Понятие рынка и условия его возникновения

Введение

 

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рынок - это особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже товаров и услуг.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, что и создает актуальность настоящей работы.

Целью работы является изучение современной рыночной экономики, ее характерных особенностей.

Задачи работы:

· Изучение понятия и сущности рыночной экономики

· Рассмотрение структуры рыночной экономики.

· Изучение цен и конкуренции в условиях рыночной экономики

Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика

Предметом работы являются характерные черты рыночной экономики



Глава 1. Рынок и его характеристика

 

Понятие рынка и условия его возникновения

 

Основная проблема экономической жизни общества - распределение ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, - может решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта проблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, все-таки позволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствии с его потребностями.

Товарное производство - условие и предпосылка существования рынка.

В самом общем виде рынок можно определить как социально-экономический институт, позволяющий устанавливать непосредственные связи между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателя и продавца, главным инструментом которого выступают цены.

Наряду с этим определением существует множество других, подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовок сущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками его являются покупатели и продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловной предпосылкой существования рынка является товарный характер производства - производство для обмена.

Хозяйственная практика знает два основных типа производства: натуральное и товарное.

Натуральное производство - производство, в котором блага создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных потребностей самого производителя. Для натурального производства характерны: замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, рутинная техника и медленное развитие.

Товарное производство - производство, в котором блага создаются для обмена, продажи. Товарное производство может базироваться на труде самого собственника вещественных факторов производства (например, фермерское хозяйство производит продукты для продажи, но собственниками хозяйства и работниками на нем являются члены одной семьи), а может функционировать на основе наемного труда.

Конечно, в современном мире абсолютно преобладает производство на основе наемного труда.

Результатом товарного производства является товар - продукт, предназначенный для продажи.

Однако товарами могут быть не только продукты производства, но и любые ограниченные блага, если они выступают объектами обмена между людьми (продукты природы, интеллектуальные способности, деньги и т.п.). Таким образом, товар - это любое экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи.

 

 

Товар обладает двумя свойствами: полезностью (потребительной стоимостью) - способностью удовлетворять какую-либо потребность людей и ценой, характеризующей в денежном выражении ценность блага; пропорцию обмена данного товара на другой товар (деньги).

Отличительной особенностью товаров является то, что они удовлетворяют потребности не тех людей, которые их произвели, а потребности других людей, к которым товар поступил в результате обмена.

Товарное производство - результат длительного исторического развития человеческого общества. Его возникновение и существование связано с появлением и наличием трех основных условий.

Первым условием возникновения и существования товарного производства, а следовательно и рынка, является общественное разделение труда - обособление различных видов трудовой деятельности.

Общественное производство состоит из разнородных единиц, каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная, чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительного исторического процесса углубления разделения труда.

В основе разделения труда, специализации производителей лежит принцип сравнительных преимуществ - способность хозяйствующего субъекта производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами альтернативными издержками.

Разберем следующий пример.

Предположим, что две фирмы (А и Б) могут производить и шоколадные конфеты, и карамель. На фирме А производство 10 кг шоколадных конфет занимает 1,8 часа, а производство 10 кг карамели - 1,4 часа. На фирме Б на производство 10 кг шоколадных конфет требуется 1 час, а на производство 10 кг карамели - 1,2 часа.

Альтернативные издержки производства 10 кг шоколадных конфет на фирме А - 1,3 кг карамели, а на фирме Б - 0,83 кг. (Если бы фирма А отказалась от производства 10 кг шоколадных конфет, то за 1,8 часа можно было бы произвести 13 кг карамели, а если бы фирма Б отказалась от производства шоколадных конфет, то за 1 час можно было бы произвести 8,3 кг карамели.)

В то же время альтернативные издержки производства 10 кг карамели для фирмы А составляют 0,78 часа, а для фирмы Б - 1,2 часа. (Если бы фирмы отказались от производства карамели, то на фирме А за 1,4 часа можно было бы произвести 7,8 кг шоколадных конфет, а на фирме Б за 1, 2 часа - 12 кг шоколадных конфет.)

Сведем альтернативные издержки производства двух фирм в таблицу 1.

Таблица 1

 

Очевидно, что фирма А обладает сравнительными преимуществами в производстве карамели (альтернативные издержки ее производства ниже, чем альтернативные издержки производства шоколадных конфет), фирма Б - в производстве шоколадных конфет (альтернативные издержки их производства ниже, чем альтернативные издержки производства карамели). Следовательно, фирма А должна специализироваться на производстве карамели, а фирма Б - на производстве шоколадных конфет.

Специализация, разделение труда неразрывно связаны с его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дает мощный толчок росту продуктивности труда, порождая возможность и необходимость обмена.

 

 

Эффективность специализации и ее влияние на производительность труда в современном мире наглядно иллюстрирует конвейерное производство.

Общественное разделение труда - необходимое, но недостаточное условие существования товарного производства. (Разделение труда возможно и в условиях натурального хозяйства - первобытная община, сельские общины в ряде государств).

Второе условие возникновения и существования товарного производства - это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.

Общественное разделение труда служит формой материальной связи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производстве определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в товарах и услугах, производимых другими.

Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.

Таким образом, третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.

Потребитель получает большинство необходимых ему благ в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают отношения свободного обмена. А это и есть рынок.

 

 

Первоначально обмен имел натуральный характер, происходил в форме бартера - один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле: "товар-товар").

Такая форма обмена порождает множество трудностей:

· необходимо совпадение потребностей участников обмена;

· количество участников такого обмена ограничено;

· беспрепятственно обмен может осуществляться в отношении относительно небольшого набора товаров и др.

По мере расширения хозяйственных связей натуральный обмен становится тормозом развития торговли и производства.

Ограниченность натурального обмена преодолевается с появлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле "товар-товар", обменом по формуле "товар-деньги-товар".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: