Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (реже–SNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: Каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?
По результатам STEP- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой – фирмы, организации, социума.
SWOT-анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.
- сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
|
|
- слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализа необходимо:
- определить основное направление развития предприятия (его миссию);
- взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно, ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия). Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
|
|
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать
неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина - дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
- составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
- по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
- из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Шаг 2. SWOT-анализа — это оценка рынка.
Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
- составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
- определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
- выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа.
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- определены основные направления развития предприятия;
- сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Таблица 3 - SWOT - анализ УП «Деловая инициатива»
Сильные стороны | Рыночные возможности | ||
Сплоченный коллектив | Спрос на полиграфическую и сувенирную продукцию достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению | ||
Накопленный многолетний опыт работы | Сложившийся имидж УП «Деловая инициатива» у потребителей продукции | ||
Современное высокопроизводительное оборудование | Небольшое количество достаточно сильных конкурентов | ||
Широкий ассортимент товаров и услуг | Снижение кредитной процентной ставки | ||
Удовлетворенность клиентов | Новые виды продукции | ||
Невысокие цены, при очень хорошем качестве | |||
Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих | |||
Удобное месторасположение предприятия | |||
Слабые стороны | Рыночные угрозы | ||
Слабо развита корпоративная культура | Появление сильных конкурентов | ||
Низкая квалификация сотрудников | Изменение тенденции спроса | ||
Затягивание сроков исполнения заказов | Сбои в поставках материалов | ||
Продолжение табл.3
| |||
Отсутствие офсетного оборудования, для выполнения заказов больших тиражей | Изменение налогового законодательства | ||
Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств | |||
Снижение общей платежеспособности предприятий | |||
Активность конкурентов: -программы продвижения - дополнительные услуги | |||
Экономический спад |
PEST-анализ
Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.
Таким образом, PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Таблица 4 - PEST-анализ УП «Деловая инициатива»
Политика | Экономика | |||||||
Выборы Президента РБ
| Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) | |||||||
Изменение законодательства РБ | Уровень инфляции | |||||||
Государственное влияние в отрасли
| Динамика курса белорусского рубля к доллару США | |||||||
Государственное регулирование конкуренции в отрасли | Динамика ставки рефинансирования ЦБ РБ | |||||||
Динамика занятости населения | ||||||||
Платежеспособный спрос населения | ||||||||
Платежеспособный спрос главных потребителей продукта | ||||||||
Основные внешние издержки организации, в том числе: затраты на энергоносители, затраты на транспортировку, затраты на сырье и комплектующие, коммуникационные издержки | ||||||||
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции | ||||||||
| Новые положения Налогового кодекса | |||||||
Социум | Технология | |||||||
Изменения в базовых ценностях | Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий | |||||||
Изменения в уровне и стиле жизни | Новые продукты | |||||||
Изменение структуры доходов | Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации | |||||||
Изменение структуры расходов | Появление новых рекламоносителей | |||||||
Продолжение табл. 4 | ||||||||
Изменения основных потребительских предпочтений на продукт | Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком | |||||||
Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей | ||||||||
| ||||||||