В процессе анализа валовой прибыли следует обращать внимание на изменение, как процентного значения показателя, так и абсолютной величины валовой прибыли. Дело в том, что в случае роста выручки от продаж продукции, даже если процентное значение рассматриваемого показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли. Напротив, тенденция снижения процентного значения показателя при сохраняющемся объеме продаж может привести к сокращению прибыли от продаж продукции и ее недостаточности в будущем (в данном случае при сохраняющемся объеме продаж имеет место рост расходов).
Валовая прибыль – это разница между доходами от обычной деятельности и прямыми расходами на нее. Данный показатель характеризует доходность основной деятельности предприятия.

Согласно пункту 6 ПБУ 9/99 выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – это сумма денежных средств и стоимости иного имущества, поступивших в оплату за продукцию, а также сумма дебиторской задолженности по данной операции.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг - это учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.
Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула:
ВП=В*ВП/В (2)
где ВП – величина валовой прибыли, В – объем продаж (выручка);
ВП/В – коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли или рентабельность продаж по валовой прибыли).
Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж определяется следующим образом:
ΔВП=(В1-В0)*ВП0/ВП0 (3)
где В1, В0 – выручка отчетного и прошедшего периода.
Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид:
ΔВП=(ВП1/В1-ВП0/В0)*В1 (4)
Как видим, рентабельность продаж может иметь весьма существенное влияние на показатели прибыли. Однако, общая рентабельность продаж по компании является усредненной величиной, которая не позволяет оценить причины ее изменения, риски падения рентабельности и возможности воздействия. Для решения этих проблем необходимо провести детальный анализ влияния рентабельности отдельных сегментов бизнеса на общую рентабельность продаж.[8,с.43-45]
Суть анализа сводится к следующему. Общая рентабельность компании зависит от рентабельности ее отдельных сегментов. Если наблюдается тенденция роста доли более рентабельного сегмента, то очевидно предположить рост общей рентабельности продаж компании. И наоборот, увеличение доли менее рентабельной продукции (сегментов бизнеса) приведет к падению общей рентабельности продаж.
Анализ проводится в следующей последовательности:
· исчисляют удельный вес каждого сегмента бизнеса (вида продукции) в общем объеме продаж;
· рассчитывают значения рентабельности для отдельных сегментов бизнеса (видов продукции);
· определяют влияние рентабельности отдельных сегментов бизнеса (видов продукции) на ее общую величину для всего объема продаж. Для этого значение рентабельности отдельного сегмента умножают на долю сегмента в общем объеме продаж. При этом рентабельность продаж определяется по формуле:
n
Рентабельность продаж = ∑РίQί, (5)
ί=1
где Рί – рентабельность ί-го сегмента (вида продукции);
Qί – доля ί-го сегмента (вида продукции) в общем объеме продаж;
n – количество сегментов (видов продукции).[8,с.43-45]






