Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении при выявлении нарушений закона

 

Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст.25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений:

о возбуждении уголовного дела;

о возбуждении производства об административном правонарушении.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствии и в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ[12]. Условия на основе которых можно вынести постановление перечислены в уголовно-процессуальном законодательстве. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость[13]. Установив существенные признаки правонарушения, прокурор выносит постановление, в котором указывает время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статью уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Прокурор вправе направить постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, а так же может принять дело к своему производству.

Действия прокурора после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы общего надзора за исполнением законов и законностью правовых актов и относятся к другой отрасли прокурорского надзора.

При меньшей тяжести выявленного правонарушения прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Выявив в процессе осуществления надзора нарушения закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства.

Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.

После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то КоАП РФ органу или должностному лицу. Сам же прокурор дело об административном правонарушении не может принять к своему производству. Уполномоченные органы или должностные лица должны рассмотреть постановление прокурора в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.

В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.

§4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к ФЗ "О прокуратуре РФ" от 10 февраля 1999 г. ФЗ не достаточно четко регламентирует применение этого акта прокурорского реагирования. Указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях содержащих признаки экстремистской деятельности "[14]. На практике такие сведения оказываются достаточно разнообразны по формам: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контролирующих органов и т.д. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. Если отталкиваться от смысла ст.25.1, следует отметить, что данный акт прокурорского реагирования должен применяться в тех случаях, когда у прокурора есть основания считать имеющуюся у него информацию о готовящемся правонарушении объективной и реальной.

Из ФЗ следует, что прокурор вправе вынести предостережение должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем определённого органа власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах государственной. Перечень таких лиц должен быть соотнесён с пределами и компетенций прокуроров, осуществляющих общенадзорные функции. На основании предмета и пределов общего прокурорского надзора, определенных в ФЗ "О прокуратуре РФ", можно говорить о том, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст.25.1 ФЗ должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.

Невыполнение изложенных в предостережении требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.

общий прокурорский надзор российский



Заключение

 

Достигнута цель курсовой работы, анализ общего прокурорского надзора, посредством выполнения поставленных во введении задач.

Раскрыв понятие, содержание и меры реагирования на нарушения закона присущие общему надзору, можно сделать вывод о том, что он является важнейшей отраслью надзора органов прокуратуры с момента их создания.

Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попытки преобразовать прокуратуру в лишенный надзорных полномочий придаток исполнительной или судебной системы. Решения принимались почти единогласно всеми фракциями, за исключением в каждом случае нескольких депутатов. Законодатели сознавали, что при существующем состоянии законности отсутствие механизма её защиты губительно для страны.

Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.

Данное направление деятельности российской прокуратуры имеет непосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельности федеративного государства суверенитета субъектов Российской Федерации, предотвращению сепаратистских тенденций. Так же в общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку широкого диапазона правонарушений, и в первую очередь, преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране.



Библиография

 

Законодательные акты Российской Федерации:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.12.2009)

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.12.2009)

4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2009)"О прокуратуре Российской Федерации"

Учебная и специальная литература:

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М. "Зерцало - М", 2005.

6. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: "Зерцало - М", 1998.

7. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой.М., 1964.

8. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. "Экзамен" М. 2003

9. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889.

10. Чувилева А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник.М. Юристъ, 1999.

Материалы периодической печати:

11. Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Журнал "Правоведение".С. - Пб.: Изд-во С. - Петербург. ун-та, 2000, № 5.

12. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика. "Журнал российского права", N 2, 2002.

13. Стуканов, А.П. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. Журнал "Правоведение", № 4.1999.

14. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры. Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ. конф. - М. 1997.

15. О практике принесения протестов в законодательные органы субъектов Федерации. Журнал "Законность". N 9.1996.

16. Орлов М. Нет прокуратуры - нет проблемы. Журнал "Законность". №1.2003.

 


[1] Наименование "прокурорский надзор" происходит от латинского глагола "procurare" - заботиться (Словарь иностранных языков / Под ред. И.В. Ляхина, Ф.Н. Петрова. 3-е изд., перераб. и доп. М, 1949.Г. ЯМ) и русского глагола "надзирать" - наблюдать за кем-либо в целях присмотри, проверки (Ожегов С.И. Словарь русского языка. 3-е изд.М., 1953.С. 332). Оно означает заботу государства об укреплении в нем законности.

[2] Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: Зерцало,1998

[3] Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М.: И КД "Зерцало - М",2005

[4] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889г.

[5] Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Правоведение. - С. - Пб.: Изд-во С. - Петербург. ун-та, 2000, № 5.

[6] Там же.

[7] Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой.М., 1964.

[8] О практике принесения протестов в законодательные органы субъектов Федерации. Законность. 1996. N 9.

[9] Федеральный закон от 17. 01.1992 N 2202-1 (ред. от 28. 11.2009)"О прокуратуре Российской Федерации", Ст. 23.

[10] Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: Зерцало,1998.С. 123

[11] Федеральный закон от 17. 01.1992 N 2202-1 (ред. от 28. 11.2009)"О прокуратуре Российской Федерации", Ст. 24.

[12] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18. 12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22. 11.2001) (ред. от 29. 12.2009). Ст 140.

[13] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13. 06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24. 05.1996) (ред. от 29. 12.2009), Ст 14.

[14] Федеральный закон от 17. 01.1992 N 2202-1 (ред. от 28. 11.2009)"О прокуратуре Российской Федерации", Ст. 25. 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: