Проблема физического вакуума

Задание 3.Естествознание и техногенная цивилизация.

17.1.1. Естествознание как революционизирующая сила цивилизации

Естествознание — один из важнейших двигателей общественного прогресса. Будучи основным фактором материаль­ного производства, естествознание выступает мощной революцио­низирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человече­ской истории. Такими были, например, открытия в XVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию циви­лизации; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; созда­ние в XX в. теории атомного ядра, а вслед за ним открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине XX в. моле­кулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и Появившиеся благодаря этому возможности генной инженерии по Управлению наследственностью; и др. Большая часть современной Материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее Издании научных теорий, научно-конструкторских разработок, 14>едсказанных наукой технологий и др.

Однако у современных людей наука вызывает не только восхи­щение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и несчастья. Загпя нение атмосферы, катастрофы на атомных электростанциях, Пп вышение радиоактивного фона в результате испытаний ядер'ног оружия, «озонная дыра» над планетой, исчезновение многих ви дов растений и животных — эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие со­циальные интересы за ней стоят, какие общественные и государ­ственные структуры направляют ее развитие.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответ­ственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об историче­ских судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективах его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее вре­мя, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Ста­рая проблема гуманистического содержания познавательной дея­тельности («проблема Руссо») приобрела новое конкретно-истори­ческое выражение: может ли человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем со­временности? Способна ли наука помочь человеку избавиться от того зла, которое несет в себе современная цивилизация, техноло-гизируя его образ жизни?

Наука — это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука безусловно причастна к по­рождению глобальных, прежде всего экологических, проблем ци­вилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); в то же время без науки, без дальнейшего ее разви­тия решение этих проблем в принципе невозможно. Это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает, по­этому умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно — оно обезоруживает человечество перед на­растанием глобальных проблем современности. К сожалению, та­кое умаление подчас имеет место, оно представлено определенны ми умонастроениями, тенденциями в системе духовной культурь •


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: