Выбор токопроводов на стороне 220 кВ и 35 кВ
В РУ 35 кВ и выше применяются гибкие шины, выполненные проводами АС, обладающие малым удельным сопротивлением и хорошей механической прочностью.
1) При проектировании жестких и гибких шин выбор сечений производят по допустимым значениям тока для стандартных сечений. Основным параметром для выбора сечения является величина рабочего тока.
2) Выбранное сечение необходимо проверить по нагреву в аварийном режиме, когда одна из цепей отключена:
Iдл доп > Iав, (5.26)
где Iдл доп –длительно допустимый ток для выбранного сечения линии, A.
Iав – аварийный ток, A.
Аварийный ток определяется по формуле:
Iав=2· Iраб; (5.27)
3) По условиям короны:
1,07∙Е ≤ 0,9∙Е0;(5.28)
где Е – напряженность электрического поля около поверхности провода, кВ/см;
Е0 – начальная критическая напряженность электрического поля, кВ/см;
Е0 = ,(5.29)
где m – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности провода (для многопроволочных проводов m=0,82);
|
|
r0 – радиус провода, см;
Напряженность электрического поля около поверхности нерасщепленного провода:
Е = ;(5.30)
где U – линейное напряжение, кВ;
Dср – среднегеометрическое расстояние между проводами фаз, см;
При горизонтальном расположении фаз:
Dср = 1,26∙D,(5.31)
где D – расстояние между проводами фаз (для U=220 кВ – D=1800 мм,U=35 кВ – D=400 мм), см; [8],
Напряженность электрического поля около поверхности расщепленного провода:
Е = ,(5.32)
где k – коэффициент, учитывающий количество проводов n в фазе;
rэк – эквивалентный радиус проводов, см;
4) Выбранные провода должны быть проверены по ветровым нагрузкам и нагрузкам по гололеду в соответствии с ПУЭ.
Fэ ≥ Fminмех;(5.33)
Минимальное сечение по условию механической прочности для III района по гололеду и проводов из сталеалюминия:
Fminмех = 50 мм2.
qmin=
5) На термическое и электродинамическое действия токов короткого замыкания проверяют гибкие шины РУ при I(3)по> 20 кA.
Если какое-либо из условий проверки не выполняется, следует увеличить сечение провода.
Выберем сечение проводов для гибкой ошиновки РУВН:
1) Выбор сечения по допустимому току:
Рабочий ток в цепи трансформатора на РУВН:
Iраб = 118 А принимаем провод АС 240/32;
2) Проверка выбранного сечения на нагрев провода:
Ток послеаварийного режима:
Iав = 2·Iраб = 236 А,
I дл доп = 605 А,
605 А > 236 А.
3) Проверка выбранного сечения по условию короны:
1,07∙Е ≤ 0,9∙Е0;
Е0 = = 29,82 кВ/см;
Е = = = 13,5 кВ/см;
1,07∙13,5= 14,45 кВ/см 0,9 ∙29,82= 26,84 кВ/см.
4) Проверка выбранного сечения по механическим нагрузкам:
|
|
F ≥ Fminмех,
240 мм2 > 50 мм2
qmin= мм2
q≥qmin - условие выполняется
5) Проверка по термическому и электродинамическому действию токов короткого замыкания:
Гибкие провода, по которым возможно протекание тока короткого замыкания меньше 20 кА термическую и электродинамическую стойкость не проверяются.
Все условия выполняются. Окончательно принимаем к установке гибкие шины из сталеалюминевых проводов АС 240.
Выберем сечение проводов для гибкой ошиновки РУСН:
1) Выбор сечения по допустимому току:
Iраб = 462 А, принимаем провод АС 300/32;
2) Проверка выбранного сечения на нагрев провода:
Ток послеаварийного режима:
Iав = 2 Iраб = 924 А,
I дл доп = 1000 А
1000 А > 924 А.
3) Проверка выбранного сечения по условию короны:
1,07∙Е ≤ 0,9∙Е0;
Е0 = = 28,82 кВ/см;
Е = = = 4,19 кВ/см;
1,07∙4,19= 4,49 кВ/см 0,9 ∙28,82= 25,34 кВ/см.
4) Проверка выбранного сечения по механическим нагрузкам:
F ≥ Fminмех,
300 мм2 > 50 мм2.
qmin= =83 мм2
q≥qmin - условие выполняется
5) Проверка по термическому и электродинамическому действию токов короткого замыкания:
Гибкие провода, по которым возможно протекание тока короткого замыкания меньше 20 кА термическую и электродинамическую стойкость не проверяются.
Все условия выполняются. Окончательно принимаем к установке гибкие шины, с расщепленными надвое жилами, из алюминиевых проводов АС 240.
Выбор жестких шин на стороне 10 кВ
Для общей ошиновки предусматриваем алюминиевые шины прямоугольного сечения.
Сборные шины и ответвления от них к электрическим аппаратам (ошиновка) 6-10 кВ из проводников прямоугольного или коробчатого профиля крепятся на опорных фарфоровых изоляторах. Шинодержатели, с помощью которых шины закреплены на изоляторах, допускают продольное смещение шин при их удлинении вследствие нагрева. При большой длине шин устанавливаются компенсаторы из тонких полосок того же материала, что и шины. Концы шин на изоляторе имеют скользящее крепление через продольные овальные отверстия и шпильку с пружинящей шайбой. В местах присоединения к аппаратам изгибают шины или устанавливают компенсаторы, чтобы усилие, возникающее при температурных удлинениях шин, не передавалось на аппарат.
1.Выбираем сечение шин по длительно допустимому току нагрузки:
Imax = 981 А;
Принимаем однополюсные шины алюминиевые прямоугольного сечения
S=80×8, с Iдл.доп =1320 А;
Так как Iдл.доп.>Imax, то шины выбраны правильно. (5.34);
2. Проверка по термической стойкости.
Для шин, выполненных из алюминия допустимая температура нагрева при коротком замыкании 200 0С, коэффициент C=91 А·с1/2 /мм. Исходя из этого определяется минимально допустимое по нагреву сечение:
qminтерм = = = 76мм2, (5.35);
где Bк – тепловой импульс при протекании тока короткого замыкания.
Для выбранных шин qmin составляет 480 мм2,
qminтерм < qдоп, условие выполняется,
3. Проверка на механическую прочность.
При механическом расчете однополюсных шин наибольшая сила f, действующая на шину средней фазы (при расположении шин в одной плоскости), определяется при трехфазном коротком замыкании по формуле:
f= (5.36);
где iуд – ударный ток при трехфазном коротком замыкании, A;
l – длина пролета между опорными изоляторами шинной конструкции, м; (рекомендуется l = 1-1,5 м);
а – расстояние между фазами, м;
Сила f создает изгибающий момент (М), Н·м, при расчете которого шина рассматривается как многопролетная балка, свободно лежащая на опорах.
Выбранные шины проверяем на динамическую устойчивость:
f= = = 117,54 кг·с/см2 – (5.37);
f - сила, действующая на шину.
Сила f создает изгибающий момент (М), Н·м, при расчете которого шина рассматривается как многопролетная балка, свободно лежащая на опорах.
момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию силы, см3,
|
|
=20 см3
Напряжение в материале шин, Мпа, возникающее при воздействии σрасч изгибающего момента:
σрасч = = = 8,82 МПа,
Шины механически прочны, если выдерживается условие:
σрасч ≤ σдоп
σдоп = 40 Мпа, [1,табл. 4.2]
Окончательно принимаем шины Sm =80 × 8 алюминиевые марки АДО