Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

В главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" КоАП РФ содержится ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение трудового законодательства.

В соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения представляют действия (бездействия), которые нарушают законодательство о труде, а также об охране труда.

Система трудового законодательства представлена в статье 5 ТК РФ. Законодательство об охране труда является составной частью трудового законодательства.

Следует отметить, что статья 5.27 КоАП РФ является общей нормой, специальные нормы нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.28, 5.29, 5.30 и т.д.

Субъектом ответственности является должностное лицо организации, а также само юридическое лицо.

Согласно части 2 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

"Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника)" (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В данном случае субъектом ответственности является только должностное лицо организации.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим (статья 3.11 КоАП РФ).

Исполнение постановления о дисквалификации должностного лица осуществляется немедленно после вступления его в силу (часть 1 статьи 32.11 КоАП РФ).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Такой реестр ведет МВД РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года N 483 "Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц").

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Следует отметить, что осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия являются административными правонарушениями и влекут ответственность (статья 14.23 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 5.28 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьями 21, 22 ТК РФ установлено, что ведение переговоров и заключение коллективного договора или соглашения является правом работника и работодателя.

Если ни работодатель, ни работники не инициируют проведение переговоров для заключения коллективного договора или соглашения, то обязанности по заключению такого договора или соглашения не возникает, и, следовательно, нельзя говорить о какой-либо ответственности.

В случае если работодатель получил письменное предложение начать переговоры, то он обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней с момента получения предложения (статья 36 ТК РФ).

Порядок ведения переговоров установлен статьей 37 ТК РФ.

Согласно статье 40 ТК РФ: "Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей".

Статья 45 ТК РФ: "Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции".

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены КоАП РФ (статья 54 ТК РФ).

Представителем работодателя является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (статья 33 ТК РФ). Указанные лица несут ответственность в случае неисполнения возложенных на них обязанностей по ведению переговоров и заключению коллективного договора или соглашения.

В соответствии со статьей 5.29 КоАП РФ непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 37 ТК РФ  стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены КоАП РФ (статья 54 ТК РФ).

В соответствии со статьей 5.30 КоАП РФ необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Подписание коллективного договора или соглашения является обязанностью работодателя. Согласно статье 40 ТК РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

В соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ  нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Коллективный договор и соглашение являются локальными нормативными актами. Работодатель обязан соблюдать требования коллективного договора и соглашения. Об этом говорит и статья 55 ТК РФ: "Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом".

В соответствии со статьей 5.32 КоАП РФ  уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 398 ТК РФ говорит о том, что примирительные процедуры - это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Порядок проведения примирительных процедур установлен статьями 399 - 404 ТК РФ.

Статьей 402 ТК РФ установлено императивное правило: работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Кроме того, работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и от участия в ее работе.

Обратите внимание, в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки (статья 406 ТК РФ).

В соответствии со статьей 5.33 КоАП РФ невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Статья 408 ТК РФ: "Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора".

Согласно статье 409 ТК РФ, если работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен КоАП РФ (статья 416 ТК РФ).

В соответствии со статьей 5.34 КоАП РФ увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 ТК РФ.

Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 ТК РФ

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Правила проведения забастовки установлены статьями 410 - 412 ТК РФ. Статьей 413 ТК РФ определены случаи проведения незаконных забастовок.

Статья 415 ТК РФ: "В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке".

В соответствии со статьей 5.40 КоАП РФ принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 409 ТК РФ участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Таким образом, отказ в приеме на работу свыше квоты, установленной законодательством, является правомерным.

В соответствии со статьей 5.44 КоАП РФ сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": "Страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона".

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со статьей 5 указанного Закона подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Согласно статье 228 ТК РФ работодатель при несчастном случае на производстве помимо прочего обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего.

При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно:

в соответствующую государственную инспекцию труда;

в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Формы сообщений утверждены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

 

2.2 Ответственность за нарушение обязательств

 

Уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статьей 177 УК РФ установлена уголовная ответственность руководителя организации за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта. Данное деяние влечет наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Объективную сторону составляют действия (точнее бездействие) по невыполнению обязанности по погашению кредиторской задолженности, вытекающей из нормативно-правовых актов или договоров либо обязанности по оплате ценных бумаг, если она (обязанность) признана вступившим в законную силу решением суда.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, кредиторская задолженность - это неисполненное либо исполненное, но с нарушением срока обязательство должника перед кредитором, в том числе и по денежным обязательствам.

Обязательным элементом данного состава преступления является требование крупного размера задолженности. Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным размером признается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

В соответствии со статьей 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К ценным бумагам статьей 143 ГК РФ отнесены: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Обязательность оплаты ценных бумаг должна быть подтверждена вступившим в силу решением суда.

Понятие злостности уклонения законом не раскрывается. Злостность уклонения устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, и прежде всего исходя из наличия у должника денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, действий должника по созданию препятствий для взыскания денежных средств и т.д. При этом должник не отрицает долга, но и не возвращает его. В случае отрицания долга, налицо спор о праве. В таком случае дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

Уклонение представляет собой несовершение действий по выполнению определенных обязанностей.

Субъектом ответственности является руководитель организации - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

   Преднамеренное и фиктивное банкротство

Основу правового регулирования порядка признания должника банкротом составляет ГК РФ и Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Согласно статье 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Указанные признаки несостоятельности применяются, если иное не установлено Законом о банкротстве.

В соответствии со статьей 7 Закона о банкротстве правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Статьей 9 Закона о банкротстве установлены случаи, когда руководитель обязан подать заявление о признании банкротом:

- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

- органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

- в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

Кроме того, должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Должник вправе подать в суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (статья 8 Закона о банкротстве).

Руководитель юридического лица как высшее должностное лицо организации обязан осуществлять свою деятельность во благо организации, способствовать процветанию, при этом не выходя за рамки законодательства. Безусловно, деятельность руководителя связана с определенным экономическим риском. Кроме того, руководитель, как и любой человек, может ошибаться при осуществлении своей деятельности. Просчеты руководителя, а иногда и недостаточная квалификация руководителя могут повлечь неблагоприятные последствия в виде убытков и, как следствие, несостоятельности организации. В таком случае организация подлежит признанию банкротом и ликвидации.

Как правило, руководители организации в той или иной степени виновны в банкротстве организации. В большинстве случаев вина выражается в принятии неверных управленческих решений, повлекших задолженность и несостоятельность. В данном случае руководитель несет ответственность только перед учредителями или собственниками организации.

В то же время УК РФ и КоАП РФ установлен ряд норм, закрепляющих ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о банкротстве:

- преднамеренное банкротство (статья 196 УК РФ), часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ;

- фиктивное банкротство (статья 197 УК РФ), часть 1 статьи 14.12 КоАП РФ;

- неправомерные действия при банкротстве (статья 195 УК РФ), статья 14.13 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ:

"Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет".

Статья 196 УК РФ:

"Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового".

Как видно из диспозиций указанных норм, понятие преднамеренного банкротства раскрывается одинаково.

Рассмотрим объективную сторону обоих составов. Итак, уголовная ответственность наступает за совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу денежного обязательства должник обязан уплатить кредитору деньги, а кредитор вправе требовать такой уплаты.

Обязательства по уплате денежных средств кредитору может возникнуть по различным основаниям: в силу закона либо заключенного договора, а также причинения вреда.

В данном случае в первую очередь речь идет о сделках. Как правило, сделки совершаются на невыгодных для организации условиях либо с заведомым осознанием того, что условия договора контрагентом не будут выполнены.

Следует также отметить, что на практике иногда совершаются сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также кабальные сделки (сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась). Такие сделки могут быть признаны судом недействительными по иску потерпевшей стороны (статья 179 ГК РФ) В таком случае потерпевшая сторона может претендовать на возврат другой стороной всего полученного ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.

К обязательным платежам относятся налоги и сборы, установленные налоговым законодательством, платежи в государственные внебюджетные фонды и т.д.

Следует отметить, что размер обязательных платежей должен определяться без учета штрафов, пеней и иных финансовых санкций (статья 4 Закона о банкротстве).

Важным моментом является то, что банкротство наступило вследствие именно умышленных действий руководителя, а не вследствие обычной экономической деятельности.

Таким образом, подобные правонарушения могут совершаться только с прямым умыслом.

В ранее действовавшей редакции статьи 196 УК РФ для квалификации в обязательном порядке требовалось установить личную заинтересованность или заинтересованность иных лиц. В действующей редакции такое требование отменено, из чего следует, что мотивы совершения указанного преступления не имеют уголовно-правового значения.

Субъектами ответственности являются руководитель организации, учредитель (участник) и индивидуальный предприниматель.

Разграничение уголовной и административной ответственности осуществляется по признаку крупного размера.

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным ущербом признается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. При наличии крупного ущерба можно говорить об уголовной ответственности; если ущерб составил меньшую сумму, нежели установлена УК РФ, то об административной.

Обратите внимание, в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности. Подобная ответственность может наступать не только в случаях преднамеренного банкротства. При этом решающее значение имеет вина руководителя. Если для наступления уголовной или административной ответственности характерен прямой умысел, то для привлечения к гражданской ответственности достаточно неосторожности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.12 КоАП РФ:

"Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет".

В соответствии со статьей 197 УК РФ:

"Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового".

Объективную сторону указанных составов составляют действия по заведомо ложному публичному объявлению о несостоятельности. Объявление о несостоятельности должно быть сделано в установленном законом порядке. Порядок официального опубликования установлен статьей 28 Закона о банкротстве.

До определения Правительством Российской Федерации официального издания, в котором в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете".

Опубликование сведений о несостоятельности в ином источнике средств массовой информации не может повлечь ответственность за фиктивное банкротство, но в таком случае можно говорить об ответственности за мошенничество.

Заведомо ложными объявлением является опубликование информации не соответствующей действительности.

Как правило, подобные правонарушения совершаются в целях неоплаты либо получения отсрочки оплаты кредиторской задолженности. Однако для целей квалификации по действующему законодательству цель совершения указанных действий значения не имеет.

Субъектами ответственности являются руководитель организации, учредитель (участник) и индивидуальный предприниматель.

Разграничение уголовной и административной ответственности осуществляется по признаку крупного размера.

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным ущербом признается сумма, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. При наличии крупного ущерба можно говорить об уголовной ответственности, если ущерб составил меньшую сумму, нежели установлена УК РФ, то об административной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: