Оборот с января по ноябрь 2006г.

Остатки на 01.12.06

Обороты за декабрь

Остатки на 01.01.07
К-т Д-т К-т К-т Д-т К-т К-т
Использование прибыли 346088 213586 97862 230364   361698 592062

 

Таблица 20 – Выписка из карточек движения основных средств за январь-декабрь 2006г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Наименование группы основных средств

Остаток на 01.01.06

Оборот с января по ноябрь 2006г.

Остатки на 01.12.06

Обороты за декабрь

Остатки на 01.01.07

double arrow