В период с 2000 по 2008 г. Мурманская область демонстрировала одни из самых высоких в СЗФО темпов роста доходов консолидированного бюджета. Основой формирования бюджета Мурманской области являются:
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество организаций, в совокупности составляющие более 58,6 % доходов областного и более 59,2 % доходов консолидированного бюджета области.
Объем расходов консолидированного бюджета Мурманской области в 2008 г. составил 47,4 млрд. руб., доля расходов на социальную сферу – 56,9 %, т.е. бюджет сохраняет социальную направленность (3-е место по доле расходов на социальную сферу в расходах консолидированного бюджета среди регионов СЗФО после Республики Коми и Псковской области)
В соответствии с данными ежегодного мониторинга соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса РФ и качества управления бюджетами субъектов РФ, проводимого Министерством финансов РФ, Мурманская область (по состоянию на конец 2008 г.):
|
|
1. Не имеет просроченных (нерегулируемых) задолженностей по долговым обязательствам, государственный долг составляет 1 тыс. руб. в расчете на жителя области.
2. Не имеет замечаний к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Имеет ряд несоответствий показателей оценки качества управления бюджетом субъекта РФ нормативным критериям17, в том числе:
темп роста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета ниже, чем аналогичный показатель в среднем по РФ, – в 2008 г. отставание темпов с коэффициентом 1,26;
отсутствие бюджета, утвержденного сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период;
низкий показатель доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Мурманской области (12 % областного бюджета).
Основные бюджетные риски для Мурманской области:
1. Сильная подверженность конъюнктурным рискам, которые выражаются в зависимости от финансово-экономического положения крупных компаний горнопромышленного комплекса, уровень прибыли которых напрямую связан с изменением цен на мировых сырьевых рынках.
2. Управленческие риски, связанные с низким уровнем программного планирования расходов бюджета.