В редакции Бюджетного кодекса РФ, действующей с 1 января 2008 г., исключена ст. 215, где говорилось, что "в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов".
Представляется обоснованным рассматривать понятие "казначейское исполнение бюджетов" как исполнение бюджетов всеми участниками этого процесса на принципах, выражающих отличительные признаки казначейских методов и технологий. Главные из них - осуществление органами Федерального казначейства операций распределения в соответствии с нормами бюджетного законодательства поступлений в бюджетную систему РФ по ее уровням с зачислением на счета соответствующих бюджетов и переход к единому счету бюджета, в основном предопределяющие остальные отличительные признаки такого их исполнения.
К ним относятся следующие: применение системы лицевых счетов бюджетных учреждений, отражающих движение денежных средств исходя из предусмотренных объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств, кассовые расходы и остатки бюджетных средств; доведение бюджетных средств с единого счета бюджета непосредственно (минуя промежуточные звенья управления) до конечных бюджетополучателей; создание новых условий для повышения оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств; широкое внедрение в органах Федерального казначейства автоматизированной системы кассового исполнения бюджетов, явившееся исходным условием для инициирования поэтапного перехода к комплексной автоматизации в бюджетном процессе с охватом всех его участников. И, конечно, важным признаком казначейского исполнения бюджетов является также участие органов Федерального казначейства по всей вертикали бюджетной системы РФ в проведении и учете кассовых операций в порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов с составлением отчета о кассовом их исполнении.
|
|
В казначейском исполнении бюджетов, включая проведение кассовых операций, участвуют и исполнительные органы власти (их финорганы). Например, составление платежных документов для осуществления "через кассу" бюджетных расходов, при санкционировании расходов бюджета, которые в условиях казначейского его исполнения требуют обязательного обоснования подтверждающими документами. Поэтому кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов органами Федерального казначейства можно рассматривать как часть казначейского исполнения бюджетов.
В условиях отказа от рассредоточения средств бюджета по многочисленным счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей этих средств и перехода на единый счет бюджета качественно расширяются возможности органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований в маневрировании средствами бюджета, за счет чего резко уменьшается вероятность возникновения кассовых разрывов и, соответственно, сокращается или отпадает потребность в привлечении кредитных ресурсов на их покрытие. Это, как и повышение оперативности и качества предварительного и текущего контроля, а также прозрачности расходования средств, важное условие, характеризующее эффективность казначейского исполнения бюджетов.
|
|
Эффективность - относительный показатель. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам на его достижение. Когда речь идет об оценке эффективности казначейского исполнения бюджетов, данный подход нельзя не учитывать, но он не исчерпывает все критерии, требующиеся для ответа на вопрос о повышении эффективности такого их исполнения. Вот почему речь должна идти о повышении социально-экономической эффективности, которая не обязательно может определяться в денежном выражении.
В сложившихся условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерации на принципах бюджетного федерализма и отказа от централизованно построенной вертикали финансовых органов с двойным подчинением их на региональном и местном уровнях важное значение приобрело проведение и учет кассовых операций в порядке кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов в едином государственном органе - системе Федерального казначейства, что наряду с требованием соблюдения принципа единства бюджетной системы отвечает сочетанию интересов всех уровней власти. В реализации таких возможностей состоит, прежде всего, социально-экономический эффект от перехода на казначейское исполнение бюджетов.
Проблема сочетания федеральных, региональных и местных интересов в условиях казначейского исполнения бюджетов наилучшим образом может быть реализована при законодательно установленной возможности использования соответствующих вариантов казначейского исполнения бюджетов, предусматривающих принципиальные условия разграничения функций такого их исполнения между территориальными (региональными, местными) органами власти (их финорганами) и органами Федерального казначейства. Такими вариантами могут быть следующие:
первый - в функции региональных и местных исполнительных органов власти (их финорганов) входят организация исполнения и исполнение территориального бюджета с использованием казначейских методов и технологий через единый счет бюджета, за исключением кассового обслуживания, возложенного на органы Федерального казначейства;
второй - при имеющейся возможности у территориальных органов исполнительной власти финансового обеспечения проведения и учета кассовых операций с использованием казначейских методов и технологий за счет собственных доходов территориальных бюджетов и при наличии в собственности (пользовании, управлении) необходимого для этого имущества, а также соблюдении соответствующих стандартов казначейского исполнения бюджетов территориальный орган Федерального казначейства не должен иметь права отказать исполнительному органу власти в передаче ему (непосредственно его финоргану) своей функции по проведению и учету кассовых операций, за исключением операций, не подлежащих передаче при любых вариантах;
третий вариант - в функции территориальных органов Федерального казначейства входит проведение и учет кассовых операций (кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов), за исключением случаев, когда проведение и учет этих операции передаются по соглашению исполнительным органам власти по их инициативе и при соблюдении последними предусмотренных условий для их передачи. К таким условиям, содержащимся в ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, относятся: финансовое обеспечение их реализации собственными средствами и наличие необходимого для этого имущества. Вместе с тем при их соблюдении не предусматривается обязательность положительного решения со стороны органов Федерального казначейства. Целесообразно добавить к указанным условиям соответствие стандартам казначейского исполнения бюджетов, утверждаемым Федеральным казначейством, разработка которых предусмотрена правительственной Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, а также установить порядок обязательного принятия положительного решения по данному вопросу при соблюдении всех этих условий. Кроме того, следовало бы возложить на органы Федерального казначейства надзор за их соблюдением региональными и местными исполнительными органами власти (их финорганами).
|
|
В субъектах РФ появились проблемы, вызванные наличием в процессе кассового обслуживания исполнения территориальных бюджетов посредника между финансовыми органами исполнительной власти и учреждениями банка, которые раньше сами полностью осуществляли кассовое обслуживание бюджетов, - территориальных органов Федерального казначейства. Такие проблемы в основном состоят в нерешенности следующих задач: обеспечение надежного контроля за недопущением принятия в учреждениях банков от плательщиков некачественно оформленных платежных документов, что приводит к росту "невыясненных платежей"; недопущение задержки оформления и реализации платежных документов по осуществлению бюджетных расходов; оперативное получение ежедневной информации об исполнении бюджета, при необходимости в любой степени детализации; получение оперативной информации о кассовых расходах бюджетополучателей и территориального бюджета в разрезе бюджетной классификации на любую дату нарастающим итогом с начала года и за конкретный период; оперативное получение информации об остатках денежных средств на счетах финансовых органов и лицевых счетах бюджетополучателей; оперативное и мобильное решение вопросов о передвижении лимитов бюджетных обязательств при возникновении непредвиденных расходов; формирование в более сжатые сроки отчетов об исполнении бюджетов, ускорение получения данных о кассовом их исполнении и сокращение сроков приемки отчетов от распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
|
|
В числе мер по решению этих проблем - ускорение процесса широкого внедрения автоматизированной системы казначейского исполнения бюджетов, включая взаимоотношения со всеми его участниками, а также с учреждениями банков на всех уровнях власти и бюджетной системы на основе координации этой работы Федеральным казначейством с учетом положительных инициатив на местах.
В действующих условиях важно, чтобы при совершенствовании казначейского метода исполнения бюджетов, включая их кассовое обслуживание органами Федерального казначейства, был взят ориентир на конечный результат в бюджетном процессе. Это, видимо, потребует внесения изменений и в бюджетную классификацию, предусмотрев в ней некоторое укрупнение рамок использования бюджетных ассигнований на определенные цели, придав им блочный характер, что создаст лучшие условия для маневра финансовыми ресурсами и выбора наиболее эффективных подходов к достижению конечных целей.
Практическое задание
Условие:
По выписке банка на счет № 40101 на текущий день поступили:
1. НДС, руб., в том числе: | 6 500 000 |
От плательщиков, которым предоставлена льгота в доле федерального бюджета, руб. | 300 000 |
2. Акцизы, руб., в том числе: | 5 000 000 |
От плательщиков, которым предоставлена льгота в доле федерального бюджета, руб. | 400 000 |
3. Налог на доходы физических лиц, руб. | 2 500 000 |
4. Налог на прибыль организаций, руб. | 7 500 000 |
5. Налог на добычу полезных ископаемых, руб. | 3 000 000 |
Из налоговых органов поступили:
Платежные документы на возврат НДС, руб. | 220 000 |
Платежные документы на возврат по акцизам, руб. | 240 000 |
Платежные документы на возврат налога на доходы физических лиц, руб. | 630 000 |
Платежные документы на возврат налога на прибыль организаций, руб. | 300 000 |
Платежные документы на возврат налога на добычу полезных ископаемых, руб. | 350 000 |
Сведения о плательщиках, которым в доле федерального бюджета РФ предоставлена отсрочка по налогу на прибыль организаций, руб. | 500 000 |
Сведения о плательщиках, которым в доле регионального бюджета предоставлена отсрочка по налогу на добычу полезных ископаемых, руб. | 200 000 |
Решение:
Выполним распределение сумм поступивших доходов по установленным нормативам отчислений, произведем распределение сумм налогов, подлежащих возврату, и вычислим окончательное распределение сумм поступивших доходов по бюджетам всех уровней.
Вид платежа | Признак распределения | сумма | подлежит распределению в бюджеты | |||||
федеральный | субъекта РФ | местный | ||||||
% | сумма | % | сумма | % | сумма | |||
НДС | стандарт | 6 500 000 | 20% | 1 300 000 | 40% | 2 600 000 | 40% | 2 600 000 |
льгота | 300 000 | 0% | 0 | 67% | 200 000 | 33% | 100 000 | |
отсрочка | 0 | 20% | 0 | 40% | 0 | 40% | 0 | |
распределение поступлений | 6 800 000 | 20% | 1 360 000 | 40% | 2 720 000 | 40% | 2 720 000 | |
возврат налога | -220 000 | 20% | -44 000 | 40% | -88 000 | 40% | -88 000 | |
к перечислению | 6 580 000 |
| 1 316 000 |
| 2 632 000 |
| 2 632 000 | |
Акзизы | стандарт | 5 000 000 | 60% | 3 000 000 | 20% | 1 000 000 | 20% | 1 000 000 |
льгота | 400 000 | 0% | 0 | 67% | 266 667 | 33% | 133 333 | |
отсрочка | 0 | 60% | 0 | 20% | 0 | 20% | 0 | |
распределение поступлений | 5 400 000 | 60% | 3 240 000 | 20% | 1 080 000 | 20% | 1 080 000 | |
возврат налога | -240 000 | 60% | -144 000 | 20% | -48 000 | 20% | -48 000 | |
к перечислению | 5 160 000 |
| 3 096 000 |
| 1 032 000 |
| 1 032 000 | |
Налог на доходы физических лиц | стандарт | 2 500 000 | 50% | 1 250 000 | 30% | 750 000 | 20% | 500 000 |
льгота | 0 | 50% | 0 | 30% | 0 | 20% | 0 | |
отсрочка | 0 | 50% | 0 | 30% | 0 | 20% | 0 | |
распределение поступлений | 2 500 000 | 50% | 1 250 000 | 30% | 750 000 | 20% | 500 000 | |
возврат налога | -630 000 | 50% | -315 000 | 30% | -189 000 | 20% | -126 000 | |
к перечислению | 1 870 000 |
| 935 000 |
| 561 000 |
| 374 000 | |
Налог на прибыль организаций | стандарт | 7 500 000 | 30% | 2 250 000 | 50% | 3 750 000 | 20% | 1 500 000 |
льгота | 0 | 30% | 0 | 50% | 0 | 20% | 0 | |
отсрочка | 500 000 | 30% | 150 000 | -50% | -250 000 | 20% | 100 000 | |
распределение поступлений | 7 500 000 | 30% | 2 250 000 | 50% | 3 750 000 | 20% | 1 500 000 | |
возврат налога | -300 000 | 30% | -90 000 | 50% | -150 000 | 20% | -60 000 | |
к перечислению | 7 200 000 |
| 2 160 000 |
| 3 600 000 |
| 1 440 000 | |
Налог на добычу полезных ископаемых | стандарт | 3 000 000 | 35% | 1 050 000 | 35% | 1 050 000 | 30% | 900 000 |
льгота | 0 | 35% | 0 | 35% | 0 | 30% | 0 | |
отсрочка | 200 000 | 65% | 130 000 | 35% | 70 000 | 30% | 60 000 | |
распределение поступлений | 3 000 000 | 35% | 1 050 000 | 35% | 1 050 000 | 30% | 900 000 | |
возврат налога | -350 000 | 35% | -122 500 | 35% | -122 500 | 30% | -105 000 | |
к перечислению | 2 650 000 |
| 927 500 |
| 927 500 |
| 795 000 | |
Итого по бюджетам |
| 23 460 000 |
| 8 434 500 |
| 8 752 500 |
| 6 273 000 |
Таким образом, не по одному из бюджетов нет отрицательного остатка, платежные поручения формируются на полные, подлежащие перечислению суммы.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс. М.: 2009.
2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве Финансов Российской Федерации"
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "Положение о Федеральном казначействе".
6. Артюхин Р.Е., Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность: в 2 ч. М.: ЭКАР, 2008.
7. Артюхин Р.Е. Отдельные вопросы регулирования бюджетных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - № 21.
8. Баятова И.М. Организация бюджетного учета в Российской Федерации //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007.- № 18.
9. Бюджетная система России / под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
10. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. М.: Юрайт - Издат, 2003.
11. Зеленский В.А. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // БИНО: бюджетные учреждения. М. 2004. № 3. С. 38-47.
12. Игудин А.Г., Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения бюджетов //Финансы. – 2007. -№ 12.
13. Маклева Т.И. Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации // Советник бухгалтера социальной сферы. М. 2008. № 1.
14. Нестеренко Т.Г. Основные направления совершенствования бюджетного законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации // Сборник Департамента финансов г. Москвы / Под ред. Н.В. Редько, Т.А. Репиной. Межбанковский финансовый дом. 2006.
15. Родионова В.М. О бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 2.
16. Система муниципального управления (под ред. В.Б. Зотова). - "Питер", 2007 г.