Культура Византии: этапы и тенденции развития

 

Крупным средневековым культурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. на территориях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римской империи, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбул), основанный в 330 г. императором Константином. Государство просуществовало до 1453 г., когда Константинополь был захвачен турками. Византия на этапе становления лучше, чем западные территории Европы, сохранила и существенно видоизменила традиции античной культуры. Мало затронутая нашествиями варваров, она приняла от Рима форму централизованного государства с императором и церковью во главе. Развитие культуры Византии в гораздо большей степени, чем в странах Западной Европы, контролировалось государством. Для Византии характерны замедленный ход культурных преобразований и позднее оформление феодальных отношений. Вплоть до VII в. здесь сохранялись модифицированные ценностные основания позднеантичной культуры и цивилизации. Правление Юстиниана (527–565) отмечено в истории как грандиозная попытка вернуть былое величие Рима, преемницей которого считала себя империя Ромеев – Византия.

В экономике ранней Византии (IV–VII вв.) формировались уклады раннего феодализма. Сокращалось использование рабского труда (рабы становились лично зависимыми колонами), развивались товарно-денежные отношения, шла торговля между провинциями, наблюдался упадок малых и рост больших городов. В аграрной сфере рыночный обмен производимой продукции дополнял натуральное хозяйство. Наряду с колонатом здесь широко распространялась земельная аренда, создавались свободные крестьянские общины.

Крупные города (Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, Фивы, Коринф и др.) оставались ремесленно-торговыми и культурными центрами, в которых начали строить монастыри. Здесь сосредоточивались античные произведения искусства, в библиотеках монастырей и церквей хранились древние рукописи. Византийские города долгое время придерживались остаточных форм самоуправления, характерных для эллинистических полисов. Их обитатели разговаривали на греческом языке, обогащали традиции античного театра и литературы, проводили спортивные состязания.

В IV–VII вв. уже вполне проявилось своеобразие религии Византии с ее отчетливо выраженным философски-созерцательным отношением к христианским канонам. Для византийской цивилизации характерно органичное слияние светской и религиозной власти в лице императора, символизировавшего единое управленческое начало. Возникшее в Западной Европе противостояние светской (императорской) власти духовной (папской) временами перерастало в открытые конфликты. Церковная же организация Византии целиком регламентировалась государством и находилась в полном подчинении у императора.

Литература ранней Византии носила двойственный характер, причудливо сочетая в своей основе христианское миропонимание с постантичным пафосом гражданственности и разумного выбора. Среди церковной литературы особую популярность получил жанр жития.

Псевдо-Дионисий Ареопагит (V–VI вв.) через языковые противопоставления и разработку концепции христианской символики отражал идею мира как до конца не постигаемой тайны. Леонтий Неапольский (590–668), Иоанн Мосх (VII в.) писали сказания о жизни святых и мучеников живым народным языком, создавая легендарные, запоминающиеся образы. Мощное влияние на западноевропейскую и древнерусскую житийную литературу оказала появившаяся в V в. в Сирии легенда о Житии Алексия, утверждавшая превосходство духовного богатства над материальным. Фабула ее такова. Сын богатых родителей Алексий в ночь своей свадьбы бежал из Рима в поисках истинной веры. Он стал нищим и спустя годы, изменившийся до неузнаваемости, вернулся в родной дом, где его приняли за чужого и подвергли всяческим унижениям, которые он стойко перенес благодаря духовной крепости.

Мощный подъем искусства ранней Византии был связан с правлением Юстиниана. В крупных городах, прежде всего в Константинополе, велось интенсивное строительство. Возводились триумфальные арки, дворцы, сооружались акведуки, термы, ипподромы, цистерны для хранения воды. Однако основная роль в архитектуре принадлежала культовым зданиям – храмам и монастырским комплексам. В архитектуре V–VII вв. применялись два типа храмов: базиликалъный и крестово-куполъный. Храм Святой Софии в Константинополе (532– 537) – жемчужина византийской архитектуры – удачно сочетает обе архитектурные формы.

Базилика представляла собой вытянутое, прямоугольное в плане сооружение, разделенное внутри рядами колонн на несколько частей – нефов. Так, трехнефная базилика Сант-Аполлинаре в Равенне (532–549) в интерьере разделена двумя рядами колонн с арками. Средний неф, более высокий, возвышается над остальными соответственно высоте окон, прорезающих верхнюю часть стен.

Однако более распространенным в то время стало упомянутое сочетание купольной и базиликальной конструкций, создававшее впечатление легкости, воздушности стройного сооружения. Образцом для купольно-базиликальных церквей послужил храм Святой Софии в Константинополе. Храм своим куполом на «парусах» опирается на четыре столба, и внутреннее пространство оказывается разделенным на четыре разветвления, образуя форму креста.

Изобразительное искусство и архитектура V–VII вв. сочетали церковные и светские жанры. Упор делался на монументальные творения. Одновременно действовало несколько местных художественных школ, формировавших на основе поучений Священного Писания систему живописных изображений, в дальнейшем канонизированных церковью. Главная задача состояла в том, чтобы изображать не единичное явление, не чувственный мир, а его идею, одновременно максимально приближаясь к божественному прототипу.

Распространенной техникой стенной живописи V–VII вв. была мозаика. Стены, покрытые узорами из разноцветных кусочков стекла (смальты) и камней, создавали праздничное впечатление. Они сверкали, словно украшенные драгоценными камнями. Не верилось в материальность изображений, которые казались созданными не по законам человеческой логики, а по божественному вдохновению. Известны мозаики церквей Хосиоса Давида (V в.) и Святого Дмитрия (VII в.) в Салониках.

Кроме мозаик распространение получили также фрески, сюжеты которых художественно интерпретировали христианское учение (росписи базилик Санта-Мария Антиква в Риме, Санта-Мария и Кастельспио близ Милана, конец VII – начало VIII в.).

VIII в. – первая половина IX в. стали временем испытаний для Византийской культуры и цивилизации, которая пересматривала свое отношение к античному наследию. Сокращались свободные ремесленные и торговые корпорации, упразднялась наемная армия, резко сократилось количество городов. Потеряло актуальность переписывание античных книг, и лишь немногие интеллектуалы еще поддерживали традиции античной образованности. Сфера образования переживала упадок (закрылась даже патриаршая школа при храме Святой Софии), резко снизилась грамотность населения. Одновременно возвышалась роль патриархов, христианская церковь стремилась погасить последние очаги язычества.

Литература этого периода носила преимущественно церковный характер. Самым популярным оставался житийный жанр, включавший наряду с собственно религиозными повествованиями разрозненные естественнонаучные, географические и исторические сведения. В апологетической гимнографии доминировал канон с его торжественной статичностью и витиеватостью. Яркие представители этого жанра – Андрей Критский (ок. 660 – ок. 740), Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753), Косьма Маюмский (вторая половина VII – первая половина VIII в.), Иосиф Песнопевец (IX в.).

На данный период развития религиозной культуры Византии приходится движение иконоборчества. М. Холлингсворт отмечает: «Период иконоборчества начался в 726 г., когда император Лев III Исавр издал эдикт, запрещающий поклонение иконам. Многие произведения христианского искусства были тогда уничтожены и в украшении церквей наметился возврат к орнаментально-декоративным композициям с пейзажами, зверями и птицами». Иконоборцы отказывались от антропоморфных изображений в культовом искусстве, считая их проявлением язычества и идолопоклонства. Их противники – иконопочитатели, опираясь на тезис о богочеловеческой сущности Христа, утверждали, что он имел телесный облик и, следовательно, может быть изображен на иконе. При этом подчеркивалось, что икона являет его первообраз. В конечном итоге в 843 г. иконоборчество было объявлено ересью, а иконопочитание канонизировано.

Вторая половина IX – XIII в. – период ослабления императорской власти и усиления позиций земельной аристократии.

Экономика. К середине X в. в Византии окончательно сложились феодальные отношения. В отличие от Запада они базировались в первую очередь на закабалении крестьян государством. Одновременно мелкое общинное землевладение поглощалось крупными феодальными поместьями, которые соперничали с централизованной системой государственной власти. В Византии XI–XII вв., несмотря на рост ремесел и торговли, так и не появились города западного типа с новым развитым самоуправлением и свободными ремесленными цехами. Цеховое производство в крупных городах жестко контролировалось государством.

Мировоззрение того времени сочетало в себе угасающие идеалы патриотизма, эмоционально-мистическую и одновременно философско-рассудочную религиозность. Возобновился интерес к античному наследию, вновь переписывались труды древних авторов. Возродилось светское образование соответственно античному образцу. В IX в. открылась высшая школа в Константинополе, которой руководил крупнейший ученый того времени Лев Математик.

Литература. Во второй половине IX – XIII вв. получили распространение различного рода систематизированные обзоры.

Симеон Метафраст (X в.) создал компиляцивные «Жития святых»; Михаил Пселл (XI в.) в «Хронографе» описал историю Византии X в.; в придворных кругах были очень популярны прозаические и особенно стихотворные романы («Любовь Исмены и Исмения» Евстафия Макремболита, XII в.); развивался жанр рассказа-новеллы на бытовые и сказочные темы, часто в форме притчи.

Архитектура и изобразительное искусство. В отмеченный период произошло дальнейшее обогащение стиля архитектуры. Ведущая роль традиционно принадлежала культовому зодчеству с его большими монастырскими комплексами и величественными храмами.

Главным типом культовой постройки стал крестово-купольный храм, опирающимся на барабан и «паруса». Всю конструкцию перекрытий держали четыре внутренних столба (церковь Успения богоматери в монастыре Дафни вблизи Афин, конец XI в.; церковь Святых Феодоров в Афинах, ок. 1070). Крестово-купольные постройки отражали устоявшийся в Византии особый тип средневекового мировоззрения. В них внутреннее и внешнее пространства символизировали единое гармоничное целое; объемность и массивность, монументальность подчеркивали стабильность и укорененность религиозной духовности в этом мире, отражали идею фундаментального божественного порядка, подчиняющего земную жизнь человека.

Со второй половины IX в. большие перемены коснулись церковной живописи: она все более очеловечивалась, но претендовала на пробуждение универсальных духовных переживаний, выражаемых посредством символических образов. Лаконизм композиционного построения, сдержанность цветового решения, соразмерность архитектуре отличают живопись IX–XIII вв. Именно в это время сложилась система канонических изображений в храмах.

Купол символизировал небо, именно под ним размещалось изображение Христа Пантократора (Вседержителя), барабан отводился ангелам, апсида – Богоматери Оранте, столбы – апостолам и мученикам (росписи и мозаики церкви Успения Богоматери монастыря Дафни вблизи Афин). Такая система не только сохранилась в дальнейшем, но и распространилась за пределы Византии. Например, мастера Киевской Руси, Полоцкого княжества за основу своих росписей взяли именно эту композиционную схему.

После победы иконопочитателей над иконоборцами значительно возросла роль иконы. Она стала ведущим видом культовой живописи в Византии. Иконы писались в технике энкаустики (живопись по воску) и темперы в соответствии с системой канонических изображений – типов (сводов). Шедевром византийской живописи первой половины XII в. является икона «Богоматерь Владимирская», выполненная по иконографическому канону «умиление».

После опустошительных походов крестоносцев, разрушивших Константинополь, в XIII в. начался заключительный этап развития культуры Византии. Его связывают с правлением династии Палеологов (1267–1453). Искусство этого времени характеризуется экспрессией и филигранной проработкой образов (мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе).

В 1453 г. Византия была завоевана Турцией, но созданные ее мастерами типы культовых построек, системы фресковых росписей и мозаик, иконопись, литература получили распространение и развитие в искусстве стран Западной Европы, южных и западных славян, Древней Руси, Беларуси и Закавказья.

Европейское средневековье – по-разному интерпретируемая страница в истории развития культуры. В оценке его роли в европейской культуре существует достаточно широкий разброс мнений. Так, гуманисты Возрождения впервые осуществили критическое осмысление предшествовавшего интеллектуального и художественного наследия, выразив ставшее штампом однобокое негативно-пренебрежительное отношение к средневековью. Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ее особенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. И сегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многих мировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более поздних эпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображения мира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многие ценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение в последующие столетия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: