Проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности

 

Организация международного сотрудничества в области таможенного дела тесно связана с обеспечением информационного взаимодействия. Однако при этом необходимо учитывать, что новые информационные и телекоммуникационные технологии создали предпосылки для появления таких понятий, как информационная война, информационное оружие и информационная безопасность, возникла принципиально новая среда противоборства государств - информационное пространство.

Так как информация открыто стала товаром, то появилась реальная опасность расхищения информационных ресурсов государства, а развитие кооперации с зарубежными странами при создании в России систем информационного обмена еще более упростило доступ зарубежных пользователей к этим ресурсам. При этом необходимо четко представлять, что интерес зарубежных спецслужб и внутренних преступных группировок к таможенной информации будет только усиливаться по мере внедрения в деятельность таможенных органов новых информационных технологий. Это связано как с организацией "внешнего" мониторинга экономической ситуации в стране, прогнозирования тенденций внешнеэкономической деятельности, так и с попытками использования таможенной информации в интересах недобросовестной конкуренции, а также для подготовки и осуществления преступных действий на таможенной границе.

Необходимо отметить, что успешное решение вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в этих условиях тесно связано с обеспечением информационной безопасности таможенных органов. При этом первоочередными задачами в данной области являются:

- предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальным и служебным данным при информационном взаимодействии с соответствующими международными правоохранительными органами и организациями, ведущими борьбу с международной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и незаконной торговлей оружием, делящимися и радиоактивными материалами;

- обеспечение информационной безопасности и регламента трансграничного информационного обмена, а также сохранности и целостности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам;

- определение условий интеграции информационных систем как внутри страны, так и с зарубежными системами с обязательным применением сертифицированных средств защиты информации;

- организация, координация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения безопасности информации в ЕАИС таможенных органов;

- подготовка специалистов по информационной безопасности для соответствующих подразделений таможенных органов.

Таким образом, обозначив далеко не полный круг информационных аспектов таможенной политики Российской Федерации, можно сделать следующие основные выводы:

1. Проблема реализации сбалансированной таможенной политики государства содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и вследствие этого на любом этапе (постановочном, концептуальном, нормотворческом и т. д.) должна рассматриваться также и как информационная проблема.

2. Тесная связь между экономической безопасностью государства и эффективностью его таможенной политики обусловливает необходимость отнесения единого информационного пространства таможенных органов к важнейшим национальным информационным ресурсам с одновременным признанием ответственности государства за обеспечение его целостности и сохранности.

3. Важнейшим направлением развития таможенных технологий, их интеграции в международные процессы регулирования товарооборота является комплексная информатизация деятельности таможенных органов Российской Федерации, основанная на совершенствовании существующей ЕАИС и организации ее взаимодействия с информационными системами других министерств и ведомств правоохранительного и экономического блоков.

 



Заключение

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Реализация таможенной политики должна осуществляться в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Источники таможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составные части) которой находятся в отношениях субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела.

К законодательству о таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ "О таможенном тарифе", а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с ТК.

ТК и Закон РФ "О таможенном тарифе" занимают центральное место в механизме правового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовые вопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридической силе они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которой строится и развивается все таможенное законодательство.

Особенности применения отдельных норм этих таможенных законов определены специальными постановлениями законодательного органа - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года "О введении в действие Закона Российской Федерации О таможенном тарифе".Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях.

Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. В то же время нельзя отождествлять таможенное регулирование только с деятельностью таможенных органов. Формирование и реализация таможенной политики - сложный процесс, протекающий в недрах государственного механизма с участием всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также заинтересованных предпринимательских кругов.

В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России, цели которой определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным Кодексом и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Внутри «Основных направлений таможенно-тарифной политики» нет четких ответов по поводу будущего Таможенного союза, зато есть кризисный прогноз. Он состоит из двух этапов. Первый - к концу 2010 года предполагается постепенный переход от острой фазы кризиса к стадии смягчения. И выход на второй, восстановительный этап - он запланирован на 2011-2012 годы и предусматривает поступательное движение от восстановления экономики к росту. В таможенно-тарифном преломлении это звучит как отказ от слишком активного протекционизма и соблюдение баланса между защитными и стимулирующими мерами во внешней торговле.

 



Список использованной литературы

1. Конституция РФ.Консультант плюс, 1993 г.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе"

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе"

6. Приказ ГТК России от 26 дек.2003г. №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля»Российская газета.2003г.28 дек. №262.

7. Приказ ГТК РФ 1539 от 25.12.03. О предоставлении тарифных преференций.

8. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

9. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: Учебно-практическое пособие. – М.: Приор-Издат, 2004.

10. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 2001г.

11. Габричидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1999 г.

12. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство«Данилов и К», 2004 г.

13. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.«Норма» - М., 1998

14. "Изменение санкций за нарушение Таможенных правил, предусмотренных Федеральным Законом от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации " (Н.К. Бобылев), Юрист", 2005, N 4.

15. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М. 1999г.

16. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под ред. А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова. М. 2007 г.

17. " Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации " (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина),Издательство "Проспект", 2004

18. "Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации" (постатейный) под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной, Издательство "Норма", 2004.

19. Попова И.Н., Шнур Л.В. Комментарии к Таможенному кодексу. Основная часть. СПб. 2005г.

20. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004.

21. Таможенное право: Учебник для вузов / М.М. Рассолов, Н.Д. Эриашвили, В.Н. Галузо и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

22. Таможенное право. Учебник. / под ред. А.Ф. Ноздрачева. М. Юрист, 2008.

23. Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. – М.: Приоритет, 2003.

24. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига», 2004

25. Чемакин И.М. Таможенное право России. Учебное пособие. Екатеринбург, 2006 г.

26. "Через границу – незаконно. Особенности административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела ",Ю. Широков "Бизнес-адвокат", N 4, 2008.

Интернет-ресурсы:

27. www.custom.ru

28. www.tkod.ru

29. www.mediatext.ru

30. www.businesspravo.ru

31. www.referent.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: