Статья 346.32. Порядок и сроки уплаты единого налога

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

Физические показатели, используемые

При расчете единого налога

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности. Это количество работников, включая самого индивидуального предпринимателя, площадь торгового зала, площадь обслуживания посетителей, количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов, и базовая доходность в месяц в расчете на единицу показателя в рублях.

В случае если в течение налогового периода произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Кроме того, в целях гл. 26.3 Налогового кодекса РФ необходимо различать понятия стационарная торговая сеть и нестационарная торговая сеть.

Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Понятия стационарной торговой сети следующие:

- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;

- стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;

- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.

Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями гл. 26.3 Налогового кодекса РФ к стационарной торговой сети.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей)
1                  2           3   
Оказание бытовых услуг                Количество работников, включая индивидуального предпринимателя        7 500 
Оказание ветеринарных услуг           Количество работников, включая индивидуального предпринимателя        7 500 
Оказание услуг по ремонту,       техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств              Количество работников, включая индивидуального предпринимателя        12 000 
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению     автотранспортных средств на платных   стоянках                              Площадь стоянки   (в квадратных метрах)  50 
Оказание автотранспортных услуг  по перевозке грузов                   Количество        автотранспортных  средств, используемых для перевозки грузов   6 000 
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров                  Посадочное место       1 500 
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы           Площадь торгового зала (в квадратных метрах)  1 800 
     

 

Как рассчитать ЕНВД?

 

Это как раз несложно. Находите в статье 346.29 НК свой вид деятельности и смотрите базовую доходность для него на единицу физического показателя. Что является этим показателем — там же. Умножаете эту базовую доходность на свой физпоказатель (если он менялся в течение квартала — в пункте 9 той же статье написано, как это надо учитывать) и на коэффициент-дефлятор К1, устанавливаемый Правительством РФ на каждый год (в 2010 — 1,295). Получаете величину предполагаемого дохода, которую вам рассчитали законодатели и московские чиновники.

 

Теперь заглядываем в местный нормативно-правовой акт о ЕНВД — если местные законодатели решили сделать вам поблажку, то там вы найдете корректирующий коэффициент К2 для вашего вида деятельности. Согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ данный коэффициент определяется как произведение значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности тех или иных факторов. Обратите внимание, К2 округляется до третьего знака после запятой.

 

То есть, в этом случае умножаем предполагаемый доход на К2, что приводит к уменьшению дохода(коэффициент не превышает единицы). Теперь берем 15% от полученной суммы — это и будет сумма налога за месяц. За квартал — суммируем помесячный налог или просто умножаем его на три, если не менялся физпоказатель.

 

Если у вас несколько объектов или несколько видов деятельности, то налог по каждому рассчитывается отдельно, а потом эти суммы складываются. В этом случае придется заполнить несколько разделов 2 налоговой декларации. Кроме того, если деятельность ведется в нескольких территориальных образованиях, то налог рассчитывается и уплачивается отдельно по каждому ОКАТО.

 

Как правило, то, что придется уплатить, будет меньше рассчитанной величины: согласно статье 346.32 единый налог уменьшается на суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных работникам. Но тут есть несколько ограничений:

во-первых, учитываются только суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС, уплаченных к моменту подачи декларации, но не больше суммы начисленных, то есть погашение задолженности по взносам можно учесть только в том квартале, к которому эти взносы относятся, а переплата — не учитывается совсем;

во-вторых, конечно же, выплаты по больничным листам надо брать лишь те, что делаются за ваш счет, а не за счет ФСС;

в-третьих, в целом налог можно уменьшить не больше чем на 50%. То есть, берем исчисленный налог, вычитаем из него пенсионные взносы и выплаты по больничным и сравниваем то, что осталось, с половиной исходной суммы. Если после уменьшения осталось больше 50% — платим то, что получилось, если меньше — платим половину рассчитанного налога.

 

Формула расчета ЕНВД за квартал:

 

(базовая доходность) × (физпоказатель) × К1 × К2 × (3 месяца) × (ставка налога 15%) = ЕНВД за квартал

[править]

Как можно уменьшить единый налог?

 

К сожалению, способов сделать это не так много, раз налог определяется не прибылью и даже не выручкой, а физическими показателями. Собственно, и введена вмененка была именно для тех видов мелкого бизнеса, где крутится много налички, а налоговый контроль затруднен.

 

Поэтому всё, что можно сделать — подумать над своими физическими показателями. Если налог платится с каждого квадратного метра площади (торговля, общепит) — проанализируйте: а эффективно ли используются эти метры? Может быть, можно без больших потерь сдать их в аренду или переоборудовать в подсобные помещения?

 

Если физическим показателем является количество работников (услуги), то надо обдумать — все ли они нужны на полной занятости? Может быть, допустима чья-то работа не полный день — такие сотрудники учитываются при расчете среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Если такой ЕНВД для вас не единственный вид деятельности, то можно попытаться уменьшить физпоказатель организационными мерами: выделить сотрудников, занимающихся данными услугами, в отдельное подразделение (бригаду), руководителя которой подчинить непосредственно директору. Если же поручить все расчеты по этому подразделению одному бухгалтеру, то можно делать вид, что все остальные сотрудники к ЕНВД вообще отношения не имеют.

 

Ну, а если ваша специфика предполагает уплату налога с торгового места или площади информационного поля (реклама), то тут уже трудно что-либо придумать.

 

Впрочем, один законный способ может оказаться актуальным при любом виде деятельности. Это — коррекция базовой доходности с учетом фактического времени осуществления деятельности. Попросту говоря — графика работы. С 2009 года этот способ поможет только в тех городах и районах, где предусмотрен соответствующий подкоэффициент К2.

Коэффициент-дефлятор К1,

необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД)

в соответствии с главой 26.3 НК РФ

Период, на который

установлен

коэффициент-дефлятор

                        К1 Размер                                Основание

на 2011 год   1,372 Приказ Минэкономразвития РФ от 27.10.2010 № 519

на 2010 год   1,295 Приказ Минэкономразвития РФ от 13.11.2009 № 465

К1 - это коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде, и необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ).

 

Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р).

2 — используемый при расчете ЕНВД корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

 

Значения коэффициента базовой доходности К2 определяются представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Оптимизации — составляет значительную часть налоговой нагрузки большинства российских предприятий. Вообще налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог может не уплачиваться, — например, при работе на упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход, едином сельхозналоге, получении освобождения от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, имеется ряд льгот (например, для предприятий инвалидов). Однако большинство российских предприятий воспользоваться специальными налоговыми режимами и льготами не могут: во-первых, они не соответствуют пред; являемым к льготникам требованиям (например, величина выручки), во-вторых, потребит ли их продукции (работ, услуг) сами нуждаются во «входном» НДС и работать с неплательщиком НДС не будут. Поэтому традиционное налоговое планирование в части НДС для предприятий, не являющихся конечными в цепочке производства и реализации товаров сводится к четкому и правильному документальному оформлению всех сумм НДС и контролю правильности расчета и уплаты налога в бюджет. Однако мнение, что НДС практически невозможно оптимизировать законными средствами, не совсем верное. В данной статье рассматриваются несколько способов оптимизации финансовых и товарных потоке производственных и торговых предприятий, которые могут привести к экономии или отсрочке уплаты НДС на значительный срок.

 

 

 

Условия реализации схем

 

Для реализации всех схем метод определения налоговой базы предприятия должен быть установлен по оплате.

 

 

 

Для реализации первых двух схем необходимо выделить среди покупателей продукции или товаров компании тех, кто не нуждается во «входном» НДС. Вопреки распространенному мнению, таких покупателей может быть довольно много:

 

 

 

■   физические лица;

 

■   неплательщики НДС (организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД или перешедшие на упрощенную систему налогообложения);

 

■   налогоплательщики, освобожденные от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ;

 

■   налогоплательщики, имеющие льготу по НДС (предприятия инвалидных общественных организаций) или выпускающие льготируемую продукцию (производящие работы, оказывающие услуги);

 

■   бюджетная сфера;

 

■   любые другие покупатели, которые по тем или иным причинам не приходуют у себя продукцию официально (например, покупают ее за неучтенные наличные денежные средства).

 

Реализация таким покупателям далее будет обозначаться как «продажа в розницу и мелким оптом без НДС» (хотя объемы такого мелкого опта на практике могут быть весьма значительными). Таким покупателям можно даже предоставить некоторые преференции по сравнению с теми, кто не согласен покупать без НДС, например небольшую скидку или коммерческий кредит (отсрочку оплаты). Наш опыт показывает, что большинство предприятий — плательщиков НДС могут после изучения и опроса своих покупателей выделить тех, кто в наличии выделенного НДС в счетах-фактурах не нуждается и обеспечивает от 3-5 до 30-50 % выручки (это может быть и выручка от реализации не основной продукции предприятия, а продукции вспомогательных подразделений, например магазинов и столовых для рабочих на заводе). Причем даже минимального процента достаточно для реализации налоговых схем и получения частичной экономии и отсрочки НДС.

 

Две первые схемы позволяют исключительно за счет оптимизации финансовых потоков (а не за счет пробелов или неясностей в законодательстве) получить частичную экономию и частичную отсрочку НДС для предприятий,

 

занимающихся производством товаров (работ, услуг), а также для оптово-торговых организаций. Параллельно происходит и снижение налога на прибыль по продукции, товарам (работам, услугам), которые производятся и/или реализуются в рамках схем.

 

Использование единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в оптовой торговле и для реализации готовой продукции собственного производства

 

Замена оптовой торговли розничной

 

Основная идея схемы — выведение всей розничной торговли, а также мелкого опта без НДС на отдельного предпринимателя (вариант — юридическое лицо), который будет уплачивать символическую сумму ЕНВД. Оптимизация налогов достигается за счет:

 

■  экономии — вывода части оборотов из-под НДС и налога на прибыль и замены этих налогов фиксированным ЕНВД и небольшим единым налогом при упрощенной системе;

 

■  отсрочки НДС — за счет того, что предприниматель-«вмененщик» имеет возможность задержать оплату за поставленный товар на любой срок.

 

Известно, что организации розничной торговли при соблюдении определенных ограничений могут вместо налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН и НДС платить ЕНВД. Однако формулировки норм гл. 26.3 НК РФ позволяют делать это (платить ЕНВД вместо вышеуказанных налогов) и организациям, осуществляющим оптовую торговлю, независимо от их размеров, а также видов продаваемых товаров и объема торговли. Такой вывод можно сделать исходя из норм подп. 4 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ.

 

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта РФ в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

 

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

 

Понятие торговли ни в НК РФ, ни в других нормативных правовых актах не определено. По нашему мнению, под торговлей товарами следует понимать деятельность по реализации ранее приобретенных товаров, то есть деятельность по перепродаже товаров. Примерно такое же понимание торговли содержится, например, в некоторых письмах Минфина РФ и в ГОСТе Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения», введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст. Однако данные акты могут быть и не приняты во внимание при рассмотрении налоговых споров, так как они не относятся к нормативно-правовым, не прошли госрегистрацию и официально не опубликованы. Но представляется, что очень сложно будет дать иное определение торговли, сильно отличающееся от приведенного в вышеуказанных документах, то есть утверждать, что торговля — это не деятельность по перепродаже товаров и т.п., а какая-то иная деятельность.

 

К объектам организации торговли согласно ст. 346.27 НК РФ относятся магазины, павильоны и киоски (стационарная торговая сеть), а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети, например объекты развозной и разносной торговли (нестационарная торговая сеть).

 

Таким образом, продажа торговыми организациями товаров, оплата за которые производится покупателями за наличный расчет или с использованием платежных карт, подпадает под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. Причем, как следует из приведенного выше определения розничной торговли, важен и необходим только факт оплаты товаров наличными, а также безналичными денежными средствами при использовании платежных карт. Не имеет никакого значения, торговля какими товарами осуществляется — спичками или дорогостоящим оборудованием (главное, чтобы не подакцизными товарами), на какую сумму, кому и для каких целей продаются товары. Способ торговли (например, через склад или на условиях доставки до покупателя) также не может исключить (или ограничить) возможность применения ЕНВД (способ торговли будет иметь значение только при расчете суммы единого налога).

 

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Это означает, что институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ могут применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, только в том случае, если соответствующие институты, понятия и термины не содержатся и не определены в НК РФ. Поскольку в гл. 26.3 НК РФ содержится специальное понятие розничной торговли, применение понятия розничной торговли, содержащегося в гражданском законодательстве РФ, будет являться неправомерным. То есть при применении гл. 26.3 НК РФ не может применяться понятие розничной торговли, выводимое из гражданского законодательства (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ). С подобными выводами о невозможности применения понятия розничной торговли, выводимого из норм ГК РФ, при налогообложении в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, согласен Минфин РФ (см., например, письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 8 сентября 2003 г. № 04-05-12/82). В более позднем письме Минфина РФ от 22 марта 2004 г. № 04-05-12/14 «О некоторых вопросах применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (п. 1) высказана четкая позиция: при продаже товаров покупателям (физическим или юридическим лицам) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных товаров) такая деятельность подлежит обложению ЕНВД.

 

Таким образом, максимально переведя расчеты за продаваемые товары на расчеты наличными денежными средствами, а также на расчеты с использованием платежных карт, организации оптовой торговли могут снизить налоговую нагрузку до минимума. Если объемы торговли являются значительными, наиболее удобным будет являться перевод расчетов за реализуемые товары на расчеты с использованием банковских карточек.

 

Перевод всей торговли за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на отдельного предпринимателя или фирму, кроме всего прочего, позволяет избежать необходимости ведения раздельного учета (п. 7 ст. 346.26 НК РФ) и связанных с ним налоговых рисков.

 

Налоговые ставки по налогу на прибыль

 

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Вариант №1.

Торговое предприятие ООО «Альфа» за 1 квартал 2010 года осуществило следующие операции:

1. 15.01.2010 г. Приобрело машину «ВАЗ-2110» стоимостью 280 тыс. руб. (в т.ч. НДС-18%) на средства, взятые в кредит у банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: