Налог как основа налоговой системы 18

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК КАК СТРУКТУРНЫЙ

           ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ                                  

 

       Ф.И.О. ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сергеев Д.Л.

 

 

   ДАТА ПРОВЕРКИ К.Р._________        ОЦЕНКА _________

 

                                         Калининград

                                                        2003 год


    Содержание                                                  стр.

I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЦЕННЫЕ БУМАГИ.        3

 

Введение                                                                                                  3

Финансовый рынок: сущность, структура                                   4

Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг                                                  6

2.1. Экономическая сущность и определение ценных бумаг                            6

2.2. Рынок ценных бумаг, его роль в макроэкономике                                      8

Заключение                                                                                        11

II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ                                                    16

Введение                                                                                            16

Налог как основа налоговой системы                                                   18

1.1. Сущность и экономическое содержание налогов                                        18

1.2. Элементы налогов                                                                                           19 

1.3. Функции налогов                                                                                            20

2. Налоговая система Российской Федерации                                  21

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в России              21

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации              24

Заключение

Недостатки современной налоговой системы Российской Федерации  29

 

Список использованной литературы                                                33

 


 I. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАК СТРУКТУРНОГО        

      ЭЛЕМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЦЕННЫЕ БУМАГИ

 

         ВВЕДЕНИЕ

    Известно, что экономической основой любого государства является движение денежных средств между экономическими субъектами. У каждого экономического субъекта свои права, цели, задачи и обязанности, но все они являются участниками экономических отношений. Взаимодействуя между собой, эти экономические отношения образуют рынок. Функционирование любого рынка опосредуется денежными потоками и связано, главным образом, с отношениями, возникающими в процессе движения денежных средств.

К сожалению, в течение многих десятилетий в России, по существу, не было ни финансового рынка, ни его инфраструктуры: частных коммерческих и инвестиционных банков, бирж, страховых обществ и т.п. Переход России от жестко централизованной плановой экономики к рыночной требует воссоздания в стране финансового рынка со всеми обслуживающими его институтами. Эта задача очень сложна и масштабна, но ее требуется решать незамедлительно.

Многие годы в стране не существовало конкуренции между производителями товаров и услуг, в том числе финансовых, которая, как известно, является двигателем общественного прогресса. В результате этого за время существования «плановой экономики» объем и структура общественного производства оказались в отрыве от объема и структуры общественно необходимых потребностей населения. В итоге сформировалась «экономика дефицита», породившая нехватку не только материальных, но и духовных благ. Переход к новым, рыночным методам хозяйствования стал объективной необходимостью.

    Рыночная экономика требует использования потенциальных возможностей финансового рынка, который представляет собой важнейший источник ее роста. Масштабы финансового рынка зависят от состояния и размеров общественного производства, численности самодеятельного населения. Наибольшими ресурсами обладают сейчас финансовые рынки США, стран Евросоюза и Японии. Стоит надеяться, что финансовый рынок России, когда закончится переходный период ее развития, также будет обладать достаточными для нее ресурсами.

    Итак, все звенья финансовой системы функционируют в едином рыночном пространстве, важнейшим элементом которого является финансовый рынок. Назначение этого рынка - аккумулирование временно свободных денежных средств и их эффективное использование.

    В данной работе будет рассмотрена структура финансового рынка, показано значение ценных бумаг как инструмента финансового рынка для эффективного его функционирования.

 

        

1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

Финансовый рынок – это совокупность всех денежных ресурсов,

находящихся в постоянном движении, т.е. распределении и перераспре-делении, под влиянием меняющегося соотношения между спросом и предложением на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики.

    По структуре финансовый рынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков.

1. Рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих

их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.). Денежный рынок РФ находится в состоянии инфляции. Последняя, если она не выходит за определенные границы, может играть положительную роль. Так, если, к примеру, ВВП ежегодно увеличивается на 5%, а количество денег в обращении растет на 6 – 7 %, то это облегчает реализацию возрос-шего ВВП, способствует позитивным процессам в экономике. А если же при ежегодном росте ВВП на 5% количество денег в обращении увеличивается от 10 до 20% и более, то имеет место галопирующая инфляция, разрушающая нормальный экономический процесс. В России в 1995 году ВВП сократился на 4%, прирост же денег в обращении был более 50%, таким образом, имела место инфляция, тормозившая и эмиссию краткосрочных платежных средств. Ясно, что эта часть финансового рынка страны находилась в состоянии кризиса.

    2. Рынок ссудного капитала – банковских кредитов. В настоящее время дешевый краткосрочный кредит в России получить не возможно. Функционирующие в стране коммерческие банки предоставляют такой кредит только под надежное обеспечение и высокие проценты. Несмотря на это, недостаток оборотных средств заставляет многие предприятия прибегать к этому кредиту. Долгосрочный кредит, необходимый для модернизации и создания основных фондов (фондированный кредит), можно получить практически только в форме кредита по плавающей (периодически пере-сматриваемой) процентной ставке (ролловерного кредита). Следовательно, кризисное состояние характерно и для этой части финансового рынка.

    3. Рынок ценных бумаг. Этот рынок практически отсутствовал в России более 70 лет. Его развитие, начавшееся в конце 80 – х гг., не может быть одномоментным процессом. Объясняется это тем, что развитие рынка ценных бумаг напрямую связано с преобразованием отношений собст-венности (прежде всего, с приватизацией и акционированием государст-венных предприятий), а также с изменением финансовой политики госу-дарства и муниципалитетов. В настоящее время государство для покрытия дефицита бюджета все чаще прибегает не к эмиссии денежных знаков, а к выпуску государственных ценных бумаг. На этот же путь становятся также и муниципалитеты.

    Рынок ценных бумаг расширяется и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; выпуск облигаций позволяет получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банков – монопо-листов. Это способствует развитию рынка ценных бумаг.

    Финансовый рынок страны, когда устранено монопольное господство на нем государства, становится сферой действия экономических, а не административных законов. Переход предприятия от государственной к акционерной форме собственности означает, что вся прибыль, за вычетом налогов, остается в их собственности; что свои временно свободные средства предприятия будут держать на расчетных счетах в банках только в том случае, если им будет обеспечена норма процента в соответствии с ее рыночным уровнем; что коммерческие банки никому не будут давать беспроцентные ссуды и т.п.

    Административные методы хозяйствования, если финансовый рынок базируется на отношениях частной собственности, невозможны. Освобождение от административно – чиновничьего произвола и переход к экономическим методам ведения хозяйства – прогрессивный процесс, что доказано экономическим опытом развитых стран, где одновременно происходят рост производства, накопление финансовых ресурсов и позитивные социальные изменения.

 

 

2. ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ.

2.1. Экономическая сущность и определение ценных бумаг.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Т.е. с передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги, как правило, лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

    В определении, данном ГК РФ, можно выделить следующие отличительные признаки ценных бумаг:

1) это документы;

2) составляются с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов;

3) удостоверяют имущественные права;

4) осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении этих документов.

В число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие

ресурсам, права на которые они выражают. Так, акции соответствуют недвижимости; облигации корпораций, государственные ценные бумаги, депозитные и сберегательные сертификаты выражают долговые отношения; коносаменты, векселя, чеки связаны с движением товаров. Поэтому для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

    Во – первых, ценные бумаги представляют собой денежные доку-менты, удостоверяющие имущественное право в форме титула собст-венности (акции корпораций, приватизационные ценные бумаги, чеки, коносаменты) или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему (облигации корпораций и государства, векселя и т.д.).

    Во- вторых, это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам, коносаментам, жилищным сертификатам и т.д.) и к самим ценным бумагам (производным ценным бумагам).

    В – третьих, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Этот момент особенно важен для понимания экономической сущности и роли ценных бумаг. Здесь они играют главную роль как высшая форма инвестиций.

    В – четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельцев. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в сфере производства. Наиболее ярко это проявляется в облигациях государственных займов, которые выпускаются в непроизводительных целях (для покрытия бюджетного дефицита). Тем не менее владельцы облигаций имеют право на получение регулярного дохода в виде процента, и поэтому для них облигация – это капитал.

    Нельзя не отметить и таких качеств ценных бумаг, как ликвидность, обращаемость, рыночный характер, стандартность, серийность, участие в гражданском обороте. Кроме того, существенной характеристикой ценной бумаги является надежность, т.е. способность выполнять закрепленные за ней функции в течение длительного периода времени.

    Все вышеперечисленные признаки необходимо иметь в виду при рассмотрении экономической сущности и юридического статуса ценных бумаг.

    Итак, ценные бумаги – это большое разнообразие документов для использования в хозяйственной деятельности. Вместе с тем они объединяются одним общим для них признаком – необходимостью их предъявления для реализации выраженного в них имущественного права.

 

 

       2.2. Рынок ценных бумаг, его роль в макроэкономике.

    Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага – это товар особого рода. Она одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход, это товар, который, не имея, собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в промышленное предприятие. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена может превысить номинал (не исключена и обратная ситуация). Поскольку рыночная цена ценной бумаги может значительно отклоняться от ее номинала, то она представляет собой «фи-ктивный капитал» - бумажный двойник реального капитала, представля-ющий собой промышленный капитал со всеми его обособившимися функ-циональными формами (торговым, ссудным). Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами:

1) соотношением спроса и предложения на капитал;

2) величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Она прямо пропорциональна превышению спроса на капитал над его предложением, а также величине дохода от ценной бумаги, но в то же время она обратно пропорциональна превышению предложения капитала над его спросом и уровню нормы банковского процента в стране. Например, годовой доход по ценной бумаге 50 долларов, а норма ссудного процента – 5, здесь цена бумаги будет:

   50 х 100% / 5% = 1000 долларов.

    Разница между размерами фиктивного и реального капиталов определяет масштабы учредительной прибыли. Если размер реального капитала (номинал ценной бумаги) составляет, например, 200 долл., то учредительская прибыль равна 800 долл. (1000 – 200).

    Цена фиктивного капитала – это стоимостная рыночная категория, подверженная частым колебаниям. Несовпадение реального и фиктивного капиталов, возможное их движение в противоположных направлениях – характерная особенность рынка ценных бумаг.

    Основными функциями рынка ценных бумаг являются:

- инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инвестиционных фондов, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса;

- передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг (прежде всего акций);

- перераспределение рисков (хеджирование) путем купли – продажи фиктивного капитала, посредством «противоположных» сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

- функция «притяжения венчурного капитала», дающая возможность субъектам рынка рискнуть своим капиталом для получения высокой прибыли;

- повышение ликвидности долга (в т.ч. государственного), покрытие его с помощью выпуска ценных бумаг.

Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи. Основными участниками этого рынка являются:

1) эмитенты – государственные и муниципальные органы, юридические лица, выпускающие ценные бумаги;

2) инвесторы – юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет;

3) брокеры – фирмы – посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие, получают вознаграждение (куртаж) в промилле от суммы заключенной сделки;

4) дилеры – посредники, участвующие в сделках своим капиталом;

5) управляющие – лица, распоряжающиеся переданными им в довери- тельное управление ценными бумагами;

6) клиринги – организации, занимающиеся определением взаимных обязательств;

7) депозитарии – оказывают услуги по хранению ценных бумаг;

8) регистраторы – ведут реестры ценных бумаг;

9) организаторы торговли на рынке ценных бумаг - оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами;

10) джобберы – специалисты по конъюнктуре рынка ценных бумаг.

    Помимо названных рынок ценных бумаг обслуживают банковские служащие, работники инвестиционных фондов, а также государственные чиновники и юристы, обеспечивающие необходимые для финансового рынка законотворчество и контроль.

    В последние годы в России число профессионалов рынка ценных бумаг значительно возросло. Только взаимодействие их может обеспечить стабили-

зацию рынка и повысить ликвидность ценных бумаг.

 

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рынок ценных бумаг во всех развитых странах является самым динами-чным сектором экономики. Его значение определяется двумя важнейшими обстоятельствами:

1) той ролью, которую он играет в инвестиционном процессе;

2) тем, что этот рынок и его финансовые институты служат эффективны-ми инструментами управления той формой организации материального производства, с которой в ХХ веке связаны основные достижения ци-вилизации, - с рыночной экономикой, где взаимодействуют принципы либерализма и государственного регулирования.

Проблемы развития рынка ценных бумаг находятся в центре внимания

большинства научных школ. Для некоторых из них характерны различные подходы к проблемам этого рынка. Эксперты ООН предприняли попытку систематизировать взгляды различных ученых США – страны, наиболее интенсивно ведущей исследования рынка ценных бумаг. Эти взгляды, при их критическом рассмотрении, представляют интерес для российских участников рынка ценных бумаг.

    Господствующими являются представления двух школ:

- фундаментальной;

- технической.

Хотя в 90-е годы XX века появились и другие, менее известные школы.

Сторонники «фундаментальной школы» считают, что при изучении рынка ценных бумаг прежде всего необходимо досконально исследовать балансы, отчеты фирм и т.п. Они стремятся изучить состояние активов, доходов, объем продаж, производство отдельных корпораций, политику управления ими, состав директоров, состояние рынков и т.п. На этом основании представители школы пытаются прогнозировать возможные изменения в курсах акций. Их главная задача – определить, завышена или занижена стоимость ценных бумаг корпорации по сравнению с реальной стоимостью ее активов.

Последователи «технической школы» исходят из того, что в биржевых курсах уже отражены сведения, которые необходимо знать инвестору. Для них ведущий объект – это анализ спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Эта школа изучает рынок ценных бумаг в отрыве от воздействия на него экономических, политических или технических факторов. Главный предмет изучения для нее – курс ценной бумаги, который будто бы является ключом к познанию всей ситуации на рынке. Представители школы считают, что важна не привлекательность ценной бумаги отдельной корпорации, а общие тенденции на рынке ценных бумаг. Вместе с тем, сторонники «технической школы» в своих исследованиях опираются на ряд других теорий. К их числу относятся:

- теория Доу, в соответствии с которой главное – прежде всего установление момента возникновения и направленность новой тенденции (к повышению или к понижению) на рынке ценных бумаг. В ее основе находятся известные индексы Доу – Джонса, на базе которых можно определить возникла ли на рынке ценных бумаг новая тенденция (на год и более), действуют ли второстепенные (несколько недель) или имеют место простые колебания курсов (сохраняются лишь в течение отдельных дней и часов). Главная задача исследования – выявить устойчивые тенденции рынка ценных бумаг;

- теория «широты рынков» (повышений – падений курсов ценных бумаг). Она основана на сопоставлении числа проданных выпусков акций, курс которых возрос, и числа выпусков тех акций, курс которых снизился. Например, если изучается выброс из 2200 выпусков акций и притом курс 1200 возрос, курс 800 снизился, а 200 остался неизмен-ным, то чистый показатель повышения – падения курсов составит 400. Если этот чистый показатель будет оставаться положительным, то тенденция на рынке будет считаться повышательной (и наоборот). В зависимости от задач исследуются различные периоды функциони-рования рынка ценных бумаг;

- теория «объема торговли» исследует объем биржевой торговли (число проданных акций) в сопоставлении с изменениями курсов этих акций. Большой объем торговли в сочетании с ростом курсов акций обычно считается признаком повышательной тенденции и служит сигналом к покупке акций, а малый – признаком понижательной.  Если объемы торговли уменьшаются, то это указывает на конец повышательной тенденции на рынке и служит сигналом к продаже акций. В США и ряде других стран эта теория очень популярна;

- теория «неполных лотов» представляет собой теорию субъективного характера. Известно, что неполные лоты покупают мелкие покупатели. Если доля этих операций в объеме всей торговли велика, то это сигнал к продаже ценных бумаг (сигнал растущего риска). Наоборот, противо-положная ситуация имеет многочисленных противников и использу-ется как вспомогательный инструмент при исследовании рынка ценных бумаг;

- теория «суммарной короткой позиции», в соответствии с которой исследования строятся на основе «коэффициента суммарной короткой позиции», представляющего собой соотношение общего числа акций, проданных без покрытия, и среднего объема всех операций с акциями. Высокий коэффициент суммарной короткой позиции (большее число инвесторов, продавших акции без покрытия) является признаком повы-шательной тенденции в будущем; низкое значение коэффициента – сигнал будущего снижения курсов.

Кроме рассмотренных выше, существуют и другие теории исследования фондового рынка. К сожалению, в России, в условиях неразвитого рынка ценных бумаг, практическое применение этих теорий весьма проблематично.

Конечно же, кризис российского фондового рынка не может продол-жаться вечно, он неизбежно когда –то закончится. Зарубежные теории содер-жат мировой опыт выхода из кризисов, поражавших рынки ценных бумаг в разных странах. Можно определить основные условия, при которых россий-ский рынок ценных бумаг будет способен преодолеть кризис и начать пози-тивное развитие:

1) функционирование рынка ценных бумаг должно быть поставлено под контроль государства, формирующего его законодательную базу и следящего за его соблюдением;

2) первоочередной задачей должно быть возрождение доверия отече-ственных и иностранных инвесторов к российским ценным бумагам и банковской системе;

3) реформирование налоговой системы ложно осуществляться с уче-том интересов инвесторов, прежде всего в реальном секторе эконо-мики;

4) должны быть выполнена широкая программа подготовки опытных профессионалов рынка ценных бумаг;

5) при развитии рынка ценных бумаг не должно иметь места механи-ческое использование зарубежного опыта без учета российской спе-цифики.

    Эти условия станут реальными, когда в России будет преодолено нынешнее «переходное состояние экономики».


                                  II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

 Введение

Налоги представляют собой один из самых важных рычагов, при помощи которого государство воздействует на экономику. Ведь государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами и их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. К тому же, применение налогов - это один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, регулируется внешнеэкономическая деятельность.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формациях главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, - казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса - это сущность налога.

В условиях перехода на рыночные отношения в России основными видами доходов бюджетной системы, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали именно налоги. Взаимоотношения предприятий и государства стали строиться на правовой основе в соответствии с законодательством.

Совокупность налогов, действующих на территории страны, а также методы и принципы  их взимания представляют собой налоговую систему.

Можно сказать, что налоговая система в Российской Федерации

практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определили плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществлялось высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. С 1 января 1999 года была введена часть первая Налогового кодекса РФ, а с 1 января 2001 года – часть вторая Налогового кодекса. С этих пор все федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с ним.

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей

налоговой системе России, определить ее состав и структуру, выделить ее основные противоречия. 

                         1. Налог как основа налоговой системы

                           

1.1. Сущность и экономическое содержание налогов

 

 

Как уже было отмечено выше, совокупность налогов, действующих на территории государства, представляет собой налоговую систему. Иными словами, основа налоговой системы – это налоги, поэтому прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов.

Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Т.е. чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов, они выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

 

 

                              1.2. Элементы налогов

 

Налоговая система базируется на Налоговом кодексе и законодательных актах, принятых в соответствии с ним. Эти законодательные акты устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, таким образом определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

3) источник налога - это доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

6) срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве; за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимаются пени.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

 

 

                                   1.3. Функции налогов

 

 

 Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции:

- фискальную;

-  стимулирующую;

-  регулирующую.

 В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

 

           2. Налоговая система Российской Федерации

2.1. Основные принципы построения налоговой системы

                               в России.

 

          Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно               определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. с учетом уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства;

2) необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации;

    3) обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

    оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа;

    4) система и процедуры выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

    5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим условиям;

6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение    

      создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом

       государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт и не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому с первых дней действия налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве, к сожалению, до сих пор приводят к еще большей нестабильности, противоречивости и запутанности. Несмотря на все сказанное, в последнее время в действующем налоговом законодательстве появляются и положительные моменты.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:    

¨ приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан (физических лиц);

¨ создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные;

¨ наличие широкого перечня разнообразных льгот;

¨ разработаны и утверждены жесткие санкции за различные 

                нарушения налогового законодательства, включая меры

                финансовой, административной и уголовной

                 ответственности;

¨ установлена обязательность постановки всех субъектов

                 предпринимательской и хозяйственной деятельности на

               учет в налоговых органах;

¨ Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия;

¨ для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

 

 

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Согласно статье 12 п.1 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);

3) местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) налог на доходы физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) госпошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: