Виды систем управления проектами, их применение

 

Достаточно условно системы управления проектами делятся на две группы:

- системы начального уровня (иначе называются системами календарного планирования и контроля - СКПК) стоимостью до $800;

- профессиональные системы управления проектами, стоимость которых может превышать $5000.

Отличительными чертами программного обеспечения СКПК являются:

- поддержка расписания из неограниченного количества операций с учетом приоритетов операций, расчет критического пути, вычисление резервов времени; длительность в часах, днях, неделях или комбинированная;

- умение работать с пользовательскими календарями для операций и ресурсов;

- поддержка всех видов связей, типов работ, типов ресурсов (возобновляемые, невозобновляемые);

- способность работать с иерархической структурой работ (WBS -Work Breakdown Structure);

- возможность выполнения выборки, сортировки, группировки, суммирования по кодам WBS и ID (идентификаторам) работ;

- поддержка основных видов визуального представления (диаграмма Ганта, PERT-диаграмма, таблица работ/ресурсов, таблица связей, гистограммы ресурсов).

Как правило, современные системы календарного планирования, распространяемые на рынке, обеспечивают основной набор функциональных возможностей, которые включают в себя:

- средства проектирования структуры работ проекта;

- средства планирования по МКП;

- средства ресурсного планирования (описание, назначение и оптимизация загрузки ресурсов);

- некоторые возможности стоимостного анализа;

- средства контроля за ходом исполнения проекта;

- средства создания отчетов и графических диаграмм.

 

В отличие от СКПК, профессиональные системы управления проектами в своей функциональности заметно отличаются друг от друга. И это, как правило, уже не отдельные программы, а комплексы, в состав которых входят различные утилиты и модули, предназначенные для решения специфических задач.

В то же время следует отметить, что на сегодняшний день наиболее распространенные электронные системы управления проектами развились настолько, что становится все сложнее разделять программные продукты каждой из этих групп, поэтому далее рассмотрим наиболее распространенные системы без классификационных делений.

 

Primavera

Для построения интегрированной системы управления проектами компания предлагает несколько своих программных продуктов. Так, программой начального уровня является SureTrak Project Manager. Профессиональный пакет управления проектами Primavera Project Planner применяется для работы со сложными многоуровневыми иерархическими проектами. Кроме того, существует и система масштаба предприятия, работающая по технологии клиент/сервер Primavera Project Planner for the Enterprise.

Вместе с программой поставляется несколько десятков стандартных шаблонов (макетов) представления проектов, а также есть возможность создания и сохранения пользовательских макетов. Встроенный генератор отчетов Report Smith позволяет создавать любые табличные и графические отчетные формы, иерархическую организацию проекта по произвольной комбинации кодов.

Для моделирования проекта доступен набор инструментов, включающий в себя до 20 уровней WBS и 16 пользовательских полей данных. Реализованы 9 типов работ, все типы зависимостей между работами и 10 типов ограничений. Текущее расписание проекта может сравниваться с неограниченным числом базовых планов.

В пакете реализован анализ отклонений хода работ от запланированного методом освоенного объема (Cost/Schedule Control System Criteria - C/SCSC) и прогнозирование основных параметров проекта. В качестве средства анализа рисков предлагается продукт Monte Carlo, который позволяет оценить вероятность выполнения проекта в заданные сроки в пределах бюджета.

 

Spider Protect

 

Российская система управления проектом Spider Project 8.0 от компании «Технологии управления «Спайдер» поставляется в трех выпусках:

- Lite;

- Desktop;

- Professional.

Рабочее пространство главного окна программы разбито на 3 функциональные панели. На левой панели размещены ярлыки открытых проектов, на средней - 16 ярлыков шаблонов представления и данные проекта, а на правой - ярлыки открытых документов проекта. Документ проекта можно создать из текстовых файлов, html-файлов или файлов баз данных.

В Spider Project, наряду с продолжительностью, можно задавать физические объемы работ. Продолжительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ в зависимости от производительности назначенных ресурсов. Наряду с положительными и отрицательными временными задержками, реализованными во всех пакетах, можно использовать и объемные задержки.

Кроме отдельных ресурсов, можно задавать мультиресурсы и пулы.

Мультиресурсы - это группы ресурсов, которые выполняют работы вместе (например, бригадой). Мультиресурсы можно назначить на исполнение операций целиком, что означает назначение всех ресурсов, которые в них входят.

Пулы - это группы взаимозаменяемых ресурсов.

Spider Project позволяет использовать неограниченное количество составляющих стоимости, причем в разных валютах.

Для анализа исполнения проекта, а также для анализа «что-если» важно иметь возможность сохранять прежние версии проекта и иметь возможности для сравнения и анализа отклонений текущей версии проекта от предыдущих. В Spider Project можно хранить неограниченное количество версий проекта и анализировать ход исполнения работ не только по сравнению с какой-то базовой версией, но и с любой другой.

Расчет расписания проекта методом МКП производится без учета ограничения по ресурсам и имеет точное математическое решение. В Spider Project вычисляется ресурсный критический путь и резервы сроков исполнения операций с учетом ограниченности ресурсов.

При моделировании рисков в качестве исходной информации используются не оценки продолжительности (оптимистические, пессимистические), а оценки производительности ресурсов.

В этой программе реализована оригинальная поддержка групповой работы над проектом. Ответственный за свою часть проекта (фазу) представляет менеджеру проекта свои файлы, за менеджером остается решение принять или отвергнуть изменения.

Система взаимодействия между участниками проекта с использованием Интернет реализуется по следующей схеме. Созданная главным менеджером полная версия проекта передается на сервер с указанием списка пользователей и уровня доступа тех, которым она предназначается. Пользователи системы, согласно включенным в список ограничениям по доступу к проектам, могут получить план проекта. В результате выполнения функции управления пользователь передает измененный план (фазы, подфазы) обратно на сервер, откуда он может быть получен руководителем проекта.

При обращении к серверу система проводит идентификацию пользователя, обеспечивая, таким образом, разграничение доступа к проектам. Взаимодействие между участниками проекта можно осуществлять через несколько серверов.

 

Open Plan

 

Программный продукт Open Plan от компании Welcom Software Technology позиционируется как профессиональная система управления проектами масштаба предприятия и выпускается в 3 версиях:

- Enterprise;

- Professional;

- Desktop.

Интерфейс Open Plan весьма оригинален: рабочее пространство представлено в виде нескольких рабочих столов, на которых помещаются ярлыки к стандартным объектам (файлам проектов, календарям, ресурсам, шаблонам). При открытии проекта открывается «записная книжка проекта» - набор рабочих столов с ярлыками файлов, непосредственно относящимся к проекту. Эффектно реализована функция Директор Управления Проектами (ДУП), представляющая собой инструментарий автоматизации повторяющихся процессов при управлении проектами. В поставку программы входит 35 стандартных шаблонов ДУП, разбитых, согласно рекомендациям PMI (www.pmi.org) на 8 категорий. Естественно, есть функция создания и сохранения пользовательских шаблонов представления и шаблонов ДУП.

В Open Plan реализовано два базовых метода расчета расписания:

- планирование при ограниченном времени.

Приоритетной является необходимость придерживаться общей даты завершения проекта при попытке минимизировать степень перегрузки ресурсов. В результате ресурсы могут быть перегружены;

- планирование при ограниченных ресурсах.

Приоритет отдается предотвращению перегрузки ресурсов, даже если это приведет к выходу проекта за рамки расписания. При этом замедляется завершение проекта на столько, на сколько это необходимо для полного избежания перезагрузки ресурсов. В этой программе реализован тип материальных ресурсов с ограниченным сроком хранения. При назначении исполнителей на операции можно указывать требуемую квалификацию или альтернативный ресурс и тогда, при ресурсном планировании, система предложит наиболее оптимальный, с точки зрения загрузки, ресурс.

Благодаря иерархической организации ресурсов можно создавать любые структуры статей затрат. Функция анализа рисков встроена в систему. Для длительности избранных или всех работ проекта вводятся оптимистическая и пессимистическая оценки, далее по методу Монте-Карло определяется вклад вероятностей в даты проекта.

В состав Open Plan входит модуль Web Publisher, с помощью которого выполняется публикация данных проекта на Web-сервере.

В качестве системы управления бюджетом проектов компания Welcom Software Technology предлагает продукт Cobra. Совместное использование Cobra с этой или другой системой управления проектами позволяет построить интегрированную систему управления календарным графиком и затратами проекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: