Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли

Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире. Оборот торговли

 

Общемировой оборот сектора розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США[1]. Вследствие экономического кризиса в 2009 году по предварительным данным отмечается снижение оборота розничной торговли на 6,4%.

 

Рис. 1. Оборот мировой розничной торговли

 

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Роль малого и среднего бизнеса

 

Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

 

Рис. 4. Доля малого бизнеса от оборота продовольственной розничной торговли в 2007 г.

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Дополнительные возможности малого бизнеса лежат в переориентации на другие сектора экономики, в частности, услуги для организаций. За период с 1990-2000 гг. в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. Произошли изменения в структуре направления деятельности малых предприятий. В 1990 г. 26% малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 г. – уже только 9%, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций.

В целях защиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов – требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м. до 3000 кв.м.

Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы – таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы.

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% – в формальные. В розничной торговле – 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% – в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками, не состоящими в кооперации. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

 

Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли

 

Россия существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран. Так, вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель – более 50 процентов.

Среди основных проблем малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить:

-  наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;

-  дефицит финансовых ресурсов;

-  сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;

-  проблемы подключения к инженерным коммуникациям;

-  низкий уровень инфраструктуры, слабое развитие франчайзинга.

В последние годы активно проводится реформа по снижению барьеров для малого бизнеса. Но не все положения работают в равной степени. Уровень госрегулирования продолжает оставаться высоким. Главная проблема по-прежнему связана с получением значительного количества документов, чрезмерной налоговой и статистической отчетностью. Поэтому необходимо дальнейшее снижение административных барьеров при этом важно, чтобы вслед за позитивными изменениями федерального законодательства оперативно вносились коррективы в нормативную базу на региональном и местном уровнях.

Одной из существенных проблем малого бизнеса является дефицит финансовых ресурсов. Недостаток финансирования означает:

-отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

-отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартап). Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и т.д. - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет. Для стартапа получить ссуду достаточно сложно. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки стартапов, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.

Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" открыл дорогу приватизации недвижимости, арендуемой малым бизнесом - дал арендаторам право преимущественного выкупа. Однако в России пока выкуплено только 10 тыс. помещений из 1 миллиона возможных. Основными причинами являются малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость.

Проблемой является также подключение к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Основной сложностью на протяжении длительного периода являлась высокая стоимость получения разрешения на использование дополнительных мощностей. Многие предприниматели изначально подбирали помещения, где нет необходимости изыскивать дополнительные мощности. Еще одной сложностью является наличие как минимум 3-х организаций, которые участвуют в выдаче разрешений и в процессе работы малых предприятий имеют право осуществлять контроль. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий малого и среднего бизнеса, которое произошло по решению федерального правительства, существенно облегчает финансовое бремя предпринимателя. Однако, сама проблема в получении технических условий для подключения к сетям остается, так как строительство и прокладка новых сетей фактически зависит от воли и желания работников энергетических компаний (непрозрачная и громоздкая процедура заключения договоров присоединения; негарантированные сроки присоединения; предъявление необоснованных требований к потребителям; присоединение без заключения договора).

Одним из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых и средних торговых предприятий является франчайзинг (коммерческая концессия). В настоящее время рынок франчайзинга в России оценивается в 4-5 миллиардов долларов с общим числом франчайзеров порядка 350. Около половины рынка приходится на хозяйствующие субъекты, занятые в сфере розничной торговли, больше четверти – в общественном питании, около 12% приходится на сферу услуг.

К факторам, которые препятствуют более активному развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

- отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;

- неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;

- кредитование начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам;

- закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из–за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их функционирования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: