В отличии от классической транспортной задачи, где груз от производителя идет прямо к потребителю, в любой момент времени, удобный для потребителя, в многопериодической задачи главную роль играет процесс хранения. Процесс хранения характеризуется периодичностью поступления груза на склад, и объемом склада.
Эффективность данной логистической системы напрямую зависит от складского хозяйства.
Складская логистика оказывает следующее влияние на МПТЗ:
- сохранение качества продукции, материалов, сырья;
- повышение ритмичности и организованности производства и работы транспорта;
- улучшение использования территорий предприятий и фирм;
- снижение простоя транспортных средств и транспортных расходов;
- высвобождение рабочих от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.
Материальный запас (МЗ) — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. К причинам создания МЗ, относятся:
- возможность нарушения установленного графика поставок (негативное последствие — остановка производственного процесса);
- возможность колебания спроса (негативное последствие — неудовлетворенный спрос, потеря прибыли, имиджа);
- сезонные колебания производства некоторых видов товаров при относительно равномерном их потреблении, например, уборка и потребление картофеля (последствие — необходимость накопления товара для последующего равномерного распределения в течение года);
- возможность равномерного выполнения операций производства и распределения (наличие запасов готовой продукции сглаживает колебание интенсивности производства, результат — равномерность распределения продукции; наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, результат — равномерность процесса производства)
- скидки за покупку крупной партии товаров; возможность получения прибыли за счет спекуляции при предвидении резкого повышения цен на товары;
- издержки оформления заказа: поиск поставщика, проведение переговоров, командировки, междугородние переговоры и т.п. (последствие — необходимость увеличить заказываемую партию, а значит, и запас);
- необходимость немедленного обслуживания покупателей (выдать товар из запаса быстрее, чем произвести или закупить, что повышает конкурентоспособность предприятия);
- минимизация простоев производства из-за отсутствия запасных частей (особенно для предприятий с непрерывным процессом производства);
- упрощение процесса управления производством (наличие производственных запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов, что снижает издержки на организацию управления этими процессами).
Цель складской системы состоит не только в том, чтобы принимать с транспорта (например, магистрального) грузопоток с одними параметрами, перерабатывать и отправлять его на другой (например, внутризаводской) с другими параметрами, но и для того, чтобы выполнять это преобразование с минимальными издержками. Издержки бывают следующих видов:
- замороженные финансовые средства, потраченные на покупку материальных ресурсов;
- расходы на содержание специально оборудованных помещений;
- оплата труда специального персонала;
- потери вследствие порчи и хищений запасов.
Главной целью решения многопериодической транспортной задачи является удовлетворение нужд потребителей с минимальными транспортными расходами, и расходами на хранение.
Негативные факторы, влияющие на систему
Для дальнейшего построения дерева целей, дерева проблем и поиска оптимального плана необходимо определить ряд факторов, которые оказывают ощутимое влияние на рост затрат, и систему в целом.
Перечислим некоторые, наиболее существенные, из них:
- динамическая потребность в материальных ресурсах и средствах обеспечения;
- неточность и несовершенство методов и методик прогнозирования, планирования и расчетов в производстве и потреблении ресурсов;
- динамические колебания спроса и предложения, которые трудно точно учесть производителям и потребителям ресурсов;
- несовершенство самих систем снабжения и сбыта;
- несовершенство транспортных средств и транспортной инфраструктуры (структуры специализированных погрузочно-разгрузочных, транспортных средств, организации управления перевозками);[2 стр.80]
Как известно, логистическая (оптимизирующая) деятельность связана с разработкой и реализацией различного рода решений с позиции всей совокупности действий, как единого целого. Качество оптимизирующих решений предопределяет эффективность всей МПТЗ.
Для выработки оптимальных решений необходимо всестороннее рассмотрение задач производственно-коммерческой (или общеэкономической) деятельности. А принятия решений должны быть ориентированы на правильно сформулированные цели. [2 стр. 90]