Виды социального обслуживания детей

 

Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"[16] социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Основными задачами учреждения являются:

· оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

· осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

· оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

· организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

· диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

· организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

· оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

· анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117)[17] учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.

Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[18].

Это следующие учреждения:

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи данных учреждений:

· создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

· обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

· освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

· обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

· охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

· защиту своих прав и интересов;

· уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

· удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

· защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

· развитие своих творческих способностей и интересов;

· получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

· отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Социальные приюты для детей действуют на основании Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"[19]

В соответствии со своими задачами приют:

· совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

· обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

· обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

· организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;

· содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

· уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

· на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

· на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно статье 9 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"

Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми осуществляется в следующих формах:

· предоставления временного приюта детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· организации дневного пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· консультативной помощи детям, семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социального патронажа;

· реабилитационных услуг несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Право на получение социальных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей имеют несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Помещение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляется на основании:

· личного обращения несовершеннолетнего;

· заявления родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· направления органа управления социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в учреждение.

Социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей предоставляются бесплатно.

Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

Не допускается содержание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации и Ростовской области.

Постановление Главы Администрации Ростовской области от 4 ноября 1998 г. N 458 "Об открытии областного социального приюта для детей и подростков в Октябрьском сельском районе"  в 4 квартале 1998 года открыто областное государственное учреждение - Областной социальный приют для детей и подростков на 30 мест в Октябрьском сельском районе (п. Каменоломни, ул. Мокроусова, 44-а) за счет средств областного бюджета.

Таким образом, дети могут получать социальное обслуживание в виде социальных услуг, как предусмотренных законодательством для всех категорий, так и персональных услуг для детей.

 



Заключение

 

В работе были рассмотрены вопросы правового регулирования социального обслуживания детей.

Система социального обслуживание детей является неотъемлемой составляющей системы социального обслуживания граждан Российской Федерации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин, в том числе и ребенок, вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание детей имеет большое значение для нашей страны, т.к. ввиду неблагоприятной демографической ситуации государство должно бороться за каждого ребенка, чтобы из него получился добропорядочный гражданин.

И немаловажную роль в этом играет обеспечение социального обслуживания детей через систему государственных социальных услуг.

 



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

3. Конвенция Международной Организации Труда N 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы (Женева, 30 мая 1928 г.) // Сборник "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 19 декабря 1995 г

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

6. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

7.   Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"(с изм. и доп. от 22 октября 2005 г., 18 сентября 2006 г.) // "Наше время" от 3 ноября 2004 г. N 266-269

8. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // "Российская газета" от 26 августа 1998 г.

9. Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

10. Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

11.  Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693

12. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // "Российская газетае" (выпуск выходного дня N 49) от 9 декабря 2000 г.

13. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 115-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мартыновой Евгении Захаровны на нарушении ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2003. N 1

14. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002.

15. Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. профессора А.И. Антонова. М., 2003.

16. Марова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. N 9. С. 72-74.

17. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004.

18. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // "Журнал российского права", 2006, N 4.

19. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004.

20. Фаршатов И.А. Право на обслуживание: социальная природа, юридические основы // Правоведение. 1998. N 1. С. 53-57.

21. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. N 5.


[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

[2] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 19 декабря 1995 г

[3] Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. С. 69.

[4] Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. профессора А.И. Антонова. М., 2003. С. 13-15.

[5] Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 115-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мартыновой Евгении Захаровны на нарушении ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российско Федерации" // ВКС РФ. 2003. N 1

[6] Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10. С. 17.

[7] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

[8] Конвенция Международной Организации Труда N 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы (Женева, 30 мая 1928 г.) // Сборник "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991

[9] Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // "Журнал российского права", 2006, N 4.

[10] Марова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. N 9. С. 72-74.

[11] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 19 декабря 1995 г

[12] Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10. С. 17.

[13] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

[14] Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

[15] Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"(с изм. и доп. от 22 октября 2005 г., 18 сентября 2006 г.) // "Наше время" от 3 ноября 2004 г. N 266-269

[16] Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // "Российская газета" от 26 августа 1998 г.

[17] Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

[18] Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693

[19] Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // "Российская газетае" (выпуск выходного дня N 49) от 9 декабря 2000 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: