Современные методы анализа внешней и внутренней среды

 

Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже–SNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: Каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?

По результатам STEP- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой – фирмы, организации, социума.

                              

SWOT-анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.

- сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

- слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

- возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

- угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

- определить основное направление развития предприятия (его миссию);

- взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно, ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);

Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия). Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать

неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина - дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

  Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:

-  составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;

- по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;

- из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

Шаг 2. SWOT-анализа — это оценка рынка.

Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

- составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;

- определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;

- выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.

Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

- определены основные направления развития предприятия;

- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

 

 

Таблица  3 - SWOT - анализ УП «Деловая инициатива»

    

Сильные стороны Рыночные возможности
Сплоченный коллектив   Спрос на полиграфическую и сувенирную продукцию достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению
Накопленный многолетний опыт работы Сложившийся имидж УП «Деловая инициатива» у потребителей продукции
Современное высокопроизводительное оборудование Небольшое количество достаточно сильных конкурентов
Широкий ассортимент товаров и услуг Снижение кредитной процентной ставки
Удовлетворенность клиентов Новые виды продукции
Невысокие цены, при очень хорошем качестве  
Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих  
Удобное месторасположение предприятия  
 Слабые стороны Рыночные угрозы
Слабо развита корпоративная культура Появление сильных конкурентов
Низкая квалификация сотрудников Изменение тенденции спроса
Затягивание сроков исполнения заказов Сбои в поставках материалов

                                                                                                                                                                       Продолжение табл.3

Отсутствие офсетного оборудования, для выполнения заказов больших тиражей Изменение налогового законодательства
  Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств
  Снижение общей платежеспособности предприятий
  Активность конкурентов:  -программы продвижения - дополнительные услуги
  Экономический спад

                    

PEST-анализ

Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.

Таким образом, PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

 

Таблица 4 - PEST-анализ УП «Деловая инициатива»

 

Политика

Экономика  

Выборы Президента РБ

 

Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)  

Изменение законодательства РБ

Уровень инфляции  

Государственное влияние в отрасли

Динамика курса белорусского рубля к доллару США  

Государственное регулирование конкуренции в отрасли

Динамика ставки рефинансирования ЦБ РБ  
Динамика занятости населения  
Платежеспособный спрос населения  
Платежеспособный спрос главных потребителей продукта  
Основные внешние издержки организации, в том числе: затраты на энергоносители, затраты на транспортировку, затраты на сырье и комплектующие, коммуникационные издержки  
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции  

 

Новые положения Налогового кодекса  

Социум

Технология  

Изменения в базовых ценностях

Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий  

Изменения в уровне и стиле жизни

Новые продукты  

Изменение структуры доходов

Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации  

Изменение структуры расходов

Появление новых рекламоносителей  

                                                                                                                                                                         Продолжение табл. 4

 

Изменения основных потребительских предпочтений на продукт

Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком  

Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей

   
       
       

 

             

                               

                    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: