Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики уже сталкивались, и четвертого шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья… растут быстро и неожиданно. Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран»… Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью…Названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания.

    Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

    Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого

и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

    Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

    Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:

· структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат;

· высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;

· технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;

· в экономике продолжается спад производства;

· не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;

· для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

    В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

         В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 25 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

Таблица 2.2.

Доля предприятий отдельных отраслей в процентах от общего числа

Отрасли проценты
Промышленность 16,87
Торговля и общественное питание 26,87
Общая коммерческая деятельность 9,61

    В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования  России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

    Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

· создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям

· помощь в организации подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научных, производственных связей с зарубежными странами, а также привлечение инвестиций к развитию предпринимательства

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности

· формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

    Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

    Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

    Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

    Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение  социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.

    В постановлении Совета Министров - Правительства РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ в качестве основных приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Около 2 лет назад президентом был подписан  Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. №209-ФЗ. Этот закон заменил старый 1995 года – «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Прежний закон о поддержке малого предпринимательства был принят в 1995 году. В то время во многих сферах еще не было вообще никаких законов, однако в целях развития предпринимательства необходимо было принять какой-то нормативный правовой акт. В его преамбуле говорится, что закон направлен на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Это право предусмотрено ст. 34 Конституции РФ. Такой высокий уровень закрепления права заниматься предпринимательской деятельностью был обусловлен двумя факторами: отсутствием у населения этого права на протяжении 70 лет и в то же время его важностью для развития экономики.

Наличие профильного закона также объясняется тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Оно создает рабочие места, предоставляет возможность очень многим реализовать свои возможности и способности, в особенности, тем, у кого есть предпринимательская жилка. Малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей. С другой стороны, им и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

В 90-е годы важность нормального развития малого предпринимательства привела к появлению первого закона, направленного на поддержку небольших организаций. Однако за 12 лет этот закон уже сильно устарел. В виду этого и приняли Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который начал действовать с 1 января 2008 года.

Рассмотрим основные различия прежнего и нового закона. Закон 1995 года распространялся только на субъектов малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и организации, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций (указанных в ст. 3) в которых не превышала 25%, и средняя численность работников не более 100 человек (50-60 в зависимости от сферы деятельности). Новый закон разделяет малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия (кстати, это не только организации, но и индивидуальные предприниматели, а также крестьянские (фермерские) хозяйства). Для них общее условие – это требование о составе уставного капитала. Доля участия России, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, организаций, не относящихся к среднему и малому бизнесу, не должна превышать 25% процентов. Новое ограничение – это запрет на превышение 25% порога в уставном капитале малых и средних предприятий для иностранных юридических лиц и иностранных граждан. Малые предприятия от средних отличаются по количеству работников: не более 100 в малых, не более 250 в средних. В микропредприятиях работает всего лишь 15 человек. Новое условие отнесения организации и индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства – это ограничение по выручке. Правда, предельные размеры выручки еще должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

Итак, на что может теперь рассчитывать организация, индивидуальный предприниматель если они удовлетворяют указанным требованиям? Во-первых, для получения поддержки не требуется какой-либо специальной регистрации. То есть, достаточно быть зарегистрированной в ЕГРЮЛ организацией или индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, поддержка таких организаций будет осуществляться по следующим направлениям:

· финансовое – выделение средств из бюджетов;

· имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;

· информационное – создание специальных информационных систем;

· консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;

· в области подготовки и повышения квалификации работников;

· в области инноваций и промышленного производства;

· в области ремесленной деятельности;

· субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;

· субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

Перечень форм поддержки действительно шире, чем в прежнем законе. Однако, остается непонятным, кому конкретно будут оказывать эту поддержку. Невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире. Допустим, порядок будет заявительным. Тогда каждому, кто подал заявление и соответствует требованиям, будет предоставляться та или иная поддержка?

Прежний закон тоже никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки. В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью.

Очевидно, что заоблачные налоги и таможенные пошлины, бесконечные проверки и ревизии, избыточное, зачастую никому не нужное лицензирование, громоздкие бюрократические барьеры и, безусловно, бессовестные чиновничьи поборы, масштабы которых не знают никаких границ мало способствуют развитию малого бизнеса.

Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, толком не прописанных в законодательстве. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки.

Цифры говорят сами за себя. Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России). В США на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм или почти 10%.

Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей. Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство зарабатывает свой нелегкий хлеб в розничной торговле и сфере услуг. Умов-то хватает, но им нужны условия — технопарки, бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы окрепнуть, встать на ноги, и только потом отправляться в большое плавание. За рубежом такая система давно и эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на 100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент — 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7. В России, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах попросту рано.

Все эти проблемы не могут не волновать руководство страны. На выступлении Дмитрия Медведева на президиуме Госсовета в Томске были высказаны следующие тезисы в поддержку малого предпринимательства: «Малый бизнес — это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России 60-70% населения. Кроме того, развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей».

Медведева полностью не устраивает ситуация, когда чиновники обирают бизнесменов. «Возникает мысль полностью запретить проверки малого бизнеса, — говорит он. — Принять такое волевое решение, чтобы не ходили и денег не вытягивали из малого бизнеса». Ведь в условиях инновационной экономики у фирм не будет времени на раскачку. Как отмечает Медведев, инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта. И все препоны, мешающие этим процессам, необходимо так или иначе устранить. Поэтому нужна серьезная, взвешенная стратегия поддержки и развития малого бизнеса. Конечной целью которой станет существенное увеличение экономического веса этого сектора.

Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности — такую задачу ставит Медведев, подчеркивая при этом, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий.

В первоочередном порядке требуется интенсифицировать предпринимательскую активность малого бизнеса в сфере промышленности, строительства и ЖКХ, потому что «сегодня практически 50% предпринимателей у нас заняты торговлей». «Мы обязаны создать стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасль, прямо связанную с экономикой знаний», — заявляет Медведев.

В таком продвинутом формате малый бизнес станет «рычагом в создании новой модели организации российской промышленности». «Он должен встраиваться в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности которых во многом возможно за счет аутсорсинга, — поясняет Медведев. — Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу, бюджетные услуги, в том числе здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование, социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество.

Особо актуальны вопросы совершенствования структуры активов малых предприятий: «Сейчас объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал — менее 4% от общего объема по экономике, — отмечает избранный президент. Низки и другие экономические показатели — к примеру, оборот малых предприятий». Не менее важно обеспечить малый бизнес доступом к ресурсам, что позволит существенно снизить затраты. Одним из важнейших направлений поддержки малого бизнеса должно стать создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов. Существенную помощь здесь могут оказать и региональные венчурные и гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств. Все это — действительно востребованные проекты. «И надо создать правовые условия для софинансирования программ развития малого бизнеса за счет средств федерального бюджета, — говорит Медведев. — По-прежнему высокой для малого бизнеса остается текущая стоимость капитала. Мелкий бизнес не может «потянуть» ни залоговых требований, ни обеспечительных мер. В этой связи — нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику».

О планах государства по поддержке малого бизнеса на президиуме Госсовета поведала глава МЭРТ Эльвира Набиуллина. В частности, ее ведомство предлагает ввести уведомительный порядок регистрации малого бизнеса, одновременно запретив проверки предпринимателей со стороны надзорных органов без решения суда. Такая мера, по ее мнению, станет значимым фактором снижения административной нагрузки на бизнес. В МЭРТе уверены: контрольные органы не должны ходить и проверять предприятия просто так, без повода. Делать это нужно только тогда, когда нарушаются права третьих лиц. В общем, систему надзора пора менять, причем самым кардинальным образом. При этом, безусловно, должна расти и ответственность самих бизнесменов.

Набиуллина высказалась также за корректировку соответствующего регионального и местного законодательства. Пока малый бизнес регулируется преимущественно внутриведомственными и региональными подзаконными актами. Да и лицензирование по целому ряду видов деятельности можно отменить, заменив их страхованием ответственности. По оставшимся лицензиям — продлевать их автоматически всем, кто работал без нарушений.

Эффективной может стать и передача ряда госфунций саморегулируемым организациям, которые бы несли ответственность перед потребителями. Надо упрощать процедуры предоставления фирмам помещений и подключения к инфраструктуре. РАО ЕЭС, заверила министр, в принципе готово подключать создаваемые промышленные парки к электроэнергии на приоритетных основаниях.

В центре внимания МЭРТ — микрофинансирование малого бизнеса. Его потребность в кредитах на сегодня составляет 1 трлн рублей, при том, что привлечь удалось лишь 250 млрд руб. Есть программа кредитования у ВЭБа, но она требует масштабирования. Готовит закон о микрофинансировании Минфин. На подходе — кредитная помощь от других банков, в частности — «Сбербанка».

По итогам заседания Госсовета Медведев пообещал дать отдельные поручения по запрету внепроцессуальных проверок милиции, созданию службы «одного окна» и облегчению условий присоединения к энергосетям. Также необходимо «проработать в установленном порядке проекты федеральных законов о микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации, региональные программы развития малого предпринимательства, перечень имущества, которое предоставляется в аренду, а также ряд новых идей, прозвучавших в выступлениях».

Можно говорить о том, что государство искренне хочет включить малому бизнесу зеленый свет. Пока только хочет, потому как все замечательные инициативы, еще предстоит воплотить в жизнь. Если это удастся, предприниматели вздохнут свободно и получат хороший стимул работать не только на себя, но и на страну.


Заключение

Развитие различных форм малого бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет развит на должном уровне и в нашей стране, особенно после освобождения малого бизнеса от различных форм проверок и бюрократической рутины. Малый бизнес может явиться тем локомотивом, который приведет к оздоровлению экономики в целом, так как малые предприятия более приспособлены к условиям вечно меняющегося отечественного рынка, чем крупные. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране. Причем действия по поддержке малого бизнеса не должны быть слепым копированием тех методов и приемов, которыми владеют развитые западные страны. Инновационным подходом к решению данной проблемы стал закон о «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предоставляющий малым предприятиям большую свободу для получения государственной поддержки. Также весомым вкладом в состояние малого бизнеса может стать претворение в жизнь инициативы об отмене проверок предпринимателей со стороны надзорных органов без решения суда.

Именно малые предприятия, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики в области малого бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.




Список литературы

1. Постание Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446

2.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. №209-ФЗ

3. Налоговый Кодекс. Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.

4. Аскери О. «Как быстро увеличить налоговые поступления с опорой на средний класс». Финансовый бизнес 2005 г. №2 с.55-58.

5.Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное.- М.: БЭК,2006г. с. 500-529

6. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 2005г. c.34-61

7. Князев В.Г. «Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах.» // Финансы.2007г. №2 с.29-34

8. Князев В.Г. «Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах.» // Финансы.2007г. №2 с.29-34

9. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной

и Восточной Европы» // Проблемы прогнозирования 2004г. №2 (4) с.107

10. Финансовое право, учебник, Под редакцией Химичева Н.И. - М.:БЕК, 2004г. с. 247-284.

11. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в США» // Финансовая газета - 2005г. №14 (4) с.5

12. Кашин В.А. «Налоговая система и оздоровление национальной экономики» // Журнал «Финансы» - 2007г. №8 с.23-26.

13. Воробьев С. Портер А. «Медведев зажигает малому бизнесу зеленый свет» // журнал Финансовая Россия - 2008г. №24 (4) с.6

14. Румянцев А.В. «Налоговое регулирование в зарубежных странах.» // Менеджмент в России и за рубежом - 2006г. №6(12) с. 51-61.




double arrow
Сейчас читают про: