Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения

 

Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.

Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.

Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.

 

Рис. 3 График кривой предложения

 

Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:

1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;

2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;

3. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;

4. технологические возможности производства;

5. уровень налогов и дотации;

6. перспективы развития отрасли;

7. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.

Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.

Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:

Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.

2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.

Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.

спрос предложение инфраструктура рынок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: