В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог. Налог федеральный, прямой, порядок исчисления и уплаты его в бюджет и в государственные внебюджетные фонды регулируется главой 24 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками единого социального налога признаются:
I. Лица, производящие выплаты физическим лицам, - организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
II. Индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляется и уплачивает налог по каждому основанию.
Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также вознаграждения по авторским договорам.
Не являются объектом налогообложения:
выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.
выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, займа, кредита, факторинга, страхования, найма помещений и др.
Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемых ими в пользу физических лиц.
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Указанные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
1. у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Эта норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а именно:
организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
иные организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль;
2. у налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налогов) периоде. Эта норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, а именно:
индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
физические лица, не формирующие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налоговая база для:
организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями и осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.
Следует отметить, что указанные выше налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Реестр налогового учета по ЕСН: «Индивидуальная карточка учета сумм начисленного дохода и исчисленного ЕСН».
Налоговый кодекс предусматривает выплаты, не подлежащие налогообложению ЕСН:
· государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
· компенсационные выплаты в размерах, установленных в соответствии с законодательством РФ, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; возмещение командировочных расходов; компенсацией за использование личного автотранспорта в служебных целях; оплатой стоимости питания, спортивной парадной формы; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск и др.
· в налоговую базу при исчислении ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
· выплаты, осуществляемые работодателем в пользу наемных работников при условии, что они производится за счет чистой прибыли предприятия.
От уплаты налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III групп;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетным периодами по налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Ставки налога:
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования Российской Федерации | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Территориальные фонды обязательного страхования | ||||
До 280000 руб. | 20,0% | 2,9% | 1,1% | 2,0% | 26,0% |
От 280001 руб. до 600000 руб. | 56000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. | 8120 руб. + 1% с суммы, превышающей 280000 руб. | 3080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. | 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. | 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 руб. | 81280 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб. | 11320 руб. | 5000 руб. | 72000 руб. | 104800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования. ЕСН рассчитанный в Федеральный бюджет распределяется следующим образом:
часть его (6%) перечисляется отдельным поручениям в Федеральный бюджет, а затем ФБ направляет эту часть на финансирование базовых пенсий;
вторая часть налога исчисляемого в ФБ (14%) работодателям перечисляется в Пенсионный фонд на финансирование страховой и накопительной части пенсий, причем данные суммы пенсионным фондом зачисляются непосредственно на лицевые счета застрахованных лиц.
Размер страховых взносов зависит от возраста застрахованного лица, при чем с доходов физических лиц 1966 г. и старше страховые взносы начисляются на выплаты только страховой части пенсии. С доходов физических лиц с 1967 г. и моложе взносы начисляются на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежные поручения на перечисление налога.
Расчет ЕСН ведется в разрезе каждого фонда социального страхования, как произведение налоговой базы на ставку налога.
В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
3) направленных ими на приобретение путевок;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.
По окончанию каждого отчетного периода представляется в налоговый орган расчет об авансовых платежах по ЕСН не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодам.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговую инспекцию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». По Кредиту счета в корреспонденции с соответствующими счетами затрат отражается начисление обязательных платежей подлежащих к уплате органам социального страхования и обеспечения. По Дебету счета отражается перечисление названных платежей в корреспонденции со счетом 51. Кроме того, по Дебету счета 69 отражается начисление выплат социального характера, которые в соответствии с действующим законодательством производит работодатель за счет средств соответствующих фондов. Чаще всего счет 69 имеет Кредитовое сальдо. Однако наличие Дебетового сальдо по отдельным субсчетам не исключается, в этом случаи сальдо по счету 69 в балансе отражается в развернутом виде.
К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета:
69/1 – расчеты по ЕСН в части фонда социального страхования;
69/2 – расчеты по пенсионному фонду:
69/2¹ - расчеты с пенсионным фондом по страховым взносам на страховую часть пенсии;
69/2² - расчеты с пенсионным фондом по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
69/3 – расчеты по ЕСН в части федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
69/4 – расчеты по ЕСН в части территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
Начисленные суммы в ФСС, ПС, в ФОМС относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Дебет других счетов производственных затрат (23, 25, 26 и др.)
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1, 2, 3.
Часть сумм, начисленных в Фонд социального характера, Пенсионный фонд, используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на детей и др.
Начисление работникам организации указанных пособий оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
субсчета 1 и 2
Кредит счета 70 «Расчет с персоналом по оплате труда».
Остальную часть сумм отчислений по социальному страхованию перечисляют в Фонд социального страхования, отчислений в Пенсионный фонд – в указанный Фонд, а отчисления в фонды медицинского страхования – в соответствующие фонды. Перечисление оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
субсчета 1,2,3
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Начисленную оплату труда работников непроизводственной сферы (Жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений и др.) и указанные отчисления на нее относят на счета целевых источников, предусмотренных сметами на содержание соответствующих объектов.
Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (с кредита счетов 70, 69). По окончанию месяца учтенные на счете 29 затраты списываются в зависимости от имеющихся источников финансирования в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» или счета 86 «Целевое финансирование» и др.
Расходы на негосударственное пенсионное обеспечение являются расходами по обычным видам деятельности и учитываются по дебету счетов учета затрат на производство и расходов на продажу и кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Если по условиям договора уплата пенсионного взноса производится разовым платежом, то сумма платежа вначале отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим ежемесячным равномерным описанием с этого счета на счета учета затрат на производство и расходов на продажу.
При журнально-ордерной форме синтетический учет ведется в журнале ордере № 10.