Оптимизация сбытовой деятельности фирмы, оказывающая фармацевтические услуги

Итак, теперь рассмотрим вопрос об оптимизации сбытовой деятельности учреждения, оказывающим фармацевтические услуги на примере аптечной сети «Живика».

Рассмотрим основные понятия данного направления:

Фармацевтическая деятельность – деятельность, осуществляемая, предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

Аптечное учреждение – организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление о отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К ле5карственным средствам также относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы или принятый органом власти.

Технический регламент – нормативно-технический документ, который устанавливает характеристики продукции (услуги) и связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Аптечная сеть «Живика» - одна из крупнейших сетей Екатеринбурга и Свердловской области. В Екатеринбурге «Живика» покрывает практически все районы, а в области она представлена в таких городах, как Богданович, Качканар, Первоуральск, Среднеуральск, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Серов, Невьянск, Нижний Тагил и во многих других. В дальнейших планах данной сети - открытие значительного числа новых аптек, как в Екатеринбурге, так и в области, увеличение ассортимента, доведение качества обслуживания до совершенства.

На фармацевтическом рынке они работают с 1998 года. История развития аптечной сети «Живика» началась с небольшой аптеки на ул. Победы на Уралмаше. Месяцем позже была открыта еще одна аптека на улице Крауля. Рынок розничной торговли фармпрепаратами тогда только формировался, однако у них уже была четкая стратегия развития. Упор был сделан на внимательное отношение к каждому покупателю, удобное расположение, широкий ассортимент, развитую сеть услуг. Накопленный опыт оптовой торговли (а они являются частью крупнейшего фармацевтического холдинга «АС-Бюро») позволил им сохранять предельно доступные цены. Эта стратегия принесла свои плоды - на сегодняшний день сеть «Живика» насчитывает несколько десятков аптек в Екатеринбурге и области. Кроме того, они одними из первых перешли на систему самообслуживания, когда можно «вживую» посмотреть товар и наедине пообщаться с консультантом. Такой формат работы аптеки в первую очередь удобен для самого покупателя, ведь возможность «познакомиться» с препаратом самостоятельно во многом определяет уверенность покупки. Также в состав данной сети входит Интернет-аптека. Этот формат работы крайне удобен для современных динамичных людей. Нет никаких ограничений: можно увидеть ассортимент всех аптек, без труда найти необходимый препарат, заказать его с доставкой или забронировать в удобной аптеке. В этих аптеках регулярно проводится обучение персонала для повышения уровня знаний и квалификации. В «Живике» все современные компьютерные технологии, позволяющие повысить качество и скорость обслуживания покупателей.

Основной целью деятельности является достижение двух главных результатов: маркетингового (удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи) и экономического (поддержание рентабельности деятельности).

Реализация цели обеспечивается выполнением ряда функций, направленные на конечного потребителя и развитие организации, относятся:

· логистическая – управление товарными запасами;

· сбытовая – реализация товаров и услуг;

· производственная;

· информационно-консультационная;

· медицинская;

· аналитическая – анализ хозяйственно-финансовой деятельности;

· управление процессами;

· контрольная – слежение за качеством процедур;

· коммуникативная;

· информационные и рекламные услуги.

Аптечная сеть «Живика», осуществляет свою деятельность на основании лицензии на фармацевтические услуги, выданной в установленном порядке. Так же деятельность обеспечивается путём регламентации, то есть установления определённого порядка работы каждого элемента (структурного подразделения). Принцип регламентации означает установление и строгое соблюдение определённых правил, положение, указаний, инструкций, нормативов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность персонала. Для этой цели разработано положение о структурном подразделении – документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности каждого структурного подразделения.

За годы работы аптечная сеть «Живика»заслужила не только уважение и любовь покупателей, но и многочисленные награды, которыми они по праву гордятся.
В профессиональном конкурсе «Аптека года»много лет подряд они занимаю призовые места:

«Аптека 1999» — 2 место;
«Аптека 2000» — 2 место;
«Аптека 2001» — 3 место;
«Аптека 2002» — 1 место.

В 2002 -м в областном конкурсе «Лучшая аптека, обслуживающая население»они заняли первое место в номинации «Аптека высоких социальных гарантий».
В 2004 году одна из их аптек, по адресу: Грибоедова, 20, была награждена почетной грамотой администрации города за лучшее оформление торгового зала среди всех торгующих организаций Екатеринбурга.
В 2005 году они получили первое место за качество продаж фармпрепаратов, в конкурсе, проводимом городским комитетом по защите прав потребителя.
Аптечная сеть «Живика» активно участвует в благотворительных программах, оказывает материальную помощь больницам, обществу инвалидов.
Они не останавливаются на достигнутом, впереди новые достижения и новые награды. Главная награда для них — здоровье и хорошее настроение покупателей.

Они команда единомышленников, АСов фармацевтического бизнеса. Помогают людям сохранять здоровье, сознают свою ответственность за качество и доступность лекарств, которыми они обеспечивают своих покупателей.
Они стремятся, используя новейшие технологии, сделать работу с клиентами максимально удобной, быстрой и приносящей удовольствие.
Они поддерживают у своих сотрудников высокий жизненный уровень и уверенность в завтрашнем дне.

Они гарантируют жителям Урала отсутствие фальсификатов, благодаря сотрудничеству с ведущими мировыми производителями и в содружестве с компаниями, составляющими холдинг АС-Бюро.

Они осуществляют свою деятельность легально и в соответствии с правилами деловой этики, выполняя обязанности перед обществом и государством.

Они уважают каждого сотрудника, совмещая интересы организации и личности. Они постоянно развиваются, с уверенностью смотрят в завтрашний день и хотят, чтобы их дело продолжали их дети и внуки.

· «Живика»— крупнейшая частная региональная аптечная сеть, ежегодно увеличивающая количество своих аптек по всему УрФО. Они стремительно развиваются. Большая сеть аптек — это крупные поставки и демократичные цены.

· «Живика»— это гарантированное качество препаратов, обеспечиваемое многоступенчатой системой проверки качества, сертификации и работы с поставщиками. Абсолютная гарантия отсутствия фальсификата.

· «Живика»— это новый формат работы с клиентом — аптеки самообслуживания, когда любой товар можно посмотреть «вживую». Плюс, как обычно, грамотные консультации опытных фармацевтов.

· «Живика»— это множество дополнительных услуг для клиентов.

· «Живика» — это удобная система бронирования препаратов, когда можно на сутки забронировать любые препараты в любой аптеке "Живика" в нужном количестве и по фиксированной цене, услуга, позволяющая как по телефону, так и с сайта аптеки «Живика» забронировать необходимые лекарства в любой из аптек.

· «Живика»— это удобная и бесплатная система доставки, когда лекарства привозят на дом, что тоже очень кстати, особенно во время болезни вы заказываете по телефону или с сайта курьерскую доставку лекарств, опытные фармацевты проконсультируют вас по телефону.

· «Живика»— это услуга «Анонимный товар», когда товары, например, интимного свойства можно приобрести абсолютно конфиденциально, в непрозрачной упаковке.

·  «Живика» это отпуск лекарств по льготным и бесплатным рецептам — некоторые их аптеки осуществляют отпуск лекарств по льготным рецептам. В рамках: областной программы «Доступные лекарства», обеспечивающей отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей и Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 22.08.2004 г.), по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

· «Живика» - это бесплатные издания — с которыми можно ознакомиться, они распространяются в аптечной сети «Живика». Такими как: «Уральская медицина» — единственная газета на территории Свердловской области, целиком и полностью посвященная разнообразной информации о здоровье и развитии детей. В качестве авторов на ее страницах выступают многие известные специалисты в своей области.

·«Российская диабетическая газета» — газета, как ясно из названия, адресованная читателям, больным сахарным диабетом и членам их семей. В ней подробно освещаются все медицинские новинки, новые препараты, научные исследования в данной области и другая актуальная информация. Приводятся практические советы. Газета делает все возможное, чтобы читатели и члены их семей могли вести полноценную и активную жизнь, успешно побеждали болезни и ее последствия.

Журнал Health & wealth — потребительский гид по фармацевтическому рынку и рынку медицинских услуг. Журнал уделяет большое внимание просветительской и образовательной сторонам здорового образа жизни, рассказывает о новых препаратах и методах лечения. Зарубежный аналог известного в России журнала «Здоровье».

· «Живика»— это оплата лекарств и товаров по пластиковым картам.

· «Живика» - это горячая линия — их консультанты, опытные фармацевты, всегда готовы проконсультировать Вас. Вы можете спросить о применении тех или иных лекарственных препаратов, их наличии в их аптечной сети и ценах.

· «Живика» как было сказано выше имеет целую программу в отношении системы скидок.

В аптечной сети «Живика» используются следующие системы скидок:

От условий оплаты труда - Заказ на дом при сумме заказа от 400 рублей они бесплатно и оперативно доставляют клиентам необходимые препараты в любую точку Екатеринбурга и в города-спутники.

При бронировании лекарств через интернет – аптеку клиенты получают 7%-ую скидку от цены в аптеке.

Так же накопительные скидки - Дисконтная карта «Живика».

Дисконтную накопительную карту «Живика», можно приобрести за 30 рублей в сети аптек «Живика», при этом необходимо заполнить анкету постоянного клиента.

Дисконтная карта «Живика» изначально имеет 0% скидки, но позволяет накапливать по 0,1% скидки на каждые потраченные 100 рублей в аптечной сети «Живика», либо скидка становится равной 5% при разовой покупке в 2000 рублей,  позволяет не только накопить скидку до 5%, но и получить скидку от 3% до 10% более чем в 70 предприятиях города Екатеринбурга. Таких как АЗС «Лукойл», сети салонов оптики «Окулист» и «Оптик Хаус», сеть салонов косметологии «Линлайн», клиника современной косметологии «Эсти Лайн», сеть универсамов «Звездный», магазин товаров для активного отдыха «Триал Спорт», фитнес центр «World Gym», сеть автомагазинов «Олми» и многие др.z. Этот список постоянно пополняется.

 

Пенсионерам скидка 5% - ежедневно до 12 часов, в воскресенье целый день.

Аптечная сеть систематично проводит различные акции, например, Купи косметику «КОРА» - получи ПОДАРОК!

Маркетологи компании выявили четыре основные правил поведения с потребителем:

Знать покупателя лучше, чем он сам себя, что достигается лишь исследовательским путем.

Управленцы должны проводить время за раздумьями о покупателях. На собраниях менеджеров ключевым вопросом стал вопрос о потребителях.

Улучшение обслуживания покупателей за счет прогрессивной и бонусной систем оплаты труда.

Относиться к сотрудникам так, как хотелось бы чтобы они относились к покупателям.

Рассмотрев динамику развития аптечной сети «Живика» можно сделать вывод, что потенциалы развития очень большие. Систематически происходит прирост прибыли (с 15% в начале работы до 40% в настоящий момент). Это происходит за счёт рекламы, информационного обмена, качественного обслуживания и правил мерчандайзинга – это совокупность мероприятий, направленных на увеличение объёма сбыта в месте продаж:

· концепция места;

· внешний вид аптечной организации;

· атмосфера торгового зала (интерьер, размер, планировка, распределение площадей, оборудование и оснащение рабочих мест, освещение, цвета, используемые в интерьере, температура внутри помещения запахи и другое);

· реализация отдельных правил и принципов торговли;

· обучение специалистов навыкам продаж.

Требования к аптечным организациям сконцентрированы в таких критериях, как гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям внешней и внутренней среды, эффективность деятельности.

Так же из всего вышеизложенного можно однозначно сказать, что аптечная сеть «Живика» - это розничная торговля, при которой товар из сферы обращения переходит в сферу потребления, для личного использования.

Ассортимент полностью соответствует целям и стратегии предприятия (о чём более подробно рассказано в теоретической части), напрмер:

· противопростудные препараты;

· средства от насморка;

· лечебная косметика;

· витамины;

· средства от кашля;

· средства от боли в горле;

· зубные щётки и многое другое.  

Полученная информация подтверждает, что аптечная сеть «Живика» поддерживает необходимые товары запасов, полностью происходит перекрытие потребностей целевых групп покупателей (в данной сети систематично появляются новые товары: аналогичные другим, а так же более эффективные). Они стараются оставить на «прилавках» только те препараты, которые пользуются большим спросом, отсюда вытекает, что аптечная сеть получает больше прибыли, тем самым реализуя одну из поставленных целей.

Маркетинг продвижения товара осуществляется путём рекламы: интернет, различного рода брошюры, журналы, в которых решаются основные вопросы – этот товар благоприятен, полезен и необходим населению (здоровье важный фактор жизни населения), тем самым реализуя ещё одну цель аптечной сети. Аптечная сеть «Живика» разработала свою программу «Корпоративный клиент».

Забота о здоровье персонала – важный шаг к увеличению конкурентоспособности в условиях финансового кризиса. Это очень интересный и необычный вариант продвижения товара.

Цель программы: увеличение трудового потенциала работника и повышение конкурентоспособности предприятия.

Основными направлениями программы являются:

Страховая медицина. Прямые поставки аптечного ассортимента в медицинские пункты, профилактории, фельдшерские пункты, оздоровительные центры и другие специализированные подразделения Вашего предприятия.

Обеспечение предприятия качественными вакцинами в целях иммунопрофилактики.

Создание индивидуального комплекса "офисная аптечка».

Данная программа подтверждает удобство работы с данной сетью, а так же её эффективность.

 Для подтверждения указанной информации аптечной сети «Живика» в рамках курсовой работы был использован опрос директора аптечной сети «Живика» Кадочниковой Елены Ивановны. Придём примеры некоторых из них:

В аптечную сеть «Живика» пришла в 1998 году - в первый же год ее существования на должность заведующей аптеки на Крауля, 82. В тот год аптечная сеть состояла всего из трех аптек и аптеки назывались «АС-Бюро плюс».

Во время работы получила первую ступень Открытого Университета Великобритании «Линк» по специализации «Управление предприятием»

С 2003 года по настоящее время является директором аптечной сети «Живика», которая к 2008 году стала одной из крупнейших аптечных сетей в Свердловской области. Сейчас в составе сети 52 аптеки.

Вопрос:

Удобно, что по дисконтной карте Вашей сети можно получить скидку во многих предприятиях города. Я например регулярно пользуюсь ей на Лукойле и в некоторых медицинских центрах. Но хотелось бы, чтобы количество мест, где предоставлялась скидка было больше, размер скидки тоже. Планируете ли Вы развивать это направление?

Ответ:

Мы уделяем много внимания значимости нашей дисконтной карты для клиента, поэтому в этом году особенно плотно начали работу в направлении предоставления скидок по карте "Живика". Предприятия, кого замечали на многократном отказе от скидок, хотя таких было и немного, мы исключили из списка и заменили их на другие, более лояльные к клиентам. Таким образом, теперь мы можем гарантировать нашим клиентам предоставление скидок по карте "Живика" в тех торговых точках, которые указываем в наших буклетах и на этом сайте. Не так давно нам удалось договорится о предоставлении скидок нашим клиентам в сети магазинов "Эолис", магазине "Дом Книги", медицинском центре "Магнифика" и др. Буклеты с новым списком точек можно будет взять в наших аптеках в декабре.

Вопрос:

Елена Ивановна, как будут расти цены на лекарства в будущем году? Какие препараты станут самыми дорогими?

Ответ:

В Свердловской области существует закон об ограничении розничной наценки на лек. Средства (25% импорт, 30% отечество). Аптеки не смогут увеличить цену на лекарства. Если цены и будут расти, то по инициативе производителей. Но на сегодняшний день, я не думаю, что в этом плане произойдет что то экстраординарное. Новые эффективные препараты будут дорогими, старые аналоги начнут дешеветь.

Вопрос:

Елена Ивановна, как ваше предприятие встретило кризис? Какие антикризисные меры проводит руководство? Будут ли сокращения персонала? Будут ли открываться новые аптеки?

Ответ:

Наше предприятие встретило кризис спокойно. Мы будем работать без изменения своих стратегических планов в направлении развития предприятия. Сокращений персонала не будет. Новые аптеки откроются в плановом порядке.

Также были выявлены следующие конкурентные преимущества:

· широкий ассортимент предлагаемых товаров;

· возможность ценового маневра;

· штат квалифицированных сотрудников.

 

Таким образом, на основании опроса можно подвести итоги: наиболее полное удовлетворение потребительского спроса по определенной группе товаров за счет максимально качественного обслуживания и наличия большого ассортимента товаров.

 











Заключение

В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без оптимизации сбытовой деятельности. Сбыт напрямую связан с понятием прибыли, а прибыль – это основная цель предприятий.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему фирмы. Поскольку фирма является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует.

Как отмечают различные авторы, оптимизация сбытовой деятельности имеет для любой фирмы важное значение. Главным источником доходов любой фирмы является сбыт ее продукции, поэтому особое внимание руководства фирмы должно уделяться оптимизации сбытовой деятельности. В этой связи, в курсовой работе сделано следующее.

1. Сформулированы основные понятия оптимизации сбытовой деятельности: сбыт (стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом), система скидок (какие системы используются в аптечной сети «Живика» и какие преимущества они дают клиентам), ассортимент (приведены виды распространяемого товара), сбытовая политика фирмы, а также маркетинговое продвижение товара, на основе теоретических исследований. Сформулированы правильные подходы в обращении с потенциальными клиентами аптечной сети «Живика», которые заключаются в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребительский спрос по определенной группе товаров за счет максимально качественного обслуживания и наличия большого ассортимента товаров.

2. На основе теоретического анализа продвижения товара аптечной сети «Живика» сделаны выводы, что реклама, скидки, акции и интернет являются основным распространением информации для потребителей. Данные сведения являются доступными и важными для потребителей. Без рекламы не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения. 

  Так же можно сделать вывод, что расширение аптечной сети «Живика» позволит им обеспечить доступные цены и широкий спектр услуг для уважения покупателей. Аптечный рынок Екатеринбурга довольно плотно поделен между уже существующими операторами, но в области еще есть возможность для открытия сети новых аптек

Все приведённые данные подтверждены и сделаны на основе данных опроса директора аптечной сети «Живика» Кадочниковой Елены Ивановны.

В данной работе рассмотрено достаточное количество вопросов, позволяющих познать основы оптимизации сбытовой деятельности и прийти к выводу, что сбыт, повышая эффективность и прибыльность, является неотъемлемой частью политики предприятия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: