Международные правовые акты

Студент

Факультета сокращенной подготовки

гр. ЗЭПБ-09

_________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель Федорова Т.Ю.

к.п.н., доцент

_________________________________

(подпись)

 

Предварительная оценка_________

Дата защиты___________________

Оценка________________________

 

Екатеринбург, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Правовые основы установления минимального размера оплаты труда. 5

1.1 Международные правовые акты. 5

1.2 Российские нормативно-правовые акты. 9

2 Особенности порядка установления минимального размера оплаты труда. 15

2.1 Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум. 15

2.2 Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты. 22

2.3 Двойная величина минимального размера оплаты труда 30

3 Целесообразность применения и альтернативы установления минимального размера оплаты труда. 35

Заключение 40

Библиографический список. 42

Приложения. 46


Введение

 

 

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается, во-первых, высокой степенью неравенства в распределении доходов, во-вторых, множеством спорных вопросов связанных с особенностями установления минимального размера оплаты труда, в-третьих, необходимостью совершенствования правового регулирования порядка установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Цель курсовой работы – исследование нормативно-правовой базы установления минимального размера оплаты труда, особенностей применения минимального размера оплаты труда, судебной практики по данным спорам, а также провести логико-правовой анализ проблем связанных с установлением минимального размера оплаты труда.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие и проанализировать нормативно-правовую базу установления минимального размера оплаты труда;

- рассмотреть особенности применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

- обозначить основные направления государственной политики в сфере правового регулирования минимального размера оплаты труда.

Объект исследования – минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, практика рассмотрения трудовых споров, труды ведущих ученых по трудовому праву.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, как международные, так и Российской Федерации, труды ведущих специалистов, посвященные проблемам применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также судебная практика, статистические материалы, Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 47 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 28 источников.





Правовые основы установления минимального размера оплаты труда

 

 

Минимальный размер оплаты труда – это гарантируемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности)[1].

Проанализируем историю установления минимального размера оплаты труда, принятие соответствующих международных правовых документов и других нормативно-правовых актов.

 

Международные правовые акты

 

Практика законодательного регулирования минимальной заработной платы имеет длительную историю. Она возникла в 1896 году в Австралии, где были созданы советы по вопросам заработной платы из представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены устанавливать справедливую минимальную заработную плату для всех отраслей. Затем Законы о минимальной заработной плате были приняты в Великобритании (1909 г.), Франции (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1923 г.), Испании (1926 г.) и других европейских странах[2]. Однозначного определения минимальной заработной платы не существовало. Но везде она определялась как «жизненная заработная плата» (living wages), «стоимость приличного существования для рабочих», «плата по потребностям». В 1917 г. в Федеральной Конституции Мексики (статья 123) было записано: минимальная заработная плата работника - главы семьи должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга[3].

Впоследствии названная практика была обобщена экспертами Международной организации труда (МОТ), и в 1928 г. принята Конвенция Международной организации труда № 26 «О создании процедуры установления минимального размера оплаты труда». Согласно этой Конвенции установленный минимум заработной платы является обязательным для соответствующих предпринимателей и трудящихся и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни (если только не имеется общее разрешение или разрешение, касающееся отдельного случая) - со стороны компетентного органа власти - по коллективному договору (статья 3). Трудящийся, на которого распространяются минимальные ставки и который получил заработную плату по более низким ставкам, имеет право получить в судебном порядке или посредством иной законной процедуры сумму, ему недоплаченную, при условии соблюдения такого срока давности, какой может быть установлен национальным законодательством (статья 4). Аналогичное правило содержится в Конвенции Международной организации труда от 22 июня 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики».

Позднее статья 2 Конвенции Международной организации труда от 3 июня 1970 года № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» подчеркнула юридическое значение минимальной заработной платы: она не подлежит понижению, следовательно, работодатель не вправе платить работнику заработную плату ниже такого предела. Россией рассматриваемая Конвенция Международной организации труда, как, впрочем, и большинство других международных правовых актов, до сих пор не ратифицирована.

В соответствии с международными стандартами уровень минимальной зарплаты рассматривается как нижняя граница, гарантирующая удовлетворение основных жизненных потребностей не только трудящегося, но и его семьи. В Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее коррективов: «При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости»[4].

Кроме того, в данной Рекомендации Международной организации труда сказано, что «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей».

При этом, как правило, список таких потребностей не определяется, а указываются возможные критерии их установления. Так, Хартия Европейского сообщества от 9 декабря 1989 года «Об основных социальных правах трудящихся» указывает: трудящимся должна быть обеспечена справедливая заработная плата, т.е. достаточная для того, чтобы обеспечивать приличный (удовлетворительный) жизненный уровень. Более того, устанавливается, что в случае производства удержаний из заработной платы должны быть приняты меры, позволяющие продолжать получение необходимых средств для работника и членов его семьи. Статья 3 Конвенции Международной организации труда № 131 при определении уровня минимальной заработной платы также предлагает учитывать потребности не только трудящихся, но и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социального пособия, сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, уровень производства и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Итак, согласно международным правовым актам минимальная заработная плата должна устанавливаться, с одной стороны, с учетом интересов работников, а также членов их семей, а с другой - с учетом интересов экономического развития. Именно от социально-экономического положения страны в конечном итоге зависит определение критериев установления минимального уровня основных жизненных потребностей трудящихся.

Рассмотренные международные правовые акты непосредственно не называют жизненно важные потребности, необходимые для поддержания достойного уровня жизни. В отличие от актов Международной организации труда перечень последних содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Так, в ней указывается, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Тем самым минимальный размер оплаты труда призван выполнять функцию обеспечения достойного уровня жизни.

Положениям о минимальной заработной плате дается сила закона, нарушение которого влечет за собой соответствующие уголовные и другие санкции. Тем самым устанавливается необходимость введения специальной правовой защиты минимальной заработной платы. Кроме того, для предотвращения нарушений в рассматриваемой области должны быть приняты также специальные меры, заключающиеся в проведении мероприятий, имеющих целью постоянно держать предпринимателей и трудящихся в курсе находящихся в силе минимальных ставок, а также в обеспечении официального надзора за действительно выплачиваемой заработной платой и др.

На основании проведенного анализа международных правовых актов выделим основные характеристики минимального размера оплаты труда:

1) минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с целью обеспечения достойного уровня жизни не только работника, но и членов его семьи;

2) критерии установления минимального уровня основных жизненных потребностей работников могут быть различными, но при этом необходим учет не только интересов работников, но и интересов работодателей. Последние, в свою очередь, должны определяться общим экономическим развитием страны;

3) допустимо установление единого минимального размера оплаты труда по стране и дифференцированных размеров в зависимости от стоимости жизни в регионах, а также для отдельных групп населения;

4) в условиях правового регулирования минимальный размер оплаты труда не только на законодательном, но договорном уровнях важным представляется установление обязанности работодателя по постоянному информированию работников в отношении действующих размеров минимальных заработных плат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: