С развитием современного производства доля прямых расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям. Избежать этих ошибок позволяет применение функционального метода калькулирования себестоимости продукции (Activity Based Costing, ABC).
Функциональный метод получил свое распространение в 1980-х гг. Он был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом. В настоящее время его активно используют 10% крупных компаний в США, Великобритании, Европе и Австралии. Этот метод вызывает интерес и у российских предприятий, ориентированных на создание стратегических конкурентных преимуществ.
Функциональный метод основан на утверждении, что у предприятия имеется определенный объем ресурсов, который позволяет ему выполнять производственные функции. Эти ресурсы распределяются по функциям пропорционально драйверам затрат, то есть затратообразующим факторам. Издержки по каждой функции относят на объект калькулирования, в качестве которого могут выступать изделие, товар, услуга, клиент, заказ.
Преимущества функционального метода становятся очевидными, когда на одном предприятии производится широкий ассортимент продукции. Дело в том, что при производстве разнородной продукции потребуется гораздо больше временных и финансовых затрат на составление графиков производства, на наладку оборудования, контроль качества, осуществление заказов и доставку всех комплектующих от поставщика и со склада.
В этом случае к драйверам затрат относятся: количество наладок оборудования, количество комплектующих и материалов, число проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Зная причину возникновения определенных накладных расходов, можно обоснованно отнести их на себестоимость отдельного продукта. Поэтому для каждого вида накладных расходов необходимо, прежде всего, точно определить драйвер затрат.
Подход к распределению накладных расходов, предусмотренный функциональным методом, позволяет с большей точностью распределять накладные, а следовательно, объективней исчислять затраты на производство каждого вида продукции.
Функциональный метод не является альтернативным методом по отношению к позаказному и попроцессному методам. Он представляет собой один из подходов определения затрат, составляющих себестоимость продукции, и может быть использован как при позаказном методе, так и при попроцессном.
Преимущество этого подхода при определении себестоимости заключается в достаточно большой точности расчетов. В себестоимости продукции учитываются все затраты - как прямые, так и косвенные. Причем проблема распределения накладных затрат по некорректно выбранной базе отсутствует. При использовании функционального метода нет необходимости разделять затраты на переменные и постоянные. Следовательно, все издержки предприятия становятся управляемыми.
Указанные преимущества позволяют использовать функциональный метод при долгосрочном планировании. Как говорилось выше, преимущества функционального метода становятся очевидными, когда он применяется в высокотехнологичных отраслях, а также на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент разнородной продукции.
Тем не менее стоит указать на высокую трудоемкость и значительные затраты, связанные с внедрением этого метода.
учет затрата калькуляция себестоимость
Расчет себестоимости продукции в ООО «Производство» с использованием метода полного учета затрат и директ-костинг
ООО «Производство» создано в 2005 году. Основным видом деятельности организации является организация производства редукторов: червячных, цилиндрических, так же мотор - редукторов разной комплектации. Так же предприятие оказывает услуги по ремонту редукторов и изготовлению различных комплектующих. Качество и эксплуатационная надежность выпускаемой продукции обеспечиваются отлаженной системой контроля, включающей лабораторию с высококлассными специалистами и современным оборудованием.
Экономисты ООО «Производство» при расчете себестоимости нового редуктора используют метод директ- костинг, а в бухгалтерском учете себестоимость продукции исчисляется при помощи метода учета полных затрат. В своей курсовой работе я сравниваю 2 этих метода, для расчетов взяла 1 квартал 2009г.
Таблицы
Таким образом, мы видим что метод директ-костинг удобно использовать в тех случаях, когда есть остатки готовой продукции на складе.
Так в январе 2009г. прибыль при исчислении методом полных затрат больше на 114211 руб. чем при методе директ-костинг. Зато в феврале мы наблюдаем увеличении прибыли на 114212 руб. за счет остатков готовой продукции на складе при исчислении методом директ-костинг. Оценка запасов готовой продукции и незавершенного производства по переменным затратам позволяет избежать капитализации постоянных расходов в запасах, что подчеркивает «рыночную» сущность системы директ-костинг, ее нацеленность на производство ради реализации.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы.
Калькулирование себестоимости продукции дает неоценимую практическую пользу и является важным аспектом экономической деятельности предприятия. А выбор наиболее оптимальных методов экономических расчетов упрощает работу экономистов и дает возможность проведения более четкого и полного анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
В компании ООО «Производство» можно использовать различные методы калькулирования себестоимости и позаказный и нормативный и полный и переменный учет затрат. С приходом опытных экономистов на предприятие я думаю постепенно наладиться четкая и слаженная работа бухгалтеров, логистов и менеджеров. И управленческий учет начнется развиваться в фирме.
Список литературы
1. Горелова М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования себестоимости.»Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2006//сайт Консультанта
2. Кондратова И.Г. Учет материальных затрат и контроль за их распределением // Экономический анализ: теория и практика.-2008 №9
3. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Мельникова Л.А. Теоретические аспекты учета расходов и калькулирования себестоимости продукции.// Современный бухучет, 2008 №4/ сайт Консультанта
5. Бухгалтерская отчетность за 1 квартал 2009г. ООО «Производство».
Таблица 3
Метод директ-костинг
| Показатели |
| Январь 2009 | Февраль 2009 | Март 2009 |
| ||||
| Изготовлено, шт. |
| 118 |
|
| 123 |
|
| 141 |
|
| Продано, шт. |
| 100 |
|
| 141 |
|
| 140 |
|
| Остаток, шт. |
| 18 |
|
| 0 |
|
| 1 |
|
| Цена, руб. |
| 12500 |
|
| 12500 |
|
| 12500 |
|
| Общая сумма | Продукция | Услуги | Общая сумма | Продукция | Услуги | Общая сумма | Продукция | Услуги | |
| Прямые расходы | 72% | 28% |
| 62% | 38% |
| 58% | 48% | |
| Амортизация ОС | 41 152 | 29 629 | 11 523 | 41 153 | 25 515 | 15 638 | 41 152 | 23 868 | 19 753 |
| Зарплата основных работников | 140 109 | 100 878 | 39 231 | 167 475 | 103 835 | 63 641 | 192 785 | 111 815 | 92 537 |
| Материалы | 168 470 | 168 470 |
| 377 720 | 377 720 |
| 484 274 | 484 274 |
|
| Итого прямых расходов | 349 731 | 298 978 | 50 753 | 586 348 | 507 069 | 79 278 | 718 211 | 596 089 | 112 290 |
| Косвенные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Общепроизводственные расходы | 503 533 | 362 544 | 140 989 | 367 023 | 227 554 | 139 469 | 483 813 | 280 612 | 232 230 |
| Общехозяйственные расходы | 501 278 | 360 920 | 140 358 | 526 223 | 326 258 | 199 965 | 673 956 | 390 894 | 323 499 |
| Расходы на продажу | 35 077 | 25 255 | 9 822 | 61 829 | 38 334 | 23 495 | 47 537 | 27 571 | 22 818 |
| Итого косвенных расходов | 1 039 888 | 748 719 | 291 169 | 955 075 | 592 147 | 362 929 | 1 205 306 | 699 077 | 578 547 |
| Всего расходов | 1 389 619 | 1 047 697 | 341 922 | 1 541 423 | 1 099 216 | 442 207 | 1 923 517 | 1 295 167 | 690 837 |
| Себестоимость остатков ГП на конец мес. |
| 159 818 |
|
| 0 |
|
| 9 186 |
|
| Себестоимость реализован.продукции |
| 887 879 |
|
| 1 259 034 |
|
| 1 285 981 |
|
| Финансовый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выручка |
| 1 250 000 | 856 750 |
| 1 762 500 | 1 093 448 |
| 1 750 000 | 1 237 715 |
| Себестоимость реализован.продукции |
| 887 879 | 341 922 |
| 1 259 034 | 442 207 |
| 1 285 981 | 690 837 |
| Операционная прибыль | 362 121 | 514 828 | 503 466 | 651 241 | 464 019 | 546 878 |
|
|
| Январь 2009 | Февраль 2009 | Март 2009 |
| ||||
| Изготовлено, шт. |
| 118 |
|
| 123 |
|
| 141 |
|
| Продано, шт. |
| 100 |
|
| 141 |
|
| 140 |
|
| Остаток, шт. |
| 18 |
|
| 0 |
|
| 1 |
|
| Цена, руб. |
| 12500 |
|
| 12500 |
|
| 12500 |
|
| Общая сумма | Продукция | Услуги | Общая сумма | Продукция | Услуги | Общая сумма | Продукция | Услуги | |
| Прямые расходы | 72% | 28% |
| 62% | 38% |
| 58% | 48% | |
| Амортизация ОС | 41 152 | 29 629 | 11 523 | 41 153 | 25 515 | 15 638 | 41 152 | 23 868 | 19 753 |
| Зарплата основ.работников | 140 109 | 100 878 | 39 231 | 167 475 | 103 835 | 63 641 | 192 785 | 111 815 | 92 537 |
| Материалы | 168 470 | 168 470 |
| 377 720 | 377 720 |
| 484 274 | 484 274 |
|
| Итого прямых расходов | 349 731 | 298 978 | 50 753 | 586 348 | 507 069 | 79 278 | 718 211 | 596 089 | 112 290 |
| Себестоимость остатков ГП на конец мес. |
| 45 607 |
|
| 0 |
|
| 4 228 |
|
| Себестоимость реализован.продукции |
| 253 371 | 50 753 |
| 552 676 | 79 278 |
| 591 862 | 112 290 |
| Финансовый результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выручка |
| 1 250 000 | 856 750 |
| 1 762 500 | 1 093 448 |
| 1 750 000 | 1 237 715 |
| Себестоимость реализован.продукции |
| 253 371 | 50 753 |
| 552 676 | 79 278 |
| 591 862 | 112 290 |
| Маржинальная прибыль |
| 996 629 | 805 997 |
| 1 209 824 | 1 014 170 |
| 1 158 138 | 1 125 425 |
| Косвенные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общепроизвод.расходы | 503 533 | 362 544 | 140 989 | 367 023 | 227 554 | 139 469 | 483 813 | 280 612 | 232 230 |
| Общехозяйственные расходы | 501 278 | 360 920 | 140 358 | 526 223 | 326 258 | 199 965 | 673 956 | 390 894 | 323 499 |
| Расходы на продажу | 35 077 | 25 255 | 9 822 | 61 829 | 38 334 | 23 495 | 47 537 | 27 571 | 22 818 |
| Итого косвенных расходов | 1 039 888 | 748 719 | 291 169 | 955 075 | 592 147 | 362 929 | 1 205 306 | 699 077 | 578 547 |
| Операционная прибыль |
| 247 910 | 514 828 | 617 678 | 651 241 | 459 061 | 546 878 |






