Глава 3 Развитие туризма в Скандинавских странах на современном этапе

 

В данной части своей работы я бы хотел проанализировать выше изложенную информацию, выделить положительные и отрицательные стороны отдыха и туризма в рассматриваемых странах, перспективы развития и способствующие этому факторы.

Скандинавия - это четыре прекрасных страны - Швеция и Финляндия, Дания, Норвегия.

Швеция - это оживлённые города и небольшие деревушки, озёра и пороги бурных рек, высокие горы и шхеры в виде тысяч небольших островов. Неповторимое многообразие природы предстаёт в своей первозданной красоте в Стокгольмском национальном парке с уникальным животным и растительным миром.

Дания - старейшее в мире королевство, расположенное на севере Европы между Северным и Балтийским морем. Удивительно почему страна относится к Скандинавии - ведь она даже не находится на полуострове. С точки зрения культуры Дания является мостом между Скандинавией и остальной частью Европы.

Норвегия - страна живописных фьордов и величественных гор, овеянных легендами уютных городов и сказочных троллей которые прорыли туннели соединяющие многочисленные острова. Здесь можно отдыхать в любое время года: каждое время года в этой северной стране обладает своими особенностями и своим очарованием.

Финляндия - страна голубоглазых блондинок и сотовых телефонов, открывающая возможности путешествий по нехоженым тропам и одновременно предлагающая размещение в современных комфортабельных отелях.

Скандинавия является одним из главных регионов Европы в сфере международного туризма. Здесь сложились наиболее благоприятные социально-экономические, политические, культурно-исторические и транспортные предпосылки. Европа располагает благоприятными рекреационными ресурсами для развития международного туризма.

На развитие туристического хозяйства страны положительно воздействуют следующие экономико-географические факторы:

1. выгодное экономико-географическое положение (близкое расположение к другим европейским государствам, а также приморское положение);

2. высокий уровень экономического развития страны;

3. сравнительно высокий средний уровень жизни населения;

4. высокая плотность населения, особенно городского, и растущая урбанизация;

5. густая сеть путей сообщения на территории и хорошие транспортные связи с другими регионами мира;

6. относительно низкая стоимость проезда из одной страны в другую;

7. развитая туристская инфраструктура, прежде всего высокая степень развития фонда размещения туристов;

8. большой опыт организации туризма.

Развитию международного туризма в Скандинавских странах способствует традиционная организация здесь большинства международных мероприятий (конгрессов, съездов, конференций, семинаров, симпозиумов, фестивалей, спортивных соревнований и др.).

Туристы из европейских стран вообще сравнительно мало выезжают за пределы Европы. Это объясняется, прежде всего, сравнительно высокими транспортными расходами на дальние переезды (особенно высоки цены билетов на самолеты, следующие за пределы Европы, за исключением трансатлантических линий) и малыми льготами на авиационном транспорте. Поэтому увеличивается рост туристских потоков европейцев в соседние страны- центры туризма. Также туристов, и не только европейских, сервис и дешевые услуги являются положительными аргументами в пользу путешествия в данные странны.

Примечательно, что потоки туристов, отличаясь определенной стабильностью, все-таки имеют существенные колебания по интенсивности и направлениям. Так в Финляндии во время новогодних и рождественских праздников наблюдаются напряженные потоки туристов, вследствие этого предпринимаются попытки направить их в периферийные туристические центры. В Швецию и Данию едут на каникулы и отпуска зимой и весной на горнолыжные курорты. В Норвегию летом – на рыбалку. Отсюда следует, что уровень развития туризма в странах неодинаковый.

Для широкого развития туризма самыми важными являются социально-экономические факторы. Понятно, что для осуществления туристского путешествия необходимо иметь определенную сумму денег, свободное от работы время. Среди социально-экономических факторов развития туризма большое значение имеет получение доходов и выгод от туристического хозяйства.

Транспорт является одним из важных факторов, непосредственно способствующих развитию туризма. Коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Наличие удобных, быстрых и сравнительно доступных транспортных средств для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовало развитию туризма. Заметно снизились затраты времени на поездки от места жительства в туристические районы, что позволяет отдыхающим экономить значительную часть своего свободного времени. Это коренным образом изменило представление о целесообразности туристских путешествий на дальние расстояния. Вместе с тем быстроходные и комфортабельные виды транспорта позволяют в сравнительно короткий промежуток времени охватить большое количество туристических объектов, разбросанных в разных географических районах. Повышение скоростей передвижения будто бы раздвинуло границы отпуска, а точнее сэкономило время туриста в среднем на два дня, т. е. на 9—11 %.

На развитие туризма постоянное влияние оказывают демографические факторы, в частности, рост народонаселения земного шара увеличивает мировой туристский потенциал. В туристский оборот вовлекаются все новые и новые людские резервы. Одновременно с ростом народонаселения беспрерывно увеличивается плотность населения многих районов планеты, что ведет к усилению миграционных процессов, одной из форм которых является туризм. Так, из европейских стран, которые имеют повышенную плотность населения, туристские потоки за границу интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения.

В последние годы на развитие туризма большое влияние оказывает процесс урбанизации. Человек все чаще стремится для отдыха, восстановления сил и оздоровления отправиться за город на лоно природы. Особенно заметны значительные потоки туристов из больших городских агломераций. С углублением процесса урбанизации заметна тенденция возрастания интуитивного стремления человека к природе.

Увеличение средней продолжительности жизни населения позволило шире привлекать в туристское движение людей пожилого возраста. Положительно влияет на развитие туризма все большее участие в туристском движении женщин и молодежи.

На относительно небольших по размеру территориях Норвегии, Дании, Финляндии и Швеции нашлось место обширным лесам и природным заповедникам, живописным горам, рекам, минеральным и целебным источникам, которые предопределили появление многочисленных и широко известных зон отдыха и курортов. Многочисленных туристов привлекают горы, здесь прекрасные условия для охоты и рыбной ловли.

Скандинавские страны насыщены историческими местами, памятниками архитектуры, причем хорошо сохранившимися и доносящими до нас шелест веков.

У иностранных туристов большой интерес вызывают фольклор, национальные виды искусства — музыка, народные танцы, балет, театр, живопись, скульптура. Они знакомятся с народным творчеством, посещают разнообразные фестивали, выставки, ярмарки, спортивные соревнования.

Значительное влияние на развитие туризма оказывает все возрастающее научно-техническое сотрудничество ученых и специалистов стран мира с разными социально-экономическими системами.

Наш ближайший сосед - Финляндия, а также близкие нам территориально и исторически страны Скандинавии: Швеция, Норвегия и Дания становятся все более популярным объектом туризма.

Богатое историческое и культурное наследие, неповторимые красоты северной природы, экологическая чистота и безопасность, высокий уровень жизни и сервиса каждый год вдохновляют сотни тысяч людей на путешествие на север Европы: в страны Скандинавии.

Съездить на несколько дней в соседнюю Финляндию, посетить великолепную столицу Швеции – Стокгольм или Дании – Копенгаген, отправиться в незабываемое путешествие по Норвегии и увидеть жемчужину этой страны – норвежские фьорды, отдохнуть в комфортабельном коттедже посреди нетронутой природы, попробовать что такое настоящая рыбалка по-скандинавски или покататься на горных лыжах на одном из горнолыжных курортов… Выбор – велик.

Каждый год, чем ближе к 31 декабря, тем чаще на сайтах туроператоров напротив новогодних и рождественских туров появляется фраза «продажа закрыта». На финском и скандинавском направлении красный свет загорелся, похоже, уже давно. В чем причины остановки продаж и все ли так печально, как кажется? - Первое, и это отмечают многие туроператоры и не только на данном направлении – существенно увеличилась глубина продаж. Если в прошлом сезоне основные продажи прошли в ноябре, то в этом году более 50% объема было закрыто еще в октябре. Согласитесь, увеличение глубины продаж почти на месяц – явление значимое для рынка. Во-вторых, в этом сезоне как никогда возрос спрос на коттеджи в Финляндии. Увеличилось количество самостоятельных путешественников, тех, кто отправляется в Финляндию на своей машине. Все больше туристов предпочитают встречать Новый год и Рождество семьей или большой компанией, Новый год в ресторане отеля их уже не прельщает, и коттеджи для них в данном случае - действительно прекрасный вариант.

Что касается Скандинавии, то можно смело говорить об увеличении спроса. Уже который год прослеживается одна и та же тенденция: рождественские туры продаются значительно лучше новогодних. Этот сезон также не стал исключением.

По экспертным оценкам, объем данного сектора туристического рынка в грядущем сезоне составит около 140 тыс. человек, что на 15-20% больше, чем в 2003 году. В денежном выражении объем горно-лыжного туррынка в России за прошлый сезон (анализируя который специалисты делают сейчас прогнозы на будущий) вырос как минимум на 50% по сравнению с сезоном 2002/2003 года и составил около 100 млн. евро.

Горнолыжников не испугал даже рост курса евро, из-за чего цены выросли примерно на 20%. Подорожание горно-лыжных программ ожидается и в этом сезоне - в среднем на 10-15%, и теперь уже не из-за евро, а из-за увеличения стоимости авиационного топлива.

Что касается наплыва туристов, то, как считают эксперты, столь бурного роста рынка, как в прошлом году, сейчас ожидать уже не приходится. Максимум, на что могут рассчитывать туроператоры, - это 15-20-процентное увеличение продаж по сравнению с прошлым сезоном. Рейтинг популярности направлений, скорее всего, тоже не претерпит значительных изменений. Лидером, как и в прошлом году, наверняка окажется Австрия, за ней - Андорра, Франция, Италия. По прогнозам аналитиков, подрастет интерес к курортам Скандинавских стран - Швеции, Финляндии и Норвегии, которые наши туристы открыли для себя всего 2-3 года назад.

Среди профессиональных горнолыжников, избалованных Альпами, долгое время бытовало мнение, что на скандинавских горно-лыжных курортах им делать нечего. Но когда в 2001 году в шведском Оре были проведены финальные соревнования на Кубок мира по горным лыжам, всякая предвзятость в отношении этих мест исчезла. Маститые горнолыжники потянулись в Оре и убедились, что здесь все "как в лучших домах Европы", но при этом цены примерно на 20% ниже, чем на альпийских курортах.

Большим плюсом является также вся скандинавская атрибутика, которая включает и поездки на собачьих и оленьих упряжках, и сафари на мотосанях.

В 2007 году в Оре будет проходить чемпионат мира по горно-лыжному спорту. Здесь строятся современные гостиницы, открываются новые подъемники, реконструируются старые. Для любителей сноубординга открыты все трассы, но дополнительно есть Fun Park и специальный желоб Snow-cross.

Курорты Скандинавии славятся прекрасной инфраструктурой и высоким уровнем обслуживания в отелях. В какой еще стране можно попариться в индивидуальной сауне, не выходя из собственного номера?

Специалисты прогнозируют увеличение туристских маршрутов в этом году, по Скандинавскому направлению не меньше, чем на 20-25%, а возможно, и значительно выше. Это равномерный и закономерный подъем: Финляндия известна как направление семейного отдыха, которое с каждым годом становится все более популярным. Все популярные курорты страны подразумевают отдых с детьми: это и поездки в гости к Санта Клаусу, и лапландские экскурсии с катанием на оленьих и собачьих упряжках, шоу троллей и ужином с шаманом, и отличные горнолыжные курорты.

Какие туры и регионы наиболее популярны у российских туристов?

Несомненно, лидером здесь является Лапландия. Потому что именно здесь живет Санта Клаус, здесь самый большой выбор лапландских экскурсий, начиная от катания на оленьих и собачьих упряжках и заканчивая ужином в ледяном ресторане, здесь же отличные горнолыжные курорты.

И конечно, такие названия как Рованиеми, Леви, Куусамо и Каяни у всех на слуху. Туры в эти регионы самые популярные, они же и «распродаются» быстрее всех. Места в некоторые популярные отели Рованиеми, закончились, например, еще месяц назад.

И все-таки, Скандинавье – продукт достаточно редкий, пика своей популярности достигает только в период новогодних елок.

Вывод: Скандинавье является одним из главных регионов Европы в сфере международного туризма. Многочисленных туристов привлекают горы, озера, леса. Здесь прекрасные условия для охоты и рыбной ловли. Иностранные туристы из Франции, Германии, Австрии, стран Восточной Европы приезжают на охоту в живописные места. Развитию международного туризма в данных странах способствует традиционная организация здесь большинства международных мероприятий (конгрессов, съездов, конференций, семинаров, симпозиумов, фестивалей, спортивных соревнований и др.).

 



Заключение

 

Скандинавия остается устойчивым направлением на российском туристическом рынке. Этому способствует прежде всего удобное расположение стран региона - благодаря многочисленным паромным рейсам достичь берегов Швеции, а также Норвегии и Дании можно, избежав авиаперелетов. Соседняя Финляндия для части наших туристов уже стала своеобразной «летней дачей» - чистой, уютной и безопасной. Пожалуй, из всех северных стран лишь Исландия пока остается местом исключительно индивидуального и достаточно экзотического познавательного туризма, но туроператоры отмечают значительный рост интереса и к этому необычному краю.

Безусловно, Скандинавия за последние годы набрала обороты и стала одним из центров международного туризма.

Сегодня миллионы туристов выбирают туры в Данию, Норвегию, Финляндию, Швецию, привлекаемые возможностями самого разнообразного отдыха - от познавательного в Дании до увлекательных путешествий на север Финляндии в собачьих упряжках. Скандинавия - это регион контрастов, которые каким-то таинственным образом связываются воедино и формируют совершенно особенный, миролюбивый характер четырех замечательных стран.

Путешествовать по Скандинавии - значит открыть для себя часть Европы.

Вывод: Таким образом, Скандинавский регион является одним из центров международного туризма и весьма перспективна как дестинация для таких видов туризма, как горнолыжный, познавательный, экологический, в том числе для турфирм из России и стран СНГ.

 


Список литературы:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник/А. Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2002, 470 с.

2. Журнал «Турбизнес» №7 (76), май 2003, 80 с., ст. Скандинавия в России, автор Анастасия Грачева.

3. Журнал «Лиза», 30/2000, ст. «Самый живописный остров Дании Борнхольм», автор Татьяна Лазуткина, 55 с.

4. Журнал «Профиль», N 40 (407), Ноябрь 2004, ст. «Русская лавина», автор Инна Коломейская.

5. Каталог «Kosta Cruises», 2003, 112 с.

6. CD-диск “Энциклопедия туризма”, издательство “Медиа 2000”, 2000.

7. Черников, Г.П. Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики: пособие /для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. — М: Дрофа, 2006. -415 с.

8. www.ice-nut.ru

9. www.kapitan.ru/strany

10. www.krugosvet.ru

11. www.mp-studio.ru/dania_dost.

12. www.santapark.com

13. www.scandtravel.ru

14. www.stockholm.ru

15. www.svali.ru/catalog

16. www.profile.ru

17. www.visitfinland.ru

18. www.vtur.ru

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: