Зарубежная история психоанализа

 

В последнее десятилетие 19 века, пребывая в изоляции, Фрейд очень страдал от одиночества; в то же время, как он позднее заметил, именно это давало возможность сконцентрировать внимание на работе, не отвлекаясь на разногласия, которые вскоре обнаружились даже между его первыми последователями, и на споры с малоинформированными оппонентами. В 1902 году в его доме стала регулярно собираться небольшая группа врачей, заинтересовавшихся его идеями. Среди них были Альфред Адлер (1870-1937) и Вильгельм Штекель (1868-1940). Эти встречи по средам продолжались несколько лет; затем, 1907 году, в Вене было образовано первое официальное Психоаналитическое общество во главе с Фрейдом. В том же году Фрейд впервые встретил Карла Юнга (1875-1961), Карла Абрахама (1877-1925) и Макса Эйтингона (1881-1943) - молодых психиатров, учившихся у Блейлера в Бургельцли, психиатрической больнице в Цюрихе. (Эйтингон был первым психиатром, прошедшим курс анализа у Фрейда; происходило это в неформальной обстановке, во время вечерних прогулок по улицам Вены.) Вскоре к кружку присоединился Шандор Ференци (1873-1933) из Будапешта, ставший лучшим другом Фрейда и самым оригинальным и интересным из его сотрудников.

Первая международная встреча психоаналитиков была организована Юнгом в Зальцбурге в 1908 году. На этой конференции Фрейд прочел лекцию о своем самом знаменитом случае: "Человек-крыса: навязчивая идея". В том же году под редакцией Юнга был выпущен первый психоаналитический журнал "ежегодник психоанализа и патопсихологии". В 1909 году Фрейд принял приглашение Г. Стенли Холла, президента Университета Кларка в Уорсестере, штат Массачусестс., прочитать в его университете Юнга и Ференци.

Второй международный конгресс по психоанализу прошел в 1910 году в Нюрнберге, где и была основана Международная ассоциация психоанализа. Между венскими и швейцарскими членами вспыхнул подспудно тлевший антагонизм. Президентом ассоциации избрали Юнга. По этому случаю Фрейд отказался от поста президента венской группы в пользу Адлера. Фрейд дал также согласие на то, чтобы Адлер и Штекель редактировали ежемесячный "Листок новостей психоанализа". Тогда же возникло третье издание - бюллетень для информации членов ассоциации о встречах, текущих новостях и новых публикациях.

В своей биографии Фрейда Джонс проницательно заметил, что на этой встрече отчетливо проявились иерархическая структура психоаналитического общества. Джонс утверждал, что Фрейд стремился к тому, чтобы общество было организовано не по демократическому принципу, а по иерархическому, что, возможно, было отражением монархических настроений, вполне естественных для жителей Вены. [12] В результате жесткая структура общества стала причиной многих противостояний, охвативших психоаналитическое движение, первой жертвой которых стал Ойгер Блейер (1857-1939), профессор в клинике Бургельцли.

Блейлер вышел из Международной ассоциации в 1910 году, не желая принимать авторитарную манеру, в которой осуществлялось руководство ассоциацией.

Фрейд попытался, правда безуспешно, убедить Блейлера вернуться в ассоциацию; их переписка по этому вопросу показывает, что основным фактором расхождения были глубокие различия в культурной ориентации. Можно лишь пожалеть, имея в виду развитие психоаналитического движения и роль, которую психоанализ сыграл в психиатрии, что эти два исключительно цельных человека не смогли сотрудничать. Однако разрыв был неизбежен.

Указание на то, почему же стало неизбежным их расхождение, можно найти в письме Блейлера Фрейду, датированное 19 октября 1910 года: "Между нами существует различие, о котором я хочу сказать Вам, хотя боюсь, что это затруднит возможность прийти к согласию. Очевидно, что для Вас стало делом всей жизни утвердить Вашу теорию и добиться ее всеобщего признания. Конечно, я отнюдь не умаляю ваших трудов. Их можно сравнить с работами Дарвина, Коперника и Семмельвайса. Я также считаю, что для психологии Ваши открытия столь же фундаментальны, как и теория эти ученых для других областей науки, независимо от того, ценятся ли достижения психологии так же высоко, как достижения других наук. Последнее - дело субъективной точки зрения. Для меня же теория - лишь новая истина в ряду других истин. Я стою за психоанализ только потому, что считаю его действенным, и потому также, что чувствую себя способным оценить его, ибо работаю в близкой области. Но для несущественно, будет ли признана ценности этого метода чуть раньше или позже. Поэтому я не стремлюсь посвятить всего сея продвижению психоанализа, как это делаете Вы".

Фрейд же полностью отождествил себя со своей теорией. Ее судьба стала его судьбой.[13] Более того, для него было естественным собрать ревностную горстку своих верных последователей и сделать ее ядром организации. Не имея поддержки со стороны какого-либо университета или другого академического общества, он вынужден был создать свою собственную маленькую научную вселенную, свои журналы, свою прессу. Тем, кто оказался внутри движения, нелегко было сразу заметить, что это лишь усиливало изоляцию психоанализа и укрепляло дух исключительности и нетерпимости. Фрейд сильнее, чем его ученики, ощущал важность того, что через сотрудничество с Бургельцли психоанализ мог найти путь к академическому обществу. Поэтому он старался удержать Блейлера, представителя официальной психиатрии, в качестве связующего звена. Однако Блейлер не был эмоционально связан с работой Фрейда, воспринимая развитие психоанализа как у нетто заурядное в ряду других научных дисциплин. Он признавал необходимость образования ассоциации, но предложил ее как форум для дискуссий и исследований, а не как носителя "движения", что "истину" следует охранять, обращая всех в сою веру.

Один инцидент дал Блейлеру повод высказать то, что лежало в основе разногласий между ним и Фрейдом. Психиатра д-ра Майера попросил выйти из Психоаналитического общества из-за его особой позиции по ряду вопросов. В письме от 11 марта 1911 года Блейлер заявляет: "Принцип "Кто не снами, тот против нас", или "Все или ничего", пригоден для религиозных сект или политических партий. Я могу понять этот принцип в политике, но для науки я считаю его вредным. Не существует истины в последней инстанции. Из комплекса идей один человек воспримет одно, другой - другое. Частичное знание - А и Б - не обязательно определяет суть целого. Я не считаю, что в науке, если кто-то признает существование непременно должен подписаться под Б. Я не признаю в науке ни закрытых, ни открытых дверей, в ней вообще не может быть ни дверей, ни барьеров. Для меня позиция Майера столь же правомерна или неправомерна, как и позиция любого другого. Вы говорите, что он искал только преимуществ, не желая ничем пожертвовать. Я не могу понять, какая жертва от него требовалась, кроме пожертвования частью своих идей. Вы не можете требовать этого от кого бы то ни было. Любой человек должен принимать точку зрения другого лишь постольку, поскольку она совпадает с его собственным взглядом; если он согласится на большее, он неискренен; несомненно, Вы это понимаете так же.

Я не верю, что Ассоциация требует такой непримиримости. Это же не вопрос мировоззрения… Вы думаете, что мой выход из Общества несет больше вреда, чем мое вступление ранее принесло пользы. Пока что мне кажется, что теряю только я…

Введение принципа "закрытых дверей" отпугнуло многих друзей общества и сделала некоторых из них оппонентами. Мое вступление никоим образом не изменило этого положения, как и не изменит его на мой уход. Ваше обвинение, что я не думаю о том, какой вред я нанесу ассоциации своим уходом, мне кажется беспочвенным".

Историку невозможно оценить движущую силу чрезвычайной внутренней преданности Фрейда и его первых последователей своей идее в сравнении с тормозящим влиянием столь раннего и жестокого организационного оформления еще молодой научной доктрины. Несомненно, однако, что образ небольшой группы стоических избранников-первопроходцев, борющихся против всеобщего неприятия их идей, устойчиво сохраняется и в наше время, когда изменился весь культурный климат. Это пример культурной отсталости, тормозящей прогресс.

Итак, выход Блейлера из психоаналитического движения означал изоляцию последнего от академической психиатрии и начало его развития как все более централизованной иерархической организации. Тормозящее влияние институционализации на развитие всякого вида мыслительной деятельности хорошо известно. В случае с психоанализом его все усиливавшаяся заорганизованность и пребывание вне системы университетов - традиционных центров научных исследований и просвещения - задержали его развитие, укрепив консервативный характер движения, от чего психоанализ не освободился окончательно и до сего времени. Все это способствовало тому, что новый, революционный взгляд не человеческую личность так и не смог реализовать свои почти не органические возможности. В Европе влияние психоанализа на психиатрию вскоре практически прекратилось. Только в Соединенных Штатах, где психиатры не было вовлечены в междоусобицу, разгоревшуюся между Фрейдом и академической психиатрией, психоанализ смог широко и эффективно проникнуть в практику и обучение психиатров.

Начиная с 1910 года и до начала Первой мировой войны психоаналитические воззрения распространились на Европе, затем проникли в Соединенные Штаты, Индию и Латинскую Америку. К двум существующим обществам - в Вене и Цюрихе - присоединилось в 1908 году третье, созданное в Берлине Карлом Абрахамом и названное Берлинским психоаналитическим обществом. В 1910 году Леонард Зейф организовал Мюнхенское общество, а Джеймс Патнем (1846-1918) из Бостона - Американское общество. В 1913 году возникло общество в Будапеште под руководством Ференци, вскоре Эрнст Джонс организовал первую английскую группу. В 1911 году организовалось Нью-Йоркское психоаналитическое общество под председательством Абрахама Брила (1874-1928); в том же году Международной психоаналитической ассоциацией была утверждена вторая американская группа - Американская психоаналитическая ассоциация. Патнем стал президентом Американской психоаналитической ассоциации, в которую входили и канадские ученые, а Эрнст Джонс, живший в то время в Торонто, стал ее секретарем.

За эти годы выросло и число периодических изданий, посвященных психоанализу. На смену "Листку" в 1913 году пришел официальный журнал Международной психоаналитической ассоциации. Адлер подал в отставку с поста ректора "Листка" еще в первый год его издания, оставив вместо себя Штекеля. Штекель, хотя и обладал блестящим писательским даром и тонким интуитивным чутьем бессознательных процессов, считался тем не менее человеком ненадежным и безответственным. Недовольство Фрейда линией Штекеля и привело к основанию журнала "Zeitschrift", просуществовало до тех пор, пока Гитлер не прикрыл его. Лишь за несколько месяцев до этого Ганс Сакс (1881-1947) и Отто Ранк (1884-1939), два последователя Фрейда из немедицинского круга, основали журнал "Imago", посвященный применению психоанализу в области искусства, литературы, мифологии и антропологии. Эмигрировав впоследствии в Бостон, Сакс основал в 1939 году американское издание "Imago",

Существующее до сих пор.

Однако это энергичное движение вперед сопровождалось рядом конфликтов. Первым из общества вышел Адлер, за ним последовал Юнг. Эти два отступника пошли своим путем по разным причинам. Между Фрейдом и Адлером были теоретические расхождения, однако основной причиной, толкнувшей Адлера на построение системы, радикально отличавшейся от системы Фрейда, стал личный мотив, желание утвердить свое первенство. Фрейд считал, что система Адлера, хотя и ошибочна, обладает все-таки "стройностью и ясностью". Причина выхода Юнга было куда сложнее и, как заметил Фрейд, не столь серьезной в научном плане. В его уходе превалировал культурный фактор. Между венскими психоаналитиками, с одной стороны, и Юнгом и цюрихской группой с другой, существовал антагонизм, хотя Фрейд по-прежнему восхищался Юнгом и даже доверил ему президентство в только что организованной Международной психоаналитической ассоциации. Когда Блейлер покинул ассоциацию, Фрейд даже надеялся, что Юнг разделит с ним руководство психоаналитическим движением.

К сожалению, взгляды Юнга на психологию были окрашены мистическим, эзотерическим тоном; как подметил Абрахам, это было стремление к "Оккультивизму, мистике, астрологии". [14] Кроме того, обнаружилась все большая склонность Юнга к оппортунизму и компромиссу. Юнг написал Фрейду из Америки, что он успешно преодолевает сопротивление идеям Фрейда, снижая акцент на сексуальную природу неврозов. Фрейд ненавидел уступки в вопросах науки и язвительно ответил, что, если бы он выпустил из теории еще кое-что., оппозиция стала бы еще слабее, а не упоминая о сексуальных теориях вообще, можно и вовсе лишиться всякого сопротивления.

После отступничества Адлера и Юнга психоаналитические исследования продолжила небольшая группа наиболее стойких последователей Фрейда, в основном из Вены и Германии, за исключением венгра Шандора Ференци и Эрнста Джонса (1979-1958). Джонс принес идею, навеянную детскими книгами о Шарлемане и его паладинах. Идея эта сводилась к тому, что следует создать "особо тесную внутреннюю группу доверенных аналитиков, которые во всем стаяли бы за Фрейда и были бы вроде телохранителей". Эта небольшая группа, первоначально включавшая Абрахама, Джонса, Ференци, Ганса Сакса, Отто Ранка, а позднее также Макса Эйтингона, стала известна под именем "Внутренний кружок". Как пишет Джонс, они приняли обязательство того, что, если кто-либо из них "почувствует необходимость высказать взгляды, противоречащие принятому психоаналитическому учению, он обязуется до их опубликования предоставить их на конфиденциальное и глубокое обсуждение со всеми нами". Это было лишь подтверждением приверженности той иерархической структуре, которую предложил Ференци для Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году; несмотря на оправдывающие обстоятельства, вызвавшие к жизни эту структуру внутреннего единства и сделавшие ее мерой необходимой, она все-таки представляла собой контроль над мыслью. К сожалению, эта позиция исключительности сохранялась в психоаналитическом движении все время и до некоторой степени существует и теперь.

История психоаналитического движения раскрывает картину развернутого исторического цикла, когда первые провозвестники новой революционной научной идеи под влиянием упорного, резного сопротивления и злобных нападок своих оппонентов могут постепенно превратиться в консервативных, зачастую догматичных, скорее охранителей, нежели искателей истины. Для пионеров, подвергавшихся постоянным оскорблениям со стороны предвзятых и невежественных оппонентов, внутреннее единство становится важнее всего другого. Они начинают считать злейшими врагами не открытых своих оппонентов, но уклонистов в своей сфере, не выдержавших публичных нападок и непопулярности и готовых пожертвовать теми главными достижениями, которое общество не приемлет из-за их новизны и тревожащей душу сущности. Для истории важен факт, что психоаналитические общества так никогда и не смогли избавиться от этого наследства.

После первой мировой войны психоаналитические общества возобновили свою деятельность в столицах Европы и крупных центрах Соединенных штатов. В станинных европейских центрах продолжилось их активное развитие под руководством выдающихся первопроходцев: Абрахама, Ференци и Джонса. В Берлине Макс Эйтингон, Ганс Сакс, Шандор Радо, Франц Александер (1891-1964), Отто Фенихель (1897-1946), Зигфрид Бернфельд (1892-1953), Карен Хорни (1885-1953) и Феликс Бем внесли свой вклад в организацию первого Психоаналитического учебного института, в котором обучалось много студентов-американцев. Спустя год, в 1920 году, несколько опытных аналитиков, таких как Пауль Федерн (1872-1950), Хелен Дойч, Герман Нунберг, Эдвард Хитшман (1871-1957) и другие, организовали Венский институт. В Лондоне к Эрнсту Джонсу присоединилась группа плодотворно работавших психоаналитиков, среди них монтегю Дэвид Эдер (1866-1936), Эдвар Гловер, Джонс Рикман (1891-1951), Джеймс Стрейчи, Элла Фримен Шарп, Джоан Ривьер и Мелани Клейн. Во Франции в середине 20-х годов, после периода сравнительно малой активности, появилась энергичная группа, которой помогала выдающаяся личность - княгиня Мария Бонапарте. В Голландии лидерами голландской школы стали Ван Дер Эмден, Дж. Х.В. Ван Оппюйзен (1882-1950) и очень одаренный Август Стэрке (1880-1954), а в Италии психоаналитическое общество основал Эдоардо Вайсс. Вскоре Отдельные начинания в этой области стали возникать и в Скандинавских странах, и в Бельгии. В Швейцарии после отступничества Юнга к руководству пришли Филипп Сарасен и преподобный Оскар Пфистер (1873-1956), позднее к ним присоединились Хайнрих Менг и Ганс Цуллигер.

Некоторые из психоаналитических обществ организовали свои учебные институты. Преподавание в них велось в основном по системе, принятой в Берлинском институте: теоретические и практические занятия чередовались с обязательным личным психоанализом. Первым официальным педагогом по психоанализу был Ганс Сакс, назначенный Берлинским институтом в 1921 году; Франц Александер первым защитил ученую степень по психоанализу. Во всех учебных центрах были образованы комиссии по отбору претендентов и анализу их личности с целью выбора наиболее способных к психоанализу. Большинство из нынешних институтов психоанализа Соединенных Штатов следуют берлинскому образцу обучения. После Нью-Йорка и Чикаго появились учебные центры и в Филадельфии, Бостоне, Детройте, Топике, Сан-Франциско, а позднее в Вашинктоне, Лос-Анжелесе, Сиэтле, Денвере, Новом Орлеане. Организационное оформление психоаналитической доктрины было в полном разгаре к концу второй мировой войны. Случаи психических заболеваний во время войны давали колоссальный простор для исследований, и многие врачи заинтересовались тогда психиатрией. В Соединенных Штатах влияние психоанализа было огромным, так как здесь не было столь резко, как в Европе, водораздела с академической психиатрией. А.А. Брил, первым переводивший работы Фрейда на английский язык, пользовался в академической среде огромным уважением. А Смит Элай Джелиффе (1866-1945), нью-йоркской невропатолог и психоневролог, и Уильям Алансон Уайт (1870-1937) из вашингтонского госпиталя Св. Елизаветы внесли большой вклад в преодоление разногласий между психоаналитиками и психиатрами из университетских кругов. [15]

Американская психоаналитическая ассоциация тоже стремилась к централизации. С момента зарождения психоаналитического движения его руководители чувствовали, что задачей ассоциации должны быть строгий контроль и руководство подготовкой психоаналитиков. По старой традиции, заложенной еще Нюрнбергским конгрессом в 1910 году, эта задача была доведена центральным комитетам. Однако, когда психоанализ проник на университетские факультеты психиатрии, возникла проблема увязывания психоанализа со всей учебной программой по психиатрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: