Методы принятия управленческих решений

Все методы принятия решений можно объединить в три группы (рис.4).

 

 


      Рис. 4. Классификация методов принятия управленческих решений.

1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это теоретическое сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части такие методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество - решения принимаются оперативно, недостаток - не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, т.к. интуиция иногда может и подвести.

2. Основной момент в коллективных методах - это определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, к.п., и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть различными. Рассмотрим их далее.

3. В основе количественных методов лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

  В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование - используются линейные зависимости; 

б) динамическое программирование - введение дополнительных переменных в процессе решения задач;

в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;

г) теория игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

   Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

1. Декомпозиция - представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;

2. Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь (используется при ограниченных ресурсах);

3. Экспертные оценки - формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются;

4. Метод Делфи - экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения.  Этот метод используется для достижения эффективности;

5. Метод неспециалиста - вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

  Рассмотрим некоторые методы.


Творческие методы.

  Если более тщательно проанализировать творческий процесс, то можно выявить типичную последовательность его стадий.


                                 стадия верификации

                                        

                                    стадия инкубации

 

                                    анализ проблемы

                            

                  Рис. 5. Стадии творческого процесса.   

· творческий процесс начинается с логического, рационального анализа проблемы, требующей решения. Речь идет, прежде всего, о более глубоком понимании проблемы, ее структурировании и целенаправленном поиске информации;

· для следующего этапа характерно "проникновение" проблемы в человека (стадия инкубации). Человек покидает рациональный уровень и в определенном смысле передает проблему своему подсознанию. В конце этой стадии более или менее спонтанно идеи проникают в сознание человека;

· последняя стадия заключается в проверке идей (стадия верификации). На этой стадии на базе экономических, технических, социальных или экологических критериев происходит отфильтровывание пригодных для реализации идей.

     Для поддержания творческих процессов, раскрытия творческого потенциала личности и группы используются различные творческие методы. Такие методы должны побуждать людей к поиску неожиданных, творческих решений проблем.

В целом применение творческих методов опирается на ряд принципов. В области организации их применения особенно учитываются следующие:

· для применения творческих методов необходимо создать атмосферу равноправия участников и их независимости от внешних влияний. Для каждого участника творческого совещания необходимо создать пространство для размышлений, поиска идей, свободное от иерархических и статусных соображений, страха и критики;

· применение большинства методов в группах нацелено на то, что члены команды (возможно, состоящей из представителей различных дисциплин и направлений) будут взаимно стимулировать друг друга на поиск и развитие идей.

   Все творческие методы в соответствии с процессом их проведения можно подразделить на две группы (табл.3).

 

Классификация творческих методов

                                                                                                           Табл.3.

     
 

 

 


Систематико-логические Интуитивно-творческие
Основываются на планомерной разработке идей. Суть: исходная проблема разделяется на подпроблемы, которые рассматриваются отдельно. Общее решение находится путем комбинации частичных решений. Примеры: морфология, метод систематизированной интеграции элементов решения. Об этих методах часто говорят, что они не являются в подлинном смысле творческими, поскольку базируются на аналитическом мышлении. Это возражение неправомерно, так как эти методы содержат значительную часть креативных элементов, которые подразумевают наряду с логически-комби-национным мышлением наличие фантазии и творчества. Должны в первую очередь вести к преодолению привычных стандартов мышления. Суть: сознательно отвергая систематизацию и логику, отдаляясь мысленно от решаемой проблемы, требуется достичь стимулирования творческих процессов.  Характеризуются спонтанностью возникновения идей, взаимными ассоциациями и стимулированием участников, проведением аналогий. Примеры: "мозговой штурм", метод 635, синектика, бионика и др

 

3.1.1. Систематико-логические методы.

а) Морфология (учение об упорядоченном мышлении).

Решение проблемы, как правило, бывает комплексным. Оно состоит из многих частичных решений. Для поиска инновативного решения возможен подход, основанный на комбинации частичных решений в инновативное общее. Морфология представляет собой принципы и правила, следование которым повышает целенаправленность и рациональность процесса выработки решения. Одновременно морфология вскрывает многообразие возможных решений, которые могут возникнуть в ходе комбинации всех возможных альтернатив решения подпроблем.

  Основная область применения метода - поиск инновативных решений, причем здесь применяется, прежде всего, для развития материальных объектов (например, разработки новых продуктов). Метод включает шесть этапов:

· общая постановка задачи;

· проблема разделяется на компоненты (параметры), от которых зависит ее решение;

· для каждого параметра формируют перечень известных и потенциальных решений;

· параметры и их решения сводятся в "морфологический ящик" (спецматрицу);

· содержащиеся в матрице решения комбинируются в инновативные общие решения;

· инновативные решения проверяются на реализуемость.

   Морфология превосходно подходит для комбинации уже существующих частичных решений в инновативное общее решение. Проблемой для пользователя является выбор параметров, поскольку это требует наличия аналитических способностей и способностей к абстрагированию. При выборе параметров необходимо учитывать следующее:

· параметры проблемы должны не зависеть друг от друга (для их комбинации);

· необходимо охватить все существенные параметры и отбросить несущественные;

· необходимо выбирать только те параметры, которые соответствуют всем возможным вариантам решения.

Рис.6.

Большое значение имеет также осведомленность пользователя по поводу всех возможных частичных решений, иначе дело может свестись к ограничению только наиболее известными и инновативно неинтересными аспектами. В то же время требуемое многообразие решений ведет к усложнению, потере обзора, что обусловливает необходимость использования компьютерной техники.






double arrow
Сейчас читают про: