Важность реформирования естественных монополий очевидна, так как, реформирование естественных монополий может способствовать повышению предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата. Важность реформирования естественных монополий связана с ростом издержек на вырабатываемую продукцию, который становятся обоснованием для повышения уровня тарифов естественных монополий, непрозрачностью информации, непрофильными активами, что снижает капитализацию таких компаний и увеличивает затраты на привлечение инвестиций. Нередко можно слышать заявления о том, что реформирование естественных монополий почти автоматически ведет к усилению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. На практике более половины отечественных компаний, в том числе и компании-монополии, постоянно занимаются реструктуризацией бизнеса или отдельных структурных подразделений. Побудившими причинами являются низкая эффективность, поиск сторонних инвесторов, невысокая цена акций. Результаты не всегда оправдывают ожидания реформаторов.
|
|
В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение двух основных задач, рисунок 22:
Рисунок 22 - Основные задачи в сфере реформирования естественных монополий
Предполагается принять нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.
В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.
При реформировании естественных монополий надо учесть недавний опыт проведения реструктуризации в странах Центральной и Восточной Европе: процессы реструктуризации имеют определенную последовательность. И проведение реструктуризации в российских компаниях стало в большей степени напоминать процессы в этих странах. На начальной стадии процессов реструктуризации исследовались конкурентоспособность, производственные возможности и производительность труда. Для уменьшения себестоимости производимой продукции увольнялся избыточный персонал. Последующая стадия - это сохранение квалифицированных кадров, привлечение иностранных экспертов, а также повышение управляемости производственными процессами. Третья стадия реструктуризации связана с тем, что крупные компании имеют капиталоемкие производства и требуют привлечение больших денежных средств. Внутренний рынок не мог обеспечить приток в нужном объеме, поэтому с целью привлечения иностранных инвесторов российским компаниям пришлось избавляться от непрофильных активов.
|
|
На первой стадии необходимы варианты реформирования по отдельным компаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать специалисты компаний-монополий. Следует исключить крайности в организации этого непростого дела. Если относительно недавно такие вопросы полностью замыкались на компании-монополии, то сейчас представители таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела "Реформирование естественных монополий" следует учесть результаты других общих разделов. Например, при реформировании монополий таких как Газпром, Транснефть, РЖД и т.п. необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономики, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. Т.е. на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы.
Прежде чем реформировать необходимо, удостовериться, что выгоды перекрывают издержки и риски. Поэтому раздел должен содержать анализ рисков, связанных с реформированием естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных подразделений, способных действовать в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться упорядочиванием условий и правил бизнеса, с тем чтобы исключить риск замены одной монополии на другую: государственной на частную.[12]
Разработку проектов преобразований естественных монополий и ранее поручали руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства разрабатывал Газпром, железных дорог – Министерство транспорта, электроэнергетики – руководство РАО «ЕЭС». При этом не учитывался конфликт интересов. Правила и условия реорганизации государственной компании, распродажи ее активов не должны устанавливать менеджеры монополий.
Следует помнить о сложности дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение, которой возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений компаний-монополий, наведения порядка в их финансовой отчетности, отсечения структур, занятых в непрофильной деятельности и т.п. Определить возможность реализации реформы с точки зрения изменения нормативной базы, оценить возможные реакции на те или иные меры, как реформирование естественных монополий приведет к инновационному социально ориентированному типу экономического развития задача экспертной группы.