Объект клеветы и объективная сторона клеветы

 

Большинство юристов полагает, что клевета одновременно направлена на честь и достоинство личности.

И то и другое тесно взаимосвязаны и имеют нравственное содержание. Честь связывается с оценкой личности в глазах окружающих. Она отражает общественное положение человека, его репутацию. Достоинство, тесно связанное с честью, заключается в самооценке личностью себя как человека, как члена общества, своей репутации (его нравственных качеств, образования, образа жизни и т.п.). По мнению А.А. Пионтковского, объектом клеветы является только достоинство личности. Согласно его общему определению, клевета и оскорбление это посягательство одним лицом на достоинство личности другого лица. Некоторые специалисты утверждают, что объектом клеветы является честь и деловая репутация личности.

«Объектом клеветы выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, гарантированного нормами международного и конституционного законодательства права на достоинство, честь и репутацию»

«Объективную сторону клеветы образуют действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающие его репутацию». Распространение сведений - это сообщение их хотя бы одному человеку. При этом вовсе не обязательно, чтобы потерпевший присутствовал при этом. Более того, сообщение измышлений лицу, которого они касаются, образует состав клеветы лишь в том случае, когда это происходит в присутствии других лиц (в противном случае не будет факта распространения указанных сведений).

Распространяемые сведения при клевете должны быть заведомо ложными, т.е. вымышленными, несоответствующими действительности. В связи с этим распространение хотя бы и позорящих, но объективно верных сведений о потерпевшем состава клеветы не образуют. Сведения являются клеветническими также и при условии, что они являются порочащими честь и достоинство потерпевшего или подрывающими его репутацию. Это качество сведений является оценочным, и установление его на практике порой может вызывать определенные трудности. Дело в том, что моральные нормы не являются едиными. Они могут зависеть от социального статуса личности, его служебного положения и профессиональной принадлежности, его политических взглядов и отношения к религии и других факторов. Есть, разумеется, официальная мораль общества. В советские времена она определялась ленинскими указаниями об идеале коммунистической морали, заключавшемся в том, что «полезно для дела построения коммунизма, для революционных целей». Официальная мораль общества, основанного на признании религиозных догматов, зависит от содержания последних (библейские заповеди у христиан, нормы Корана у мусульман, Торы у евреев и т.д.). При всей противоречивости моральных норм первого и второго уровней их сравнение приводит к выводу о том, что существует определенное совпадение отдельных норм, и в этом случае можно говорить о каких-то общечеловеческих моральных принципах. Не случайно известные нормы «Морального кодекса строителя коммунизма» (встроенного в Программу КПСС, принятой в 1961 г. на ее XXII съезде), содержали в себе и такие принципы, как «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат», «честность и правдивость», «взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей», которые не противоречили принципам основных религий мира (в том числе, например, и Нагорной проповеди в Евангелии). В связи с этим основные нравственные нормы, зафиксированные в Библии, Коране, Торе, учении Будды, не противоречащие друг другу (типа «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), вполне можно считать проявлением общечеловеческой морали, разделяемой как представителями соответствующих религиозных конфессий, так и атеистами. Вместе с тем эти общие моральные принципы могут, как уже отмечалось, серьезно корректироваться принадлежностью человека к той или иной, к примеру, социальной группе. Так, даже в преступном мире отсутствует единая мораль. Воровство и даже убийство не являются порицаемыми в этой среде, тогда как судимость за изнасилование превращает такого преступника в изгоя, в существо, в отношении которого каждый осужденный приобретает в местах лишения свободы «право» на причинение ему любых физических и нравственных страданий.

В связи с этим при оценке того, являются ли распространяемые сведения клеветническими, т.е. порочащими честь и достоинство другого лица или подрывающими его репутацию, решающим должен являться субъективный критерий, т.е. субъективное восприятие самим потерпевшим распространяемых о нем сведений. Клевета является оконченной с момента сообщения клеветнических сведений хотя бы одному человеку.

При этом клевета может быть как оконченным, так и неоконченным преступлением. Так, клевета, распространяемая в письменном виде, - это преступление с формальным составом. Оно считается оконченным с момента доведения ложных сведений хотя бы до одного человека. Если же эти сведения были посланы, например, почтой, но не попали к адресату из-за утраты почтальоном письма, то причинение вреда чести и достоинству потерпевшего не осуществилось и действия клеветника следует квалифицировать как покушение на клевету. Покушение на клевету имеет место, когда сведения сообщаются лицам, не способным осознавать происходящего, если такие сведения становятся известными самому потерпевшему, а не третьим лицам, или в случае фактической ошибки относительно ложности этих сведений.

Клевета политическая – это ложное сообщение, распространение заведомо искаженных, позорящих измышлений о поведении и действиях отдельных политических лидеров, общественных групп, политических, партий и движений, органов власти или государства в. целом. Ее цель - опорочить кого-либо или что-либо, вызвать недоверие народа к политическим программам и действиям. Она выступает одним из средств политической борьбы и отражает кризисные явления в политической жизни общества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: