Основным мероприятием по увеличению производства хлебобулочных изделий является более рациональное использование производственной мощности.
Под производственной мощностью предприятия понимается «расчетный максимально возможный в определенных условиях объем выпуска продукции в единицу времени». Производственная мощность рассчитывается как максимально возможный в определенных условиях годовой (суточный, сменный) выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусматриваемых планом, при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей, с учетом применения передовой технологии и организации труда и в соответствии со сложившейся специализацией, кооперированием производства и режимом работы предприятия.
Производственная мощность предприятия определяется в тех же натуральных единицах измерения, в которых планируется и учитывается производство продукции на данном предприятии: тоннах.
Производственная мощность рассчитывается в соответствии с «Основными положениями по расчету производственных мощностей действующих предприятий, производственных объединений (комбинатов)».
|
|
Фонд времени работы оборудования принимается максимально возможным и рассчитывается исходя из:
- числа календарных дней в году;
- времени выходных и праздничных дней (вычитается);
- количества рабочих часов в сутки (24 часа в сутки для предприятий с непрерывным процессом производства);
- установленной продолжительности смен в часах;
- нерабочего времени в сокращенные смены в предпраздничные и предвыходные дни (вычитается);
- нормативного времени, необходимого для проведения плановопредупредительных ремонтов, проверок и осмотров оборудования (вычитается).
Использование производственной мощности на предприятии представлено в таблице 12.
Таблица 12 – Использование производственной мощности
Показатели | Годы | План 2011 г. | План в % к 2007 г. | ||
2005 | 2006 | 2007 | |||
Производственная мощность предприятия, т | 600 | 600 | 600 | 600 | 100 |
Фактический выпуск продукции, т | 281,3 | 334,8 | 357,7 | 480 | 134,2 |
Использование производственной мощности, % | 46,9 | 55,8 | 59,6 | 80 | 20,4 |
Из приведенных данных видно, что производственная мощность используется с каждым годом все лучше и процент использования ее в 2007 году составил 59,6%. Изучение возможностей предприятия свидетельствует о том, что использование производственной мощности может быть увеличено на 20,4%, что составит 80%, а производство хлебобулочных изделий на перспективу составит 480 тонн.
Для того чтобы реализовывать дополнительную продукцию, полученную за счет увеличения использования производственной мощности, необходимо искать и дополнительные рынки сбыта.
|
|
В настоящее время предприятие реализует продукцию преимущественно через магазины города и через собственную торговую сеть.
Выбор каналов реализации сказывается на расходах и прибылях. Предприятие, берущее на себя все функции, должно их и оплачивать, соответственно оно и получает все доходы.
Расчетные данные по каналам реализации представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Каналы реализации хлебобулочных изделий
Исходные и расчетные данные | Магазины города | Собственная торговая сеть | Посредник |
1. Производственная себестоимость 1 т, руб. | 9776 | 9776 | 9776 |
2. Затраты на перевозку 1 т, руб. | 98 | 162 | - |
3. Арендная плата 1 т, руб. | 64 | 64 | 64 |
4. Заработная плата продавцам 1 т, руб. | - | 500 | - |
5. Цена реализации 1 т, руб. | 10972 | 10972 | 10972 |
6. Коммерческая себестоимость 1 т, руб. | 9938 | 10502 | 9840 |
7. Прибыль 1 т, руб. | +1034 | +470 | +1132 |
8. Рентабельность 1 т, % | 10,4 | 4,5 | 11,5 |
Как видно из приведенных данных наиболее прибыльным и рентабельным вариантом является тот, по которому хлебобулочные изделия реализуются через посредника.
В настоящее время большинство производителей работают через посредников, которые доставляют товар на рынок и формируют канал распределения товаров (который также называют торговым каналом или маркетинговым каналом).
Канал распределения — это совокупность взаимозависимых организаций, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.
Производители, прибегающие к услугам посредников, получают определенные выгоды. Обращение к посредникам объясняется их непревзойденной эффективностью в доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно.
Роль канала распределения заключается в перемещении товаров от производителей к потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.
Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций.
- Информационную: сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах маркетинговой среды.
- Продвижения: разработка и распространение обращений к покупателям.
- Ведения переговоров: достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром.
- Заказа: заключение соглашений с другими участниками каналана предмет приобретения товаров у производителя.
- Финансирования: изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях канала.
- Принятия риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала.
- Владения товаром: последовательное хранение и перемещение продуктов, от склада производителя до конечных потребителей.
- Оплаты: перевод денег покупателя по счетам продавца через банки и другие финансовые учреждения.
- Передача титула собственности: передача прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.
Производителю, выпускающему всего лишь один продукт, обычно необходимы три канала: торговый, транспортный (канал доставки) и сервисный. Эти функции могут выполняться несколькими компаниями. Каждый из трех каналов улучшается с развитием технологии.
Главный вопрос состоит не в том, должны ли каналы распределения выполнять различные функции (безусловно должны), а в том, кто будет их осуществлять. Всем этим функциям присущи три общих свойства: используемые ресурсы ограничены; эффективность исполнения повышается благодаря специализации; они выполняются различными членами канала.
|
|
Если часть функций берет на себя производитель, его издержки увеличиваются, а следовательно, возрастают и цены на товары. При передаче некоторых функций посредникам затраты и цены производителя уменьшаются, даже с учетом того, что посредник взимает за свои услуги определенную плату. Следовательно, если посредники способны действовать более эффективно, чем производитель, конечная цена товара для потребителя снижается.
Так что ответ на вопрос о том, на кого возлагаются функции продвижения по каналам распределения, зависит от того, кто более эффективно и результативно выполняетих.
Таблица 14
Совершенствование структуры реализации хлебобулочных изделий
Каналы реализации | 2007 г. | План 2011 г. | ||||
Тонн | % | Прибыль, тыс. руб. | Тонн | % | Прибыль, тыс. руб. | |
Магазины города | 261,8 | 73,2 | +270,7 | 261,8 | 54,5 | +270,7 |
Собственная торговая сеть | 95,9 | 26,8 | +45,0 | 95,9 | 20 | +45,0 |
Посредники | - | - | - | 122,3 | 25,5 | +138,4 |
Итого | 357,7 | 100 | +315,7 | 480 | 100 | +454,1 |
Из таблицы 14 видно, что при расширении рынка сбыта продукции, предприятие получит дополнительную прибыль 138,4 тыс. руб. Через магазины города планируется реализовывать 54,5% производимой продукции, через собственную торговую сеть 20% и через посредников 25,5% или 122,3 тонны.
Увеличение производства продукции приведет и к изменениям в структуре себестоимости хлебобулочных изделий. С увеличением производства доля постоянных расходов на единицу продукции уменьшится, что приведет к снижению себестоимости продукции.
Затраты на содержание основных средств и затраты на организацию производства и управление в структуре себестоимости составляют 39,9%. Они являются постоянными расходами, то есть не изменяются от объема производства. На одну тонну эти затраты в 2007 году составляют 3901 руб., следовательно, на весь объем произведенной продукции общие постоянные издержки составили:
|
|
3901 руб. × 357,7 т = 1395,4 тыс. руб.
На перспективу при производстве 480 тонн хлебобулочных изделий на одну тонну они составят:
1395,4 тыс. руб.: 480 т = 2907 руб.
Таким образом, экономия от увеличения производства составит на одну тонну 994 рубля.
Планируемая структура себестоимости одной тонны хлебобулочных изделий представлена в таблице 15.
Таблица 15 – Структура себестоимости 1 т хлебобулочных изделий
Статьи затрат | 2007 г. | План 2011 г. | План к 2007 г., % | ||
руб. | % | руб. | % | ||
Сырье и материалы | 4194,1 | 42,9 | 4194 | 47,8 | 100 |
Затраты на оплату труда с начислениями | 1681,5 | 17,2 | 1682 | 19,2 | 100 |
Затраты на содержание основных средств | 166,3 | 1,7 | 124 | 1,4 | 74,6 |
Затраты на организацию производства и управление | 3734,5 | 38,2 | 2782 | 31,6 | 74,5 |
Итого | 9776,4 | 100 | 8782 | 100 | 89,8 |
Из таблицы 15 видно, что планируемая себестоимость снизится на 10,2% и составит 8782 рубля за одну тонну хлебобулочных изделий. Снижение произойдет за счет уменьшения расходов на содержание основных средств и затрат на организацию производства и управление.
Определим полную или коммерческую себестоимость одной тонны хлебобулочных изделий на перспективу.
Производственная себестоимость – 8782 руб.
Затраты на реализацию – 3% – 263 руб.
Инфляция 11% – 995 руб.
Итого – 10040 руб.
В связи с инфляционными процессами, происходящими в стране, соответственно возрастет и цена реализации одной тонны хлебобулочных изделий и составит:
10972 × 1,11 = 12180 руб.
Экономическая эффективность планируемых мероприятий представлена в таблице 16.
Таблица 16
Экономическая эффективность планируемых мероприятий
Показатели | В среднем за 3 года | 2007 г. | План 2011 г. | План к 2007 г., % |
Объем производства, т | 324,6 | 357,7 | 480 | 134,2 |
Использование производственной мощности, % | 55 | 59,6 | 80 | +20,4 |
Средняя цена реализации 1 т, руб. | 10587 | 10972 | 12180 | 111 |
Полная себестоимость 1 т, руб. | 9842 | 10089 | 10040 | 99,5 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 3434,6 | 3924,7 | 5846 | 149 |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. | 3194,7 | 3608,9 | 4819 | 133,5 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 239,8 | 315,8 | 1027 | 325,2 |
Уровень рентабельности, % | 7,4 | 8,8 | 21,3 | +12,5 |
Данные таблицы 16 показывают, что в результате намеченных мероприятий объем производства хлебобулочных изделий возрастет до 480 тонн, на 20,4% увеличится использование производственной мощности. Средняя цена реализации возрастет на 11%. Планируется незначительное снижение себестоимости одной тонны хлебобулочных изделий всего на 0,5%. За счет роста производства и цены реализации выручка от реализации увеличится на 49%. Полная себестоимость возрастет на 33,5%, а прибыль увеличится в 3,3 раза. Уровень рентабельности возрастет на 12,5% и составит 21,3%.
Выводы и предложения
Основной вид деятельности предприятия – производство хлебобулочных изделий. Пункты реализации продукции находятся на территории города.
В состав предприятия входят три цеха: хлебобулочный, макаронный и кондитерский.
Говоря о размерах производства можно заметить, что площадь предприятия составляет 1109 м2. Среднегодовая численность работников за анализируемый период изменилась незначительно. В 1,4 раза увеличилась стоимость валовой и товарной продукции, что связано не только с ростом цен, но и с увеличением производства продукции. В 1,3 раза возросла стоимость основных средств.
Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, который составляет 86,2%.
Анализ современного состояния производства хлебобулочных изделий показывает: объем производства увеличился в 1,3 раза. Использование производственной мощности в связи с этим возросло на 12,7% и составило в 2007 году 59,6%. На 5% произошел рост производственной себестоимости одной тонны, что связано в основном с удорожанием сырья и материалов.
Выручка от реализации растет более быстрыми темпами, чем полная себестоимость, в связи с этим предприятие от реализации хлебобулочных изделий постоянно получает прибыль, которая за анализируемый период возросла в 2 раза и составила в 2007 году 315,8 тыс. рублей против 157,6 тыс. руб. в 2005 году. На 3% увеличился уровень рентабельности с 5,8% в 2005 году до 8,8% в 2007 году.
В настоящее время хлебопекарные предприятия сталкиваются с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. Это и удорожание сырьевых ресурсов, и невозможность обновления оборудования в связи с их дороговизной, а также рост цен на электроэнергию и воду, высокий уровень налогообложения.
Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции, и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции, так как многие предприятия для увеличения своей прибыли или используют более дешевое сырье и низкого качества, или нарушают правила технологического процесса производства хлеба – что отрицательно сказывается на качестве готовой продукции.
Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
В результате намеченных мероприятий в курсовой работе планируется на перспективу довести объем производства хлебобулочных изделий до 480 т или увеличить его на 34,2% к уровню 2007 года, за счет увеличения использования производственной мощности на 20,4%.
Реализовывать дополнительно произведенную продукцию предлагается через посредников. За счет роста производства и цены реализации выручка от реализации увеличится на 49%, на 33,5% возрастет себестоимость, в 3,3 раза увеличится прибыль, и уровень рентабельности составит 21,3%.
Список использованной литературы
1. Абельцева Н.Б. ЗАО «Белый хлеб»: вчера и сегодня.// Хлебопечение России. – 1999. - №5. – с. 12-14.
2. Афанасьева Г.А. Адаптация хлебопекарной промышленности РФ к условиям рынка: Автореф. дис. канд. техн. наук / Моск. гос. акад. пищ. пр-в. – М., 1999. – 24 с.
3. Буробин Д.Е. Сырьевая база хлебопекарной промыщленности.// Хранение и переработка сельхозсырья. – 2004. - №1. – с. 15-16.
4. Бутковский В. Институт перерабатывающей промышленности – составное звено отраслевой науки и практики. // Хлебопродукты. – 1999. - №5. – с. 7-11.
5. Гапоненко Е.В. Особенности калькулирования себестоимости продукции на хлебозаводах и пекарнях. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2000. – №3. – с. 56-57.
6. Корячкина С.Я., Кузнецова Е.А. Совершенствование технологии и повышение пищевой ценности хлеба из целого зерна. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2003. - №1. – с. 42-45.
7. Косован А.П. Концептуальные подходы и резервы обновления материальной базы хлебопечения. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2003. - №1. – с. 6-9.
8. Косован А.П. Проблемы планирования хлебопекарного производства в условиях рынка. М. -: Изд. Комплекс МГУПП, 1999. – 290 с.
9. Косован А.П., Чебенко Н.Т. Ресурсосберегающие технологии в хлебопечении. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 1999. - №10. – с. 35-38.
10. Костюков Д.Б. Методические основы стратегического управления формированием ресурсного потенциала хлебопекарных предприятий. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2002. - №11. – с. 12-16.
11. Магомедов М.Д., Мячин М.В. Современный механизм максимизации прибыли для кондитерских предприятий. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2004. - №1. – с. 13-14.
12. Маргулин Е.И. Методы управления закупочной ценой хлебопродуктов. // Хранение и переработка сельхозсырья. 2002. - №11. – с. 10-12.
13. Минаева Е.В. Научно-теоретические принципы развития предприятий хлебопродуктового комплекса. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2003. - №9. – с. 7-11.
14. Мухина Д.В. Теневой оборот в хлебопекарной отрасли. // Аспирант и соискатель. – 2003. - №3. – с. 26-29.
15. Поландова Р.Д. Ухудшение качества и расширение ассортимента хлебопекарной продукции. // Техника и оборудование для села. 2001. - №3. – с. 15-18.
16. Соколова Т.В. Маркетинговое исследование сбытовой сети хлебобулочных изделий. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №4. – с. 27-34.
17. Соколов В.А., Жидков. С.А. Состояние рынка зерна и хлебопродуктов в Тамбовской области в 1999-2000 г. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2000. - №5. – с. 55-58.
18. Ушаков А.П. Рыночные проблемы хлебопекарной промышленности Москвы. // Хранение и переработка сельхозсырья.. – 2003. №11. с. 14-16.
19. Челленский Л.С. Условия, обеспечивающие экономический рост. // Хлебопечение России. – 1999. - №4. – с. 9-10.
20. Шифман З.Б. Формирование хозяйственного механизма хлебопекарных предприятий при переходе к рыночной экономике. // Хранение и переработка сельхозсырья. – 1999. - №8. – с. 12-17.
21. Экономика пищевой промышленности / Под ред. О.В. Василенко. – М.: Агропромиздат, 1999. – 398 с.