(19 января 1798- 5 сентября 1857 гг.)
Расширить и углубить представление о социологии помогает изучение её исторического становления и развития. Для ответа на вопрос о времени появления и развития науки необходимо опираться на критерии, выдвигаемые наукой. Необходимо иметь ввиду, с какого времени социология как наука стала признаваться научным обществом. История свидетельствует,что это произошло в 40-х годах XIX века после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной Философии» в 1839 году-впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Необходимость и возможность появления социологии как науки он обосновывал на основе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.
1 стадия-теологическая- человек объясняет все явления, оперируя понятием сверхъестественного.
2 стадия-метафизичекая- человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин. Задача этой стадии- критическая, разрушая прежние представления, она подготавливает следующую стадию.
|
|
3 стадия-позитивная- человек перестаёт оперировать абстрактными сущностями, ограничивается наблюдением и фиксированием постоянных связей между явлениями.
Здесь действует принцип- от простого к сложному, от низшего к высшему. Социология- вершина позитивного знания, она опирается на «позитивный» метод(опора теоретического анализа, экспериментах и сравнительном исследовании данных).
Другой важный вывод, приведший Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона о разделении и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растёт разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративное эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана социология.
Конт делит социологию на 2 части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы.(семья, государство, религия с токи зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности)
|
|
В социальной динамике Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества.
Заключение.
Социология является одной из основополагающих наук в обществе множество учёных занимались развитием и основанием науки.
Необходимость науки доказывается в повседневной жизни- социология собирает и абстрагирует ранее полученные знания, даёт вариативные пути решения задач, прогнозирует результат и выявляет возможности дальнейшего развития общества.
Особенно в наше постоянно меняющееся время необходимо обладать хотя бы основными, базовыми знаниями в данной науке.
Задача.
Существует ли такое общество, где нет:
-статусов;
-классов;
-стратификации;
-неравенства.
Ответ:
Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.
Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.
Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.
Выше представлены определения терминов.
Исходя из исторических и научных данных, считаю, что невозможно существование общества без классов, неравенства и т.д.
Государство выделилось в процессе эволюции общества, а это говорит о том, что любой группе людей нужен предводитель. Чем больше группа, тем сложнее решать вопросы коллективно. Кто-то должен руководить, кто-то судить, кто-то выполнять простую работу.
Сложно и работать, и руководить процессом, соответственно есть рабочие люди, а есть управленцы. Так было, так есть и так будет. Даже в самом маленьком обществе существуют статусы - кто-то родитель, кто-то ребёнок...
Поэтому мой ответ на данный вопрос таков: не существует такого общества, где не было бы хотя бы одного из перечисленных параметров.
Литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. М.,1998.
3. История социологии в Западной Европе и США. М.,1993.
4. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. М., 2000.
5. Радугин А.А, Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.,1999.