Объекты экологической экспертизы

 

В законодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а. также экологические обоснования лицензий и сертификатов [3].

К предплановым материалам (работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные, собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. К предплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства, территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающей природной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемы расселения, схемы и планы развития городов и территорий, в том числе районной планировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны и использования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон и территорий (в т. ч. зон экологического бедствия, свободных экономических и эколого-экономических зон).

К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадки строительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основные положения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальные условия на строительное проектирование и т.д.

К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочая и сметная документация.

Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий. К объектам экологической экспертизы законом отнесены также экологические обоснования сертификатов.

Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объекты государственной ЭЭ определены в Законе "Об экологической экспертизе" [4]. Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на соответствующей территории и т.д. (всего около 20 типов материалов).

Существенно новым с точки зрения объектов ЭЭ является то, что к ним относятся теперь и действующие объекты, требующие повторной государственной ЭЭ, хотя ранее уже имевшие её положительное заключение.

Повторная государственная экологическая экспертиза проводится в случаях: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ); при изменении условий природопользования; реализации объекта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти документы; внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения государственной ЭЭ; истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ.

Разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Перечень закреплен в Положении "Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ" [10]. Он содержит ЗЗ основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности, производительности, тепловой нагрузки (например, ТЭЦ), объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов, позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

Перечень экологически опасных объектов и видов хозяйственной деятельности, уточненный ВНИИ природы [6]:

1. Объекты ядерно-топливного цикла — установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов, ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравлические и тепловые электростанции и крупные установки для сжигания топлива мощностью 300 Мвт и более.

3. Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, за исключением производства без литейных и предприятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промышленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и установок по производству сжиженного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность — химические комбинаты, предприятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбестсодержащих продуктов (асбестоцементной продукции — мощностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных материалов — мощностью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий — в объёмах и свыше 200 т/год), стекла, минеральных удобрений, пестицидов и| других ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с суточным объемом 200 т и более.

9. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия — предприятия с гидромеханизированной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-, газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб более 300 мм и магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс. м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (емкостью 5 тыс. т и более), пестицидов (мощностью 850 т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общегосударственного, республиканского, областного (краевого) значения, аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки вагонов.

18. Животноводческие комплексы — свиноводческие (50 тыс. голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс. голов и более), КРС (1200 коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магистральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы поверхностных вод производительностью более 1 м3/сек и подземных вод при заборе воды 10 млн м3/год и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.) отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки коммунального назначения — мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного (областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гидротехнических и других промышленных объектов).

25. Космодромы.

Примечание: На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.

 


ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО ИССЛЕДУЕМОМУ ПРОЕКТУ "СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ЗАЛИВ ЧАЙВО (О.САХАЛИН)"

 

Заключительная часть ОВОС, то, ради чего эти материалы разрабатываются и что в первую очередь интересует экспертную комиссию, — это экологическое заключение, включающее оценку экологического риска рассматриваемого вида деятельности на данной территории с выделением приоритетных экологических проблем.

В экологическом заключении должны содержаться выводы о достаточности природоохранных мероприятий, предусматривающих экологическую безопасность проекта на всех этапах его реализации, строительство, эксплуатация (включая аварийные ситуации), ликвидация. Выводы об экологической безопасности должны быть строго аргументированы и согласованы с существующими нормативными и правовыми документами.

Проект может быть принят для проведения ГЭЭ только в том случае, если в нем содержится раздел ОВОС, включающий все упомянутые подразделы. Материалы ОВОС должны заканчиваться экологическим заключением о возможности реализации данного вида деятельности.

Государственная экологическая экспертиза на основе оценки аргументированности ОВОС подготавливает решение о разрешении (или запрещении) проекта. Это предложение содержится в заключении Государственной экологической экспертизы, которое является окончательным и может быть обжаловано только в судебном порядке.

Проект, отклоненный Государственной экологической экспертизой, может быть представлен на повторную экспертизу только после доработки проекта и разработки нового раздела ОВОС, учитывающих все замечания, на основании которых был отклонен проект.

Как мы уже отмечали ранее, предметом данной работы является рассмотрение ОВОС по проекту "Строительство технологического моста через залив Чайво (о. Сахалин)".

Технологический мост предназначен для перевозки блоков модулей по первичной переработке нефти берегового комплекса подготовки (БКП).

В административном отношении район работ входит в состав Ногликского района Сахалинской области. Ближайшими населенными пунктами являются поселки Вал (18 км), Ноглики (85 км) и Катангли (97 км).

Трасса проектируемого автодорожного проезда начинается от автодороги Ноглики – Оха и проходит с востока на запад, пересекая залив Чайво до Восточного побережья острова Сахалин. Местонахождение моста и его конструктивные решения определены условиями прокладки трассы в составе инфраструктуры комплекса по добыче и переработке нефти.

Строительные работы по сооружению технологического моста через залив Чайво были выполнены силами ОАО "Дальмостострой". Общая продолжительность строительства определена календарным графиком и составила 12 месяцев, в том числе 4 месяца - подготовительный период.

Работы по строительству проведены в три этапа – подготовительный (в том числе сооружение искусственных ледяных площадок и подъездных путей), основной и ликвидационный.

Целью данной работы являлась оценка возможной антропогенной нагрузки в районе строительства мостового перехода через залив Чайво и его минимизация на основе использования современных технологических приемов и оптимизации сроков проведения работ.

В данной главе автор проанализировала и представила с практической точки зрения краткое содержание материала, разработанного для вышеуказанного объекта. Также здесь приведены основные этапы и условия прохождения ОВОС.


4.1 Основные этапы и условия прохождения ОВОС

Главное и непременное условие ОВОС является одновременность ее проведения с разработкой всех проектных решений. Процедура ОВОС имеет несколько этапов, результат завершения которых оформляется следующими документами:

1 этап.

Заключается в разработке концепции намечаемой деятельности

Целью первого этапа проведения ОВОС является информирование общества о намечаемых действиях Заказчика, которые неизбежно приведут к изменению среды обитания людей на конкретной территории. Таким образом, ОВОС начинается тогда, когда Заказчик планируемой деятельности формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы (концепция намечаемой деятельности). По результатам этого этапа с целью объявления своих намерений по организации того или иного вида деятельности на конкретной территории Заказчиком готовится "Уведомление о намерениях", которое содержит:

– предварительный список намерений Заказчика по характеру планируемой деятельности;

– перечень реальных и разумных альтернатив рассматриваемому проекту.

Уведомление о намерениях передается в местные органы власти и управления для получения Заказчиком разрешения на проектирование и изыскания.

Генеральный проектировщик несет ответственность за полноту и качество предоставленной исходной информации.

Исполнитель несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при разработке раздела предоставленной и собранной самостоятельно информации.

При подготовке Задания на проектирование всего комплекса сооружений в рамках описываемого нами объекта, Заказчиком было рассмотрено несколько альтернативных вариантов схем доставки грузов от буровой площадки, расположенной на берегу Охотского моря (восточный берег залива Чайво) на БКП, расположенный на Восточном берегу залива:

1. Устройство паромной переправы через залив Чайво;

2. Строительство автодорожного моста через залив Чайво;

3. Устройство причалов на обоих берегах залива с перевозкой грузов на плавсредствах;

4. Строительство объездной автодороги (вокруг залива Чайво).

Технико-экономический анализ вариантов показал, что наиболее целесообразным является строительство мостового перехода через залив Чайво.

Были предложены к рассмотрению следующие возможные проектные решения:

1. Строительство мостового перехода с пролетами 18,0 м в центральной части моста и устройством арочных пролетов длиной 9,0 м с засыпкой грунтом на прибрежных участках.

2. Строительство мостового перехода с единой длиной пролетов 22,0 м.

3. Строительство мостового перехода с единой длиной пролетов 18,0 м.

При рассмотрении указанных вариантов принимались во внимание следующие факторы:

– экологические требования, исключающие грунтовые работы в пределах акватории залива;

– транспортные схемы доставки материалов и конструкций к месту строительства;

– материалоемкость конструкций.

Анализ указанных факторов выявил целесообразность строительства мостового перехода с пролетными строениями длиной 22,0 м с исключением сужения сечения залива в месте перехода насыпями и конусами устоев. Данное решение обусловлено рядом экологических факторов, требованиями по габаритности грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, требованиями Заказчика к жесткости сооружения (предельные прогибы пролетных строений были директивно ограничены величиной Lпр/800), а также соображениями по монтажу конструкций с учетом технических средств и механизмов, имеющихся в наличии ОАО "Дальмостострой".

Рекомендованным к проектированию был принят мост со следующими параметрами:

- полная длина (по концам переходных плит)– 835,9 м;

- габарит автопоезда – 9,0 м;

- схема моста 38´22,05 м.

Пролетные строения индивидуальной конструкции запроектированы ОАО "ТРАНС МОСТ" г. Санкт-Петербург.

2 этап

Заключается в определении воздействий на окружающую среду

Целью второго этапа проведения ОВОС является выявление всех возможных воздействий будущего народнохозяйственного объекта или комплекса на окружающую среду с учетом природных условий конкретной территории. На данном этапе проводится:

1. Технологический анализ проектных предложений;

2. Обоснование целей, средств и сроков реализации проектных предложений и места размещения предполагаемого производства. Это особенно важно проделать, учитывая существенность неблагоприятных экологических последствий и неопределенность социальных эффектов;

3. Определение воздействий на окружающую среду в случае реализации принятых проектных решений;

4. Требуется информация о:

– фактическом состоянии окружающей среды;

– характере и видах воздействия его качественных и количественных оценках (масштаб, интенсивность, глубина, периодичность, продолжительность);

– источниках воздействия (размерах, пространственных формах и расположении);

объектах воздействия.

На данном этапе готовится: "Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)", которое представляется всем заинтересованным сторонам; органам государственной власти, управления и контроля, общественности и т.д.

Основная цель представления ЗВОС - выявить наиболее значимые последствия реализации намечаемой деятельности с позиций всех заинтересованных сторон для определения направлений дальнейших исследований по ОВОС, а именно:

границы проведения ОВОС;

объекты воздействия;

прогнозируемые изменения окружающей среды и ее компонентов (вода, воздух, почвы, животный и растительный мир, недра и т.д.).

Сооружение автодорожных объектов сопровождается рядом факторов отрицательного воздействия на окружающую природную среду, которые условно можно разделить на три группы.

К первой группе относятся факторы, связанные с проектными решениями – выбор местоположения объекта строительства, конструкция опор и перекрытий, ширина пролетов моста, система водоотведения дождевых и талых вод с мостового полотна, и т.д.

Факторы второй группы обусловлены технологическими решениями: размещение производственных и рабочих площадок, отвалов грунта и площадок для складирования почвенного грунта, леса и растительных отходов, применением средств механизации.

В третью группу входят нарушения правил производства работ и несоблюдения требований охраны природы, в частности: складирование конструкций и передвижение строительных машин и механизмов в не установленных органами надзора местах, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, разрушение мест обитания животных, загрязнение околомостового пространства строительными отходами.

В связи с этим в рассматриваемой нами ОВОС были поставлены и выполнены следующие задачи:

1. Анализ и обобщение архивной и литературной информации по состоянию воздушной и водной сред, почвы, растительности и животного мира в районе строительства моста через залив Чайво в Ногликском районе Сахалинской области;

2. Произведена оценка воздействия на каждую из сред при реализации проекта строительства мостового перехода через залив Чайво в рамках реализации проекта "Сахалин – 1";

3. Даны рекомендации по охране отдельных компонентов природной среды, наиболее подвергаемых антропогенному воздействию;

4. Осуществлен расчет ущерба, наносимого отдельным компонентам природной среды в период проведения работ по строительства мостового перехода через залив Чайво в рамках реализации проекта "Сахалин – 1";

5. Представлены мероприятия по минимизации загрязнения поверхностных водотоков, воздушной среды, почвы, растительности и животного мира.

Также были проведены следующие инженерно-экологические изыскания:

– геоэкологическое опробывание и лабораторные исследования почво-грунтов, поверхностных и подземных вод;

– санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования;

– камеральная обработка материалов и составление отчетной технической документации (с графическими и текстовыми приложениями).

3 этап,

Наиболее значимый, заключается в выявлении возможных экологических последствий.

Целью третьего этапа проведения ОВОС является выявление экологических, социальных, экономических и других связанных с ними последствий реализации намечаемой деятельности на данной территории в определенный временной период. Выявление последствий осуществляется с помощью общественных слушаний "Заявления о воздействии на окружающую среду", результаты которых оформляются протоколом. Протокол общественных слушаний является документом, на основании которого производится корректировка проектных решений, а также составляется программа необходимых научно-исследовательских и изыскательских работ.

В связи с этим в рамках исследуемого нами объекта были рассмотрены и детально приведены следующие характеристики:

– Характеристика воздействия на окружающую среду в период строительства

– Краткая характеристика района строительства

– Инженерно-геологические условия района мостового перехода

– Гидрологические условия площадки строительства

– Воздействие объекта на компоненты природной среды

– Метеорологическая и климатическая характеристика местности

– Характеристика существующего загрязнения атмосферного воздуха

– Физико-географические и техногенные условия

– Геологическое строение района

– Гидрогеологические условия

– Гидрологическая характеристика залива Чайво

– Почвенные условия территории строительства

– Общие сведения о растительности региона

– Общие сведения о животном мире

– Характеристика воздействия на окружающую среду в период строительства

– Краткая характеристика района строительства

– Инженерно-геологические условия района мостового перехода

– Гидрологические условия площадки строительства

– Воздействие объекта на компоненты природной среды

– Воздействие на водную среду в период строительства автодорожного моста

– Воздействие строительных работ на атмосферный воздух

– Воздействие нарушенного в процессе строительства работ почвенного покрова на водные объекты и подземные воды

– Воздействие на почвенный покров и растительность

– Воздействие шума

– Возможные виды воздействия строительства моста на окружающую среду и растительный мир

4 этап.

Представляет из себя корректировку проекта

Целью четвертого этапа проведения ОВОС является осуществление корректировки проектов, прошедших стадию ЗВОС. При этом по выявленным экологически значимым позициям разработчиком прогнозируются изменения окружающей среды, которые произойдут в результате реализации проекта. По результатам прогноза разрабатываются дополнительные меры и мероприятия, направленные на предотвращение отрицательных экологических и других последствий изменений в окружающей среде.

В ходе реализации выбранного нами объекта были отмечены следующие природоохранные мероприятия:

– Охрана поверхностных водотоков в период проведения строительных работ

– и эксплуатации мостового перехода, включающая в себя очистку бытовых сточных вод, а также очистку поверхностных сточных вод

– Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

– Мероприятия по сбережению почвы, включающие в себя рекультивацию нарушенных земель; растительности и животного мира

– Определение класса опасности и способов утилизации отходов, формирующиеся в процессе строительства мостового перехода

5 этап.

Заключается вподготовке "Заявления об экологических последствиях"

На данном этапе готовится "Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), представляющее собой документ, содержащий гарантии Заказчика обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий в случае реализации проекта. В ЗЭП приводятся:

основные результаты исследований, проведенных в процессе ОВОС и выводы, сделанные на их основе;

последствия значимых воздействий на окружающую среду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности;

обязательства Заказчика по реализации проектных решений, изложенных в документации, в соответствии с требованиями экологической безопасности и мер, гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период "жизненного цикла" предприятия.

ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектных материалов о проделанной работе по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представляется Заказчиком на государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации. Окончательный вариант готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов должны включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант материалов ОВОС утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на Государственную и Общественную экологическую экспертизу.

Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит указанные выше этапы ОВОС на всех стадиях подготовки документации, которая должна представляться на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

оценка состояния окружающей среды (проект ОВОС) до реализации проектных решений, то есть определение исходных характеристик и параметров компонентов окружающей среды, которые могут быть затронуты в процессе хозяйственной деятельности;

выявление основных факторов и видов негативного воздействия в связи с реализацией планируемой деятельности: загрязнение атмосферного воздуха, акустическое воздействие, воздействие на геологическую среду, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв, общее экологическое воздействие;

обоснование показателей предельно допустимого воздействия и правил природопользования, исходя из лимитирующих экологических факторов намечаемого вида деятельности. Нормативы и правила должны обеспечить устойчивое развитие биогеоценозов в рамках природноизмененных геосистем;

разработка рекомендаций и мероприятий по ограничению или нейтрализации всех основных видов воздействий с учетом современных достижений в этой области, использования ресурсосберегающих технологий, систем защиты окружающей среды и т.п.

Для решения поставленных задач и создания тома оценки воздействия на окружающую среду (проект ОВОС) проводится комплекс экологических исследований по оценке воздействия намечаемого объекта на компоненты окружающей среды, а именно:

оценка возможного загрязнения атмосферного воздуха;

оценка акустического воздействия;

оценка влияния намечаемой деятельности на поверхностные и подземные воды;

оценка возможного воздействия на почвенный и растительный покров;

оценка рекреационного воздействия на прилегающие территории;

разработка природоохранных мероприятий, способствующих снижению негативных последствий.

На основании полного комплекса экологических исследований по оценке воздействия намечаемого объекта на компоненты окружающей среды заказчик готовит заключение по ОВОС, в котором сообщает об основных расчетах, включая компенсацию ущерба, наносимого в период строительства; указывает уровень воздействия строительства данного объекта на окружающую природную среду, а также приводит аргументы, подтверждающие необходимость реализации данного объекта.

Далее в качестве примера автор приводит заключение, выполненное заказчиком в рамках выбранного нами объекта:

Экологическое заключение

На основании анализа проектных решений по строительству мостового перехода через залив Чайво, а также оценки воздействия на природные среды в период строительства и эксплуатации объекта выявлено, что от его строительства и эксплуатации будет оказано воздействие практически на все виды природных сред. Расчетами установлено, что размер платы за бытовые отходы (ТБО и ЖБО), а также строительный мусор равен 8181703,46 рублей. Размер платы за сброс общей массы взвешенных веществ в водные объекты района строительства в текущих ценах определен в 3341,15 рубля. Размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу следующие:

Плата за период строительства, с учетом федерального коэффициента на 2002 год, составит - 87846,1 руб.

Плата за период эксплуатации технологического моста на 2002 год, с учетом федерального коэффициента составит - 3,95 руб.

Величина платы за загрязнение окружающей среды без выдачи разрешительных документов, таких как разрешение на сброс загрязняющих веществ в водоёмы, за выброс загрязняющих веществ в атмосферу, за размещение отходов может составить 41364453,57 рублей.

Компенсация ущерба, наносимого рыбному хозяйству от строительства мостового перехода через залив Чайво определена в 9257 долларов 91 цент или при соотношении 32 рубля за доллар 296253, 12 рублей.

Следует заметить, что платы определены без учета НДС.

Однако реализация проекта "Сахалин – 1" без строительства мостового перехода через залив Чайво вообще не возможна. При строительстве аналогичного объекта в другом месте (см. раздел 3.5. Краткая история объекта строительства) воздействие на природную среду увеличится на несколько порядков.

Исходя из изложенного считаем, что воздействие от реализации проекта "Строительство мостового перехода через залив Чайво на подъездной автодороге к Северной буровой площадке Чайво (Проект Сахалин - 1)", относительно объема производимых работ, не велико и проект можно рекомендовать к реализации.

 





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале. Одной из главных "внутренних" сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности с количественной интерпретацией оцениваемых экологических параметров ОС. Задачи оценки неоднородности экспертной группы, получения групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия планируемой деятельности на окружающую среду решаются методами математико-статистического системного анализа и прогноза, составляющих основу информационного обеспечения экологической экспертизы и ОВОС.

К числу "внешних" трудностей и нерешенных проблем ЭЭ и ОВОС, характерных не только для РФ, но и других стран, относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальным природоохранным законодательствам. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность. Самым "недоработанным" пунктом ЭЭ остается "внутренняя" проблема оценки качественных параметров ОС, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная ЭЭ, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Букс И.И., Фомин СЛ. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Программа курса и учебно-методические материалы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 146 с.

2. Безопасность России. Словарь терминов и определений. – М.:МГФ "Знание". 1999. – 267 с.

3. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 20.12.01 N° 7-ФЗ. // ВСНД. 2001

4. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ, (в ред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)

5. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" // Российская газета N 51, 03.03.92.

6. Федеральный закон от 18.12.06 № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"//Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006.

7. Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" // Собрание законодательства Российской Федерации, N 27, 05.07.2010, ст.3445.

8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утвержден 29.12.98, № 539. // Экологическое право России. Сб. нормат. правовых актов и документов. М.: Изд-во БЕК, 1998, с. 269.

9. Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности. Приказ Госкомэкологии России от 25.09.97, N° 397 (документ официально не публиковался); /Плетникова И.П. и др. Разработка комплекта документов по организации проведения государственной экологической экспертизы. Научный отчет ВНИИ природы по контракту № 1 от 12.04.96 Минприроды РФ по теме 15 НИОКР (в соответствии с приказом Минприроды РФ от 22.12.95 № 524).

10. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Постановление Правительства РФ от 11.06.99, 698. // СЗРФ. 1999, № 40. с. 4648.

11. Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ. Приказ Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280. (Зарегистрирован в Минюсте России 28.07.97 № 397).// Курьер РВ, 12.08.97.

12. Положение о государственной экологической классификации намерений и деятельности в г. Москве (проект), М.: Москомприроды, 1996.

13. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Утв. приказом Минприроды РФ от 18.07.94, N° 222, зарег. в Минюсте РФ 22.09.94 695. // "Экономика и жизнь", № 40, октябрь 1994г.; "Российские вести" N° 233(657) от 8.12.94. - 10 с.

14. Фомин СА "Государственная экологическая экспертиза". / В кн. Экологическое — право РФ. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - с. 125-141. •

15. Фомин СА. "Теория и практика экологической экспертизы (на примере деятельности Москомприроды)". М.: МНЭПУ, 1995. — 78 с.

16. Фомин СЛ. "Экологическая экспертиза и ОВОС". // В кн. Экология, охран природы и экологическая безопасность. / Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997, с. 541-555

17. Бешелев, Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. - 263 с.

18. Бурцев СЛ. "Государственная экологическая экспертиза предприятий с трансграничным воздействием". Экологическая экспертиза. //Обзорная информация. М.: ВИНИТИ, N° 2, 1995, с. 3-8.

19. Васильев СЛ. "О введении государственной экологической классификации намерений и деятельности. (Опыт Москомприроды)". // Экологическая экспертиза и ОВОС, М., ЦЭП, 1996, № 1, с. 51.

20. Горкина ИД. Экологические требования при строительстве (реконструкции, техническом перевооружении) предприятий гражданской авиации. /ОВОС. Практический опыт: // Сб. ЦРДЗ Общ-ва "Знание" РФ. М.: 1992. - 73с.

21. Сай С.И., к.эн., Председатель Правления АНО "КИЭТ", Природно-ресурсные ведомости №6 (333), июнь 2008г.

22. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.–688с.

23. Экологическое право: учеб./Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова и др.; отв. ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О.Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 656 с.

24. Асташев К.В. "Экологическая Экспертиза",научная статья, июнь 2008 г.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: