Курсовая работа №1
Учебная дисциплина – «Бухгалтерский финансовый учет»
Повышение эффективности бухгалтерского финансового учета материально – производственных запасов на строительных предприятиях.
Специальность: 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (кроме коммерческих банков)
Руководитель: _____________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Видное 2010 год
Содержание
Введение
I. Теоретические основы экономической эффективности формирования бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов на предприятиях строительной промышленности.
1.1. Экономическая сущность МПЗ и его учета на предприятии.
1.2. Методические аспекты бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов.
II. Оценка состояния бухгалтерского финансового учета МПЗ предприятий строительной промышленности и разработка мероприятий по повышению эффективности их использования.
2.1. Оценка деятельности ООО «Астерком» по данным бухгалтерского финансового учета.
2.2. Рекомендации по повышению эффективности работы предприятий
строительной промышленности.
Заключение
Терминология
Список литературы
Приложение
Тема «Повышение эффективности бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов на строительных предприятиях» выбрана не случайно, так как в промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Общепринятым является отнесение продуктов труда к запасам предприятия от момента их поступления на склад предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям. Промышленные предприятия приобретают сырье и материалы, потребляют их в производственном процессе и получают готовую продукцию. Торговые организации покупают и продают готовые материальные ценности - товары. Строительные фирмы приобретают у предприятия отраслей обращения.
Актуальность проблемы вызвана широкой оценкой материально-производственных запасов и их отражением в бухгалтерском балансе. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению строительным предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной коньюктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация. В связи с этим в настоящее время поселки, построенные с учетом личных интересов его жителей (так называемых хобби-поселки), все активнее отвоевывают себе место на загородном рынке. В новых условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности. Бухгалтерский финансовый учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью всех средств хозяйства, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции. Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных фондов. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.
Обзор литературы. В экономической литературе встречается немало исследований, посвященных тем или иным проблемам признания, оценки, учета, анализа и классификации материально-производственных запасов. Несмотря на сравнительно большое число научных работ по этой проблеме, следует отметить, что большинство отечественных работ было опубликовано еще до перехода к рыночным отношениям, поэтому они нуждаются в дальнейшей проработке с учетом особенностей и требований рыночной экономики. Определенный вклад в решение этой проблемы внесли отечественные исследователи: Я.В.Соколов - автор показал и проанализировал огромное число бухгалтерских приемов, большинство из них может успешно применяться в нашей стране.
Абрамова Н.В., Камышанов П.И. - наряду с изложенными в доступной форме основами бухгалтерского учета рассмотрен его практический курс. На примере финансово-хозяйственной деятельности организации показано отражение конкретных операций на счетах, приведены бухгалтерские проводки, даны числовые примеры используемых в практической работе расчетов и вычислений. На основе новейших нормативных актов раскрываются также вопросы налогообложения и отчетности организаций. Автор привел методику проведения аудита, даны практические рекомендации по проверке отдельных объектов учета и правильности исчисления налогов, Тумасян Р.З. – автор базируется на действующих в настоящее время Положениях по бухгалтерскому учету и Плане счетов бухгалтерского учета во взаимосвязи с действующими нормативными документами по налогообложению организаций. При написании книги учтены все новые и действующие нормативные документы в области бухгалтерского и налогового учета, в том числе документы, введенные в действие после 1 января 2004 года. Настоящее пособие построено с учетом действующей программы подготовки бухгалтеров и по аналогии с учебниками по бухгалтерскому учету. Несомненным достоинством пособия является наличие в нем большого числа примеров хозяйственных ситуаций с их решениями, способствующих лучшему усвоению теоретических и практических вопросов по бухгалтерскому учету. Основы бухгалтерского учета тесно взаимосвязаны с требованиями налогового учета, установленными главой 21 "Налог на добавленную стоимость" и главой 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ., Булавина Л.Н. - в соответствии с Планом счетов, действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению, согласно российским и международными стандартами изложены теоретические основы формирования финансовых результатов, методика их бухгалтерского учета и отражения в отчетности с учетом требований ПБУ 18/02; принципы организации налогового учета и ключевые направления совершенствования методики учета финансовых результатов, В.Ф.Палий, Е. А. Мизиковский, В.Н.Нестеров, В. Д. Новодворский, В. И. Ткач, И. Л. Бреславцева, М. И. Кутер, Л. И. Куликова, и другие. В зарубежной экономической литературе аналогичные теоретические аспекты нашли свое отражение в трудах С. Хендриксена, М.Ф.Ван Бреда, Р. Энтони, Дж. Рис, Ж. Ришара и др.
Целью курсовой работы является анализ состояния бухгалтерского финансового учета в строительной промышленности и разработка рекомендаций по эффективности его работы; изучение теоретического материала, действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета МПЗ, мониторинг последних изменений законодательства; анализ состояния бухгалтерского финансового учета и использования МПЗ строительной промышленности и разработка рекомендаций по эффективности его работы. Разработка предложение по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов в основном в части амортизации и компьютеризации учета.
Основными задачами бухгалтерского учета МПЗ являются правильное документальное и своевременное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов; формирование фактической себестоимости запасов; контроль за сохранностью запасов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения; контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции (выполнение своевременных работ, оказания услуг); своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи и выявления иных возможностей вовлечения в оборот; проведение анализа эффективности использования запасов.
Объектом исследования является экономические показатели финансовой хозяйственной деятельности предприятия – ООО «Астерком» строительной промышленности. Компания, являющаяся зарегистрированным юридическим лицом, имеющая самостоятельный баланс, оборот 210 – 332 тыс. руб. в год. Предприятие частной собственности, занимается строительством зданий и сооружений, сдачей недвижимости в аренду. Оно является прибыльным, использует посреднические услуги, работает на рынке три с половиной года.
Предметом исследования является процесс организации бухгалтерского финансового учета предприятий строительной промышленности и показатели эффективности его работы. Ответственность за хозяйственную деятельность организации в целом как хозяйствующего субъекта несет ее руководитель. Он также несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций, достоверность предоставленной отчетности. Руководителю организации дано право выбрать, как будет организована бухгалтерия предприятия. В зависимости от объема учетной работы организационная форма бухгалтерии может быть организована следующим видом:
-учреждена бухгалтерская служба как отдельное структурное подразделение, которое возглавляет главный бухгалтер;
- вводится в штат должность бухгалтера;
- передается на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру- специалисту;
- руководитель может вести бухгалтерский учет лично.
Наиболее распространены первая и вторая формы организации бухгалтерского учета в организациях, причем первая характерна для средних и крупных организаций, вторая - для мелких организаций. При выборе той или иной формы организации учета руководителю следует исходить из объема хозяйственных операций, возможности привлечения квалифицированных специалистов, затрат на ведение учета. На малых предприятиях главному бухгалтеру обычно поручают и обязанности кассира. Такие поручения должны быть оформлены приказом руководителя организации. Если в организации создается структурное подразделение – бухгалтерия, ее возглавляет главный бухгалтер. Он назначается на должность и освобождается от должности непосредственно руководителем организации. Подчиняется главный бухгалтер также непосредственно руководителю организации. Следует обратить внимание: данный принцип определен на законодательном уровне, никакие внутренние распорядительные документы организации не имеют право его отменить. Если главным бухгалтером пытается управлять финансовый директор или заместитель генерального директора по экономике, такая структура управления организацией противоречит законодательству и не может применяться. Закон обязывает применять схему прямой подчиненности главного бухгалтера непосредственно генеральному директору в связи с тем, что именно главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также своевременную уплату налогов и правильное определение налогов. Именно главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых организацией хозяйственных операцией законодательству РФ, осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета, контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, правильным отражением хозяйственных операций и их соответствие законодательству. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации. Главному бухгалтеру в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главных бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.
Рабочей гипотезой исследования является предположение, что информация бухгалтерского финансового учета позволит более эффективно вести деятельность (компания, являющаяся зарегистрированным юридическим лицом, имеющая самостоятельный баланс, оборот 210 – 332 тыс. руб. в год. Предприятие частной собственности, занимается строительством зданий и сооружений, сдачей недвижимости в аренду. Оно является прибыльным, использует посреднические услуги, работает на рынке три с половиной года) ООО «Астерком», если:
· Ведение бухгалтерского финансового учета соответствует положениям по бухгалтерскому учету и нормативно технической документации;
· Бухгалтерский учет достоверно и полностью отражает сведения о деятельности ООО «Астерком»;
· Осуществлять контроль за результатами хозяйственной финансовой деятельности.
Из данной гипотезы вытекают следующие задачи исследования:
- раскрыть методические и нормативные основы финансового бухгалтерского учета применительно к деятельности строительных предприятий
- дать оценку состояния бухгалтерского финансового учета строительной организации
-обосновать предложение по совершенствованию финансового учета и результатов хозяйственной деятельности.
Методическая основа курсовой работы строиться на основе работ ведущих экономистов нашей страны и зарубежных ученых, также нормативных материалов в области бухгалтерского учета и отчетности в частности ФЗ -129 от 23.07.1998 года «О бухгалтерском учете. Положения/ стандарты по бухгалтерскому учету». В курсовой работе использованы такие методы исследования как анализ и синтез, методы наблюдения, аналитического моделирования, группировки, балансовый и графический методы, математические приемы, приемы экономического анализа, приемы бухгалтерского учета. При выполнении курсовой работы использована статистическая информация, справочная, методологическая литература. Выявлено основное противоречие, выразившееся в несоответствии передовой теории по бухгалтерскому учету, действующей практики, организации бухгалтерского учета на предприятиях строительной промышленности.
Противоречие исследования бухгалтерского финансового учета материально – производственных запасов заключается в несоответствии достижения науки и передового опыта состояния учета на предприятиях. Из проблемы и противоречия определяется тема исследования: «Повышение эффективности бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов на строительных предприятиях».
Проблема данного исследования состоит в том, что концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике определяет основы построения систем бухгалтерского учета в условиях экономической среды, сказывающейся в данный момент. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модели рыночной экономики. Используют опыт стран с развитой рыночной экономикой, концепцией является основы построения системы нормативного развития. Однако концепция не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету. Если какое – либо положение концепции противоречит нормативному акту по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение нормативного акта.
Исходя из сформированной проблемы и противоречия, вытекает тема исследования: «Экономическая эффективность формирования бухгалтерского финансового учета основных средств на предприятиях строительной промышленности».
Новизна работы состоит в том, что в результате проведенного исследования уточнены творческие и методические подходы к определению сущности бухгалтерского учета (основных средств, денежных средств, готовой продукции, что исследовали) и выявлена необходимость совершенствования их учета в современных условиях хозяйствования строительного предприятия. Обоснованы методы бухгалтерского учета и анализа экономической эффективности бухгалтерского финансового учета основных средств на предприятиях строительной промышленности.
Подобрана методика оценки состояния для бухгалтерского финансового учета предприятия строительной промышленности и использования информации внутренними и внешними пользованиями. Дана направления данных бухгалтерского финансового учета для решения проблем доходности, ценообразования, издержек.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке направления повышения эффективности работы предприятия строительной промышленности. Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных процессов: снабжение (заготовление и приобретение материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Материально производственные запасы являются предметами труда и обеспечивают основной производственный процесс организации, в котором они используются. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес. В настоящее время в условиях рыночной экономики, на мой взгляд, заготовление и приобретение материально производственных запасов имеет важное значение на начальной стадии заготовления. Поэтому данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального приобретения и использования материалов, и обеспечение надлежащего их заготовления и расходования. Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету материально производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за приобретением, движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью учета и контроля материально производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства. Многообразие форм собственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют альтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета производственных запасов. У предприятий теперь появилась возможность выбора различных способов организации учета заготовления и приобретения материалов; отражения стоимости материалов, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков; выявления отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от учетных цен и их последующего распределения между израсходованными в производстве материалами и их остатками на складах; погашения стоимости находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постепенно увеличивается потребление материально- производственных запасов. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информации для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности. Руководители фирмы (структурных подразделений), осуществляющие производственную деятельность, должны постоянно следить за соблюдением нормативов, за динамикой фактических удельных расходов, так как материальные затраты занимают высокий удельный вес в общих затратах на производство, а следовательно, эти затраты существенно влияют на величину получаемой прибыли. Отсюда следует, что экономия материальных ресурсов является важнейшим фактором повышения эффективности производства. Без правильной организации учета и контроля за использованием материалов невозможно обеспечить контроль за остатками, поступлением и расходами запасов на складах. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема весьма актуальна в условиях рыночной экономики. Цель написания работы – рассмотрение вопросов учета МПЗ. В ней дается детальная классификация и структура МПЗ, представлена оценка МПЗ, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов МПЗ. Отдельное внимание уделено бухгалтерской отчетности предприятия, связанной с учетом основных средств. Основные средства - это средства труда, за исключением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, к которым относят объекты стоимостью до 30-ти минимальных заработных плат. Точное определение строительства как вида производственно – хозяйственной деятельности, так без этого определения невозможно правильно организовать учет и определить налоги. Для того чтобы понять различие между двумя видами деятельности по строительству и прочей сборке, необходимо определить, что строительство, а все другое изготовление имущества должно рассматриваться как сборка или монтаж. В нормативных документах бухгалтерского и налогового законодательства отсутствует расшифровка такого понятия, как строительство. Поэтому можно воспользоваться другими источниками. Так основным источником информации по отнесению работ к определенному виду деятельности является Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, который введен в действие в 2003 году. Согласно классификатору существуют следующие виды работ:
- Строительство вообще, включая монтаж в строительстве;
- Отдельно монтажные работа только в сфере строительства;
- Монтажные работы в разных сферах деятельности, включая строительство.
Необходимо отметить, под строительством подразумевается новое строительство, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение зданий. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объекта. Сложнее дело обстоит с выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления. Если организация является плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), такие работы в случае признания их строительными, по мнению налоговых органов, должны облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС). Об этом указано в письме Минфина России от 8 декабря 2004 г. № 03-04-11/222 «Об уплате НДС со строительно-монтажных работ организациями, переведенными на уплату ЕНВД». В п. 4 ст. 346 НК РФ говорится, что налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД, не являются плательщиками НДС по «вмененному» виду деятельности. Этот вывод подтверждается и п. 7 ст. 346 НК РФ, где говорится, что если организация наряду с действительностью, переведенной на ЕНВД, осуществляет другие виды деятельности, то налоги по этим «другим» платятся в общеустановленном порядке.
В результате анализа состояния бухгалтерского финансового учета выявлены резервы увеличения поступления денежных средств, предложены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского финансового учета и по мобилизации снижения затрат. Анализ позволил свести их к оптимальному уровню и получению дополнительной прибыли предприятия.
Глава I. Теоретические основы экономической эффективности формирования бухгалтерского финансового учета МПЗ на предприятиях строительной промышленности.
1.1. Экономическая сущность МПЗ и его учета на предприятии
Учет материально производственных запасов регламентируется следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г № 129-ФЗ., в редакции Федерального закона от 23.07.98г. № 123 «О бухгалтерском учете»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от24.03.2000г. №31н).
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н., в редакции 2002г.
5. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н. (взамен действовавшего ПБУ 5/98)
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. N 283, приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н утверждено положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (приказ зарегистрирован в Минюсте России 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806). Новое положение вышло взамен ранее утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98". Разработка новой редакции положения вызвана введением в практику российского бухгалтерского учета отдельных требований международных стандартов финансовой отчетности, которые не были реализованы в ранее принятом положении (отражение в бухгалтерском учете создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей). С выходом ПБУ 5/01 завершен последовательный ряд изменений, касающихся отражения в учете средств труда, включаемых в состав средств в обороте, или так называемых малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), в новом положении такое понятие отсутствует. С введением в действие положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, приобретаемые активы, учитываемые ранее в составе МБП, включаются в состав материально-производственных запасов и отражаются как инвентарь и хозяйственные принадлежности на счете 10 "Материалы". При принятии к бухгалтерскому учету материальных активов, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, вне зависимости от их стоимости организациям следует руководствоваться ПБУ 6/01.
6. Методических указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н
7. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49.
8. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а,
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. Федерального закона от 29.12.2000г. № 166-ФЗ).
10. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002г № 135н «в утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету специального приспособления, специального оборудования и специально одежды»
11. Учетная политика организации.
В бухгалтерском учете в качестве материально – производственных запасов принимаются активы:
- используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенные для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты» и др.);
- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией) активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи. Основная часть материально – производственных запасов (МПЗ) используется в качестве предметов труда и производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость на стоимость производственной продукции. Основными задачами учета материально - производственных запасов являются:
а) формирование фактической себестоимости запасов;
б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
е) проведение анализа эффективности использования запасов.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов:
- сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
- учет количества и оценка запасов;- оперативность (своевременность) учета запасов;
- достоверность;
- соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
- соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются:
- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам - сортам - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
- применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
- организация, там, где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
- установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
- установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений)).
Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета. В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная одежда и специальная оснастка. Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.). Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции. Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу. Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление). Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используются для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования. Инвентарь и хозяйственные принадлежности – это часть материально – производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.). Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырье и материалов в производственно - эксплуатационной деятельности. Согласно ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается предприятием самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами. Формы первичных учетных документов утверждаются:
а) Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации
- унифицированные формы первичной учетной документации;
б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;
в) организациями - формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций. Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Может составляться отдельный список наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета). Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года. Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов.
1.2. Методические аспекты бухгалтерского финансового учета материально-производственных запасов.
В соответствии с Методическими указаниями и ПБУ 5/01, материалы могут поступать следующим образом:
1. приобретение за плату;
2. изготовление силами организации;
3. внесение в качестве вклада в уставный капитал;
4. безвозмездное получение;
5. поступление в результате товарообменной операции.
Методические указания подробно регламентируют документооборот, образующийся при поступлении материалов (особенно, при поступлении материалов, приобретенных за плату). В частности, установлено следующее: в соответствии с пунктом 44 основанием для осуществления расчетов при оплате материалов, поступивших по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам от поставщиков (грузоотправителей) являются следующие документы:
расчетные документы:
- платежные требования;
- платежные требования-поручения;
- счета;
- товарно-транспортные накладные и т.п.
сопроводительные документы:
- спецификации;
- сертификаты;
- качественные удостоверения и т.п.
Нетрудно убедиться, что формы перечисленных документов не являются унифицированными формами по учету МПЗ и не утверждены в установленном порядке постановлением Госкомстата РФ. Следовательно, основанием для оприходования материалов такие документы служить не могут. Это обстоятельство обуславливает необходимость установления в конкретной организации порядка приема, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации), организационной структуры и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. Обычно рекомендуется следующая схема документооборота и действий, выполняемых должностными лицами организации (не только бухгалтерии, обязанности которой определены особо) при поступлении тех или иных документов: 1). Зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов (форма журнала учета поступающих грузов утверждена постановлением Госкомстата РФ от 9 августа 1999 года №66 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету продукции, товароматериальных ценностей в местах хранения»). Записи в журнал делаются уполномоченными работниками по мере поступления запасов на основании сопроводительных товаротранспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке; 2). Проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренных договором. Выполнение данной функции целесообразно проводить в два этапа. Во-первых, проводить проверку непосредственно при поступлении грузов. Во-вторых, осуществлять последующий контроль при обработке расчетных и сопроводительных документов в бухгалтерии (при наличии службы снабжения нелишним будет проведение подобной проверки и в подобном подразделении). 3). Проверить правильность расчетов в расчетных документах. Проверку расчетов (прежде всего, арифметическую) также уместно проводить и при приемке, и при обработке документов – то есть в местах поступления или хранения материалов и в бухгалтерии; 4). Акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично, или мотивированно отказаться от акцепта (оплаты). Право проставления акцепта или оформления отказа от него может быть установлено распорядительными документами организации или приложением к учетной политике. В любом случае окончательное решение об оплате должны принимать руководитель организации и главный бухгалтер, как лица, непосредственно несущие полную ответственность за деятельность организации. Трудовым кодексом РФ, вступившим в действие 1 февраля 2002 года, предусмотрена возможность привлечения к полной материальной ответственности и иных должностных лиц организации. Однако для того, чтобы это стало правомерным и осуществимым необходимо, как минимум, пересмотреть условия коллективного договора между администрацией и работниками организации (статья 243 ТК РФ); 5). Определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора. Для того, чтобы определить размеры и предполагаемую степень ответственности отдельных лиц или организаций, целесообразно участие, как минимум, трех специалистов – снабженца (отвечающего за организацию договорных отношений с поставщиками и располагающего самой подробной информацией об условиях договора), юриста (который обязан юридически грамотно составить документы, служащие основанием для предъявления претензий или обращения взыскания на работников организации, получающей материалы) и бухгалтера (обеспечивающего точность расчетов) размера ущерба); 6). Передать документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенности производится в порядке, установленном Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967г. № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска их по доверенности». В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда от 13 августа 1996г. № 1792/96 и пунктом 45 Методических указаний доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами или распоряжением руководителя с приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главбухом этой организации. Унифицированная форма доверенности утверждена постановлением Госкомстата РФ от 31 октября 1997г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве», с учетом изменений. Причем утверждено две формы доверенности: № М-2 и № М-2а. Обе формы применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов. Поступившие материалы должны быть своевременно оприходованы. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанными в расчетных и сопроводительных документах. Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997г. № 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Форма № М-4 применяется для учета материалов, поступающих от поставщика или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни. В приходном ордере указываются следующие реквизиты: организация; структурное подразделение; дата составления; склад; поставщик; страховая компания; корреспондирующий счет; номер документа; наименование материала; номенклатурный номер; единица измерения; количество; цена; сумма без НДС; сумма НДС; сумма с учетом НДС; номер паспорта; порядковый номер в складской картотеке. Вместо приходного ордера, приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными). При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется. Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. Форма акта о приемке материалов (форма № М-7) также утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а. В указаниях по заполнению формы № М-7 уточнено, что она составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт о приемке материалов является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику или отправителю. Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе «Другие данные». Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр – в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой – отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни. Приемные акты и приходные ордера на оприходование материалов должны, как правило, составляться в день их поступления. Только при этом условии возможно предъявление претензий поставщику (в том случае, если те или иные условия договора нарушены) без опасения того, что органы арбитража будут иметь формальную возможность отказать в рассмотрении иска. Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на сумму материалов в акцепт. Неотфактурованные поставки регистрируются в журнале - ордере №6 в конце месяца (в графе Б "Номер счета" ставится буква Н), когда возможность получения платежного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептируются предприятием оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере №6 в свободной строке по группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного требования, а по строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется тоже по группе и в графе " акцепт". Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. Кроме перечисленных документов составляются накладные - требования на отпуск материалов (ф. № М-11) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад. Материально ответственное лицо, выписывает накладные в двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования. Бывают случаи, когда отдельные партии материалов находятся в процессе технической приемки, лабораторного испытания или по ним произведен отказ от акцепта счета (обусловленного нарушением договорных условий). Такие материалы принимаются на временное ответственное хранение. Заведующим склада или кладовщиком они приходуются в специальной книге, а в бухгалтерском учете стоимость поступивших материальных ценностей отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в сумме, указанной в расчетных документах. После того, как обстоятельства, обусловившие учет этих материалов на забалансовом счете, будут устранены, ранее отраженные суммы списываются со счета 002 и одновременно приходуются на соответствующем балансовом счете (10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»). В складском учете записи должны вестись с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки», «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп – в разрезе отдельных партий материалов. Такие материалы хранятся на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не могут расходоваться. Методические указания рекомендуют массовые строительные материалы, конструкции и детали, используемые на стройках, завозить непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный) склад. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделений организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом). Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения строительной организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации. Все первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей поступают в бухгалтерию, где они, прежде всего, подвергаются контролю по существу операций и правильности оформления. Здесь, в частности, проверяют наличие реквизитов, подписей, арифметические подсчёты, особое внимание обращается на законность операций. Неверно оформленные документы возвращаются на доработку. После проверки работником бухгалтерии документов, они подтверждаются таксировке. Затем все приходные и расходные документы группируются по складам, синтетическим счетам, субсчетам, а в разрезе отдельных групп материалов – по учётным ценам. Итоги подсчётов этих документов заносятся в накопительные ведомости синтетического учёта, которые ведутся по складам и отдельно по приходу и расходу в соответствии с указанной классификацией. Сложенный порядок учёта материально-производственных запасов позволяет осуществлять систематический контроль за складским учётом, получать информацию об их движении, сократить трудоёмкость учётной работы, облегчить поиск технических ошибок.
II. Оценка состояния бухгалтерского финансового учета МПЗ предприятий строительной промышленности и разработка мероприятий по повышению эффективности их использования.
2.1. Оценка деятельности ООО «Астерком» по данным бухгалтерского финансового учета.
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования:
-оборотных ведомостей;
-сальдовым методом.
Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Учет материалов с использованием оборотных ведомостей.
П.137 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
Вариант - с ведением карточек учета материалов.
В бухгалтерской службе ведутся карточки учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.
В оборотных ведомостях указываются:
- номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
- наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца - количество и сумма;
- приход за месяц - количество и сумма;
- расход за месяц - количество и сумма;
- остаток на конец месяца - количество и сумма.
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). Группировка материалов по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений.
Вариант - без ведения карточек учета материалов.
По данному варианта учета карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся, все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
Сальдовый метод учета материалов.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Материально ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.
Исходя из этого, в сальдовой ведомости указываются:
- номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
- наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца - количество и сумма;
- остаток на конец месяца - количество и сумма.
Целесообразно вести сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.
Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование - поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком). К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. На практике бывают случаи, когда запасы на конец месяца поступили на склад, но расчетные документы на их оплату от поставщика не получены. Либо оплаченные запасы отгружены поставщиком и право собственности на них перешло к организации, ее оплатившей, но запасы на отчетную дату не поступили на склад организации. В первом случае полученные запасы рассматриваются как неотфактурованные поставки, во втором – как запасы, находящиеся в пути. В указанных случаях организация отражает их стоимость в составе собственных запасов, однако для контроля за их окончательной оценкой и оприходованием на складе должны организовать их бухгалтерский учет в специальных регистрах. Запасы, поступившие на склад без расчетных документов поставщиков (неотфактурованные поставки), оформляются актом о приемке материалов типовой ф. № 7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт в двух экземплярах составляет приемная комиссия (в составе, установленном приказом по организации, с обязательным участием материально ответственного лица и (или) представителя незаинтересованной организации, например, аудиторской или профсоюза. В приемном акте делается запись "Неотфактурованные поставки" и производится оценка полученных запасов по учетным ценам. В качестве учетной цены запасов согласно учетной политике организации может быть указана:
- планово-расчетная цена запасов, установленная по их видам плановым отделом на определенный отчетный период – как правило, отчетный год. В эт






