Работа с детьми, имеющими потенциальные признаки одаренности

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы.

Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т. е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

Чаще всего отношение педагогов да и родителей к таким детям бывает не всегда благожелательным. Иногда можно услышать о них такие высказывания: «Всегда неизвестно, чего от них можно ожидать, они непредсказуемы». Кроме того, нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности — с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

Первое, что должен сделать школьный психолог,— это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям — своего неординарного ребенка.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Не касаясь здесь всех условий, способствующих творческому развитию учащихся, отметим лишь, что наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. [9]

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование одарённости.

2.1 Организация процесса диагностики и описание методики.

   Для изучения одаренности мы исследовали учащихся 1-«Б» и 1-«В» классов в пятигорском лицее № 15,где действует экспериментальная психологическая площадка.

    Для изучения одаренности мы использовали методики: «Карта одаренности» и тест Торренса «Незавершенные рисунки».

Всего в диагностике участвовало следующее количество учеников: 1-«Б» класс в количестве 26 человек и 1-«В» класс в количестве 25 человек.

Методика «Карта одаренности» разработана специально для родителей. В ее основу легли многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться—от 5 до 10 лет.

Инструкция: “Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) — оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10—15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка”.

Так же мы предложили и другим взрослым, хорошо знающим ребенка, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Для того, чтобы затем вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.(опросник и лист ответов см. в Приложении 1)

Обработка результатов

Мы сосчитали количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются),результаты подсчетов записываются внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку взрослых степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

1) интеллектуальная; 2) творческая; 3) академическая (научная); 4) художественно-изобразительная; 5) музыкальная; 6) литературная; 7) артистическая; 8) техническая; 9) лидерская; 10) спортивная.

 

2.2Анализ результатов исследования

 

    В процессе исследования у нас получились следующие результаты:

    1-«Б» класс

Ф.И.О. Вид одаренности
1.А. Сергей Академическая и техническая
2.Б.Александр Спортивная
3.Б. Алексей Интеллектуальная, техническая
4.Б. Алена Лидерская
5.Б.Татьяна Лидерская
6.Г.Руслан Техническая, лидерская
7.Г. Иван Академическая
8.Д. Наила Интеллектуальная
9.Д. Иван Артистическая
10.Е. Вероника Интеллектуальная
11.Ж. Виталий Литературная
12.Л. Евгений Литературная
13.Л. Виктор Спортивная
14.Л. Наталья Музыкальная и спортивная
15.М. Евгений Академическая, литературная, спортивная
16.М. Джамалия Музыкальная, лидерская
17.П. Елена Литературная
18.Р. Надежда Музыкальная
19.С. Максим Музыкальная
20.С. Лейла Интеллектуальная
21.С. Андрей Литературная, техническая
22.С. Александр Спортивная, лидерская, литературная
23.С. Михаил Лидерская
24.Т. Светлана Научная, музыкальная, литературная
25.Ч. Инна Интеллектуальная
26.Ш. Сергей Спортивная

        

Вывод:

Интеллектуальная 5 человек 19, 2 %
Творческая 0 0
Академическая 1 человек 3,8 %
Художественно-изобразительная 0 0
Музыкальная 3 человека 11, 5%
Литературная 5 человек 19, 2 %
Артистическая 2 человека 7,7 %
Техническая 3 человека 11,5 %
Лидерская 4 человека 15,6 %
Спортивная 3 человека 11,5 %

 

1-«В» класс

Ф.И.О. Вид одаренности
1.Б. Евгения Художественно-изобразительная
2.Б. Александр Спортивная
3.Б.Наталья Интеллектуальная и лидерская
4.В.Оксана Художественно-изобразительная
5.В. Елена Творческая и интеллектуальная
6.В. Григорий Интеллектуальная и спортивная
7.В.Сергей Спортивная
8.Г. Валентина Лидерская
9.З. Иван Лидерская
10.И. Зарема Литературная
11.К. Юлия Художественно-изобразительная и лидерская
12.К. Сергей Интеллектуальная
13.К. Евгений Лидерская
14.К. Виталий Интеллектуальная
15.К.Виктория Интеллектуальная
16.П. Елена Интеллектуальная
17.П. Светлана Литературная
18.П. Антон Творческая
19.С. Андрей Интеллектуальная
20.С. Борис Творческая и спортивная
21.Ц. Виталий Литературная и творческая
22.Ч. Анастасия Музыкальная
23.Ч. Елена Художественно-изобразительная
24.Ш.Василий Лидерская и спортивная
25.Ш. Светлана Музыкальная

 

Вывод:

Интеллектуальная 6 человек 23 %
Творческая 2 человека 8 %
Академическая 0 0
Художественно-изобразительная 3 человека 11 %
Музыкальная 2 человека 8 %
Литературная 3 человек 11 %
Артистическая 1 человек 4 %
Техническая 0 0
Лидерская 4 человека 16 %
Спортивная 3 человека 11 %

Анализ результатов

Полученные данные можно представить в виде диаграммы:

Степень развития различных видов одаренности в 1”Б” классе

 

 


Степень развития различных видов одаренности в 1”В” классе

 

 

 

2.3 Выводы и рекомендации

 

Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:

    -у всех исследованных детей имеются ярко выраженные способности в разных областях деятельности;

    -наиболее выраженными являются способности в интеллектуальной области, спортивной, литературной;

    -мы исследовали родительские наблюдения за способностями детей. Для того, чтобы наиболее достоверно выявить одаренность ребенка, нужно применять и другие методики исследования одаренности.

    Рекомендации:

-Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся;

    -Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

-Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.

-Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.

-Реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

Психолог разрабатывает программы работы с одаренными детьми.

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто демонстрируется или восхищение или, наоборот, скептическое, настороженное поведение. Бывают также случаи, когда родители и окружающие ребенка взрослые высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные говорят о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам и в физическом развитии не отстают от своих сверстников. Следует помнить, что по отношению к любым детям, а тем более к одаренным, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что следует поощрять в ребенке,— это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей.

Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей — обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание оживляло и поддерживало чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Итак, следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в Центры психологического сопровождения. Кроме того, и сам ребенок нуждается в проработке собственных проблем для более полного принятия себя, построения адекватной самооценки и избежания межличностных конфликтов.

Для психологов-консультантов одаренность – особый пласт работы, имеющий свою специфику. Интерес вызывают следующие стратегические направления консультативной работы:

-проблемы одаренного ребенка в семье;

-проблемы и взаимоотношения с учителями;

-отношения со сверстниками и с самим собой.

Каждое из этих направлений требует специального теоретического и эмпирического исследования с целью выделить наиболее острые проблемные точки для более грамотного построения рекомендаций и консультативной работы в дальнейшем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1972. – 84 с.

2.Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997. 76 с.

3.Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М., 1998. - 164 с.

4.Богоявленская Д. R Психология творческих способностей. Мл Академия, 2002. - 281 с.

5.Венгер Л. А., Дьяченко О, М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989. – 275 с.

6.Де Бона Э. Развитие мышления. Три пятидневных курса. Минск, 1997. – 184 с.

7.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. – 348 с.

8.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. – 112 с.

9.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994. – 247 с.

10.Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. – 275 с.

11.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2001. – 195 с.

12.Мухина B.C. Детская психология. М.: Апрель-пресс, 2000. – 256 с.

13.Миткова А.К. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991. с.48

 

 

Приложение

Вопросник

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа; человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, KOIV да видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

 

Лист ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: